РБК Компании

Опыт тестирования ПО в одной из крупнейших мировых фармкомпаний

Предотвратить или устранить? Роль внешней команды тестирования ICL Soft в разработке ИТ-продукта для фармкомпании на базе платформы BPMSoft
Тестирование ПО для фарминдустрии
Задача

Проведение полного цикла тестирования программного обеспечения компании, разработанного на low-code платформе BMPSoft в рамках импортозамещения, включая функциональное, конфигурационное тестирование, тестирование процессов и интеграций с формированием оптимальной системы отчетности.

Причина

Высокие риски получения ошибок при реализации сложных бизнес-процессов и множества бизнес-правил, разработке интеграционных модулей в системе BPMSoft.

Крупные корпорации для решения бизнес-задач в сфере ИТ все чаще прибегают к разработке собственных решений на low-code платформах. Такие решения комфортно модифицировать, обновлять и масштабировать, гибко реагируя на изменяющиеся потребности бизнеса. Это существенно сокращает время и усилия, затрачиваемые на разработку.

Однако, low-code платформы по своей природе ограничивают возможность настройки, поскольку они предлагают предустановленный набор функций и инструментов. Пользователям может быть трудно адаптировать приложение, если требования к ПО выходят за рамки предложенных платформой. Трудности также могут возникать в процессе реализации сложных бизнес-процессов и интеграций с другими системами предприятия.

Как сделать так, чтобы разработанное решение одинаково корректно функционировало на всех устройствах и соответствовало потребностям заказчика и конечных пользователей? Как исключить ошибки и дополнить функциональность решения? Как воссоздать привычный и комфортный для пользователей интерфейс?

Российский филиал одной из крупнейших международных фармацевтических компаний со штаб-квартирой в Кембридже для решения своих задач выбрал вариант индивидуальной разработки решения на платформе BPMSoft. 

Однако, с разработкой самого решения, работа не заканчивается. Какой бы сильной и профессиональной ни была команда программистов, в тесном сотрудничестве с ними всегда должна быть задействована не менее сильная команда тестировщиков. В целях команды тестирования — не только поиск и предотвращение ошибок и дефектов в процессе эксплуатации и некий контроль качества разработанного ПО, но и оптимизация процесса разработки как с внутренней стороны, так и для конечного пользователя.

Программное обеспечение для крупной фармацевтической компании (далее КФКомпания) представляет собой сложный продукт с реализацией различных бизнес-правил, включающих множество условий, и созданием цепочек сложных бизнес-процессов, механику каждого из которых нужно протестировать и убедиться в позитивном сценарии или, в противном случае, предоставить отчет о необходимости доработок. 

С целью качественного тестирования разрабатываемого продукта на основе Low-code платформы BPMSoft КФКомпания пригласила команду тестирования ICL Soft. Профессиональная команда оказывает полный цикл тестирования ПО, начиная от структурированных тест-кейсов до выполнения тестов и составления отчетов с результатами, и имеет доказанный положительный опыт в тестировании решений непосредственно на платформе BPMSoft.

ПРОБЛЕМА, с которой обратился заказчик:

Высокие риски получения ошибок при реализации сложных бизнес-процессов и множества бизнес-правил,  разработке интеграционных модулей в системе BPMSoft.

ЗАДАЧИ команды тестирования:

  • Проведение функционального тестирования с проверкой бизнес-процессов, бизнес-правил, пути конечного пользователя.
  • Тестирование процессов. 100%-ная проверка работоспособности полного цикла бизнес-процесса, проведение различных сценариев UseCases с последующей регистрацией баг-репортов.
  • Тестирование интеграций. Проверка обмена данными в процессе взаимодействия со смежными системами с помощью прозрачного тестирования интеграций.
  • Конфигурационное тестирование c учетом потребностей конечных пользователей системы и устройств, на которых они работают, а также всех предусмотренных для выполнения функционала устройств.

РЕШЕНИЕ:

На этапе анализа текущей ситуации на предприятии были сформированы начальные требования к команде тестирования, а именно:

  • Проверка корректности выполнения требования в системе на основе позитивных сценариев.
  • Проверка корректности получения и отправки данных в интеграционную систему на основе положительных сценариев, учет возможных ошибок со стороны сторонней системы при помощи негативных сценариев. 
  • Описание тест-кейсов для отчета по задаче с целью дальнейшего шаринга внутри команды тестирования и помощи саппорту.

Первичным сбором данных занимались тимлид команды тестирования и один тестировщик. В результате обследования, постановки и утверждения задач заказчиком, был разработан поэтапный план работ, и команда была расширена до 4х специалистов.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

В зависимости от специфики деятельности организации методология тестирования может включать функциональное, нагрузочное, регрессионное, интеграционное тестирование или их сочетания в рамках адаптации методологии под конкретные требования.

Методология тестирования, которая была предложена и реализована в фармацевтической компании, включает следующие этапы:

1. Планирование тестирования. На этом этапе были определены цели и задачи, и составлена стратегия тестирования.

Команда ICL Soft определила список поддерживаемых ОС, браузеров, размеров экрана и минимальный набор устройств. Специалисты определили релевантные виды тестирования для данного проекта, в том числе те, которые не имеет смысла проводить на начальном этапе работ, но в дальнейшем в них может возникнуть необходимость. Были определены необходимые инструменты для реализации проекта, и сформирована его дорожная карта, описаны правила ведения тестовой документации для тест-кейсов и баг-репортов. Были назначены метрики для определения эффективности проведенной работы.

2. Разработка тест-кейсов. Тест-кейсы формулируются на основе требований к системе и определяют конкретные шаги для проверки функциональности и производительности.

В проекте КФКомпании был применен метод, при котором тестировщик начинает готовиться к тестированию параллельно с работой аналитика или разработчика. На этом этапе он изучает требования, задает вопросы, готовит тест-кейсы. Такой формат работы позволяет заранее предугадать возможные ошибки и не допустить их.

3. Подготовка тестовых данных и тестового окружения. Подготовка необходимых данных и окружения для проведения тестирования, включая настройку тестовых инструментов.

Для данного проекта этот этап был необходим для подготовки шаблонов для импорта или экспорта данных. Подготовка эталонных шаблонов позволяет значительно сократить время после передачи задачи непосредственно в тестирование.

4. Выполнение тестов. Непосредственно выполнение тестов на основе ранее разработанных тест-кейсов и с использованием выбранных инструментов.

Команда тестирования ICL-Sof обладает компетенциями по работе с инструментами:

  • Soap UI и Postman для тестирования API и сервисов.
  • Jmeter для проведения нагрузочного тестирования.
  • Selenium, Python для автоматизации тестирования.
  • Lambdatest для конфигурационного тестирования на разных устройства и разрешениях экрана.

Для проверки корректности работы приложения на разных устройствах в рамках проекта команда использовала Lambdatest. В дальнейшем планируется подключить Jmeter для нагрузочного тестирования. Использование SoapUI или Postman не требовалось в виду применения Low-code платформы BPMSoft.

В дальнейшем планируется подключение автоматизации при помощи Selenium и Python в виду масштабирования системы и необходимости сокращения сроков тестирования и выпуска в промышленную эксплуатацию наиболее качественного продукта.

В ходе работ активно применяется опыт тестирования веб- и мобильных приложений, знание REST и SOAP API-интерфейсов, используемых в процессах интеграции BPM-системы с другими внешними системами, глубокая экспертиза в BPMN.

  1. Анализ результатов и отчетность. Анализ результатов тестирования, выявление дефектов, составление отчета о тестировании, содержащего информацию о найденных проблемах, их важности и необходимости незамедлительного устранения. Специалисты ICL формировали мини-отчет по итогам тестирования для каждой задачи, указывая найденные несоответствия.
  2. Отслеживание дефектов и управление ими с помощью системы баг-трекера Jira для регистрации, назначения приоритетов, мониторинга статуса и тесного взаимодействия между командой разработчиков и тестирования.
  3. Регрессионное тестирование предназначено для исключения дефектов и нарушения предыдущей функциональности ПО перед выводом нового функционала в промышленную эксплуатацию.

По итогам регрессионного тестирования тестировщик собирает итоговый отчет с результатами прогонов, которые сохраняются в Zephyr. Это помогает отслеживать, что и когда было проверено, когда был последний регресс, и, самое важное, дает возможность проанализировать найденные ошибки из разных прогонов.

5. Документирование и передача знаний. Команда тестирования документирует полученные результаты и процедуры, чтобы обеспечить передачу знаний другим членам команды и заинтересованным сторонам.

В первую очередь, был описан процесс работы команды, это позволяет подключать новых специалистов по тестированию безболезненно для проекта. При наличии четких регламентов работы, новый сотрудник включается в проект с первого дня, и каждый участник понимает свою роль и роль коллег на проекте.

РЕЗУЛЬТАТЫ

На текущий момент разработка решения на платформе BPMSoft продолжается. Вместе с тем продолжается непрерывное тестирование продукта командой ICL Soft. 

  1. Благодаря утвержденной стратегии тестирования специалистам удается обеспечивать качественные бизнес-процессы, в которых предусмотрено максимум различных UseCases, акцентируя внимание на тех кейсах, которые действительно необходимы для решения задач конечного пользователя.
  2. В рамках работы над интеграцией с внешними системами обеспечивается полный и корректный обмен данными с учетом потребностей заказчика. Внедрено документирование интеграционных систем с описанием процесса подключения к интеграционной системе и оценке ключевых показателей, доступных любому специалисту проекта.
  3. Достигнуто максимальное соответствие интерфейса привычному, ранее используемому в зарубежном решении, при этом учтены и устранены замечания пользователей на текущий момент.
  4. Обеспечена работоспособность системы на всех устройствах пользователей.
  5. Согласована модель волнообразного ввода тестировщиков на периоды кратного увеличения объема работ, что позволяет контролировать бюджет заказчика и обеспечивать оптимальную загрузку специалистов без переработок и простоя.
  6. Ведется непрерывный сбор данных по результатам каждого спринта / регресса / смока, что позволяет оценивать эффективность работ и проводить анализ повторяющихся дефектов для поиска оптимального решения проблемы.

Сотрудничество ICL Soft с фармацевтической компанией, занимающей лидирующие позиции в индустрии во всем мире, продолжается как в сфере тестирования, так и в сфере разработки ИТ-продуктов на платформе BPMSoft. 

Одним из собственных решений, разработанных командой ICL Soft для фармацевтической отрасли и внедренной в КФКомпанию , является CRM-система CRM Pharma, которая полностью закрывает потребности заказчика с учетом специфики деятельности. 

Результат

Система работоспособна на всех устройствах пользователей. Интерфейс соответствует привычному (ранее используемому в зарубежном решении), включены дополнительные функции. Ведется непрерывный сбор данных по результатам каждой задачи по тестированию для накопления данных и предотвращения повторяющихся ошибок.

Последнее изменение: 7 ноября 2023

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации04.09.2017
Уставной капитал2 000 000,00 ₽
Юридический адрес Республика Татарстан (Татарстан) Р-Н ЛАИШЕВСКИЙ С. УСАДЫ УЛ. ДОРОЖНАЯ Д. 42 КОРПУС 1
ОГРН 1171690091980
ИНН / КПП 1624016042 162401001

Контакты

Адрес 422616, Россия, Лаишевский район РТ, п. Усады, ул. Дорожная, 42 — Особая экономическая зона «Иннополис»
Телефон +78003339870

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия