Top.Mail.Ru
РБК Компании
Успейте до повышения цен: получите скидку до 70%
Забрать скидку
Успейте до повышения цен:
получите скидку до 70%
Забрать скидку
Главная Vesperfin 16 декабря 2025

Своя машина — уже роскошь: стоит ли отказываться от нее ради экономии

Вопрос о целесообразности покупки собственного авто невероятно актуализировался после вступления в силу с 1 декабря 2025 года новых правил расчета утильсбора
Своя машина — уже роскошь: стоит ли отказываться от нее ради экономии
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Midjourney
Арина Веспер
Арина Веспер
Основатель и генеральный директор финансовой школы Vesperfin

Профессиональный трейдер с 13 летним опытом. Выпустила более 150 000 студентов по всему миру

Подробнее про эксперта

Многие россияне, еще несколько лет назад воспринимавшие личный автомобиль как базовый элемент комфортной жизни, сегодня все чаще задумываются о целесообразности его покупки и содержания. Авто стало символом растущих расходов и финансовой нагрузки. Дорожают как сами машины, так и их обслуживание. Что же касается бензина, то он в России растет в цене быстрее официальной инфляции.

Еще сильнее жизнь россиян усложнили новые правила расчета утилизационного сбора. Да, они распространяются только на определенные типы новых машин, но все равно это приведет к росту цен и на вторичном рынке автомобилей. Помимо утилизационного сбора также выросли цены на запчасти и обслуживание машин, подорожали парковки.

Во сколько обходится машина

Подавляющее большинство людей, сравнивая автомобиль и общественный транспорт, учитывают только стоимость самой машины и бензина, которым ее придется постоянно заправлять. Но это самая большая ошибка. Истинная стоимость владения своим автомобилем складывается из множества обязательных, а часто и непредсказуемых статей расходов.

Все начинается с покупки своего авто.

Утильсбор уже вступил в силу, а с 1 января 2026 года он еще и проиндексируется. В планах поднять его на 25%, после чего увеличивать на 10-20% каждый в год.

На этом фоне цены на автомобили на российском рынке ощутимо изменились. Если брать новые машины, то здесь популярные у граждан марки прибавили немало. Например, автомобили Haval подорожали в среднем от 50 000 до 100 000 рублей, а вот на машины марки Solaris цены выросли куда ощутимее — от 330 000 до почти 500 000 рублей.

Отечественные автомобили тоже дешевле не стали. Но они, конечно, являются самым доступным вариантом. Ладу Ниву Легенд можно купить за 1 077 000 рублей, а Ладу Гранту — за 1 243 000 рублей.

И это автомобили, на которые новые правила вообще не должны были как-либо повлиять. Что уж говорить про автомобили с объемом двигателя от 160 л.с.

Здесь ситуация удручающая. Россияне, которые предпочитают машины повыше и помощнее, теперь должны быть готовы заплатить лишние 2-3 млн. Даже за такие популярные кроссоверы, как Toyota RAV4, Kia Sorento, Volkswagen Tiguan, Toyota Highlander или Geely Monjaro в казну государства придется внести негуманный утильсбор.

Если до 1 декабря 2025 года утильсбор на автомобили указанных марок обходился россиянину в 3400 рублей, то с 1 января 2026 года за Volkswagen Tiguan нужно будет заплатить 952 800 рублей, за Toyota Highlander и Geely Monjaro — 1 010 400 рублей, а за Toyota RAV4 и Kia Sorento — 2 364 000 рублей. И это только утилизационный сбор без учета стоимости самой машины.

Справедливости ради, есть модели, которые нововведения не затронули. Сюда относится популярный мини-кроссовер Kia Seltos, Hyundai Tucson, а также Toyota Camry с 2-литровым мотором на 150 л.с. и некоторые другие машины.

Однако «ценовой шок» и заметная просадка рынка все равно ожидаются. Особенно после бурного октября-ноября, когда возник ажиотажный спрос на ввозимые из-за рубежа автомобили. Таможни даже перешли на круглосуточную работу, чтобы успеть оформить весь поток машин по старым правилам. Не отставали и продажи новых машин — в октябре россияне купили 171 200 автомобилей, а это абсолютный рекорд за последние 3,5 года.

Получается, что в среднем стоимость даже бюджетного нового автомобиля в 2025 году в России составляет от 1,1 млн рублей. Сумма немаленькая. Если автомобиль покупается в кредит, стоимость владения автоматически возрастет за счет переплаты. На вторичном рынке можно найти варианты доступнее, но здесь есть другие риски.

Регулярные и скрытые расходы

Страховка, топливо, налоги — это базовый набор автомобилиста. ОСАГО сегодня обходится в среднем 10-14 000 рублей, а КАСКО — от 37 до 150 тысяч в зависимости от модели. Затраты на бензин тоже будут зависеть о того, какую машину вы выбрали для себя и какое расстояние вам приходится преодолевать в течение дня, но редко у кого они составляют меньше 8 000 рублей в месяц. За год набежит почти 100 000 рублей. Ну и транспортный налог платим каждый год до 1 декабря.

Помимо базовых расходов, есть еще скрытые и неожиданные. Каждый автомобилист хоть раз сталкивался с непредвиденными поломками, которые обходятся в десятки тысяч рублей. Помимо этого, есть еще расходы на периодическое плановое ТО, затраты на мойку и аксессуары. Не забываем об оплате штрафов и парковки.

Автомобиль — это не инвестиция, а имущество, которое постоянно теряет в цене. Как только машина выехала из салона, она подешевела. И это не зависит от того, сколько вы на ней проехали. Однако положительные моменты от владения своим авто тоже есть. Машина — не только про деньги, но и про образ жизни. Можно ехать туда, куда нужно, а не туда, куда ходит маршрутка.

Бывают ситуации, когда личный транспорт действительно жизненно необходим:

  • Большие расстояния или неудобная транспортная сеть.
  • Работа, связанная с постоянными выездами.
  • Наличие семьи с детьми и животными.
  • Необходимость покупать и перевозить крупные вещи.
  • Жизнь в пригороде, где автобусы ходят редко.

В таких случаях экономия уходит на второй план. Здесь речь идет о времени и комфорте.
Даже несмотря на возросшие расходы на владение и новый утильсбор, часть людей принципиально останется «за рулем». И дело здесь не только в удобстве, но и в том, как они выстраивают свой образ жизни.

Есть же общественный транспорт

Автомобили стоят дорого, и далеко не каждый россиянин может себе это позволить. Автобусы и метро не требуют ремонта, страховки, парковок. Есть только временной и психологический фактор: транспорт не всегда идет по расписанию, бывает тесно и душно, а в плохую погоду добираться неудобно. Во многих отдаленных регионах общественный транспорт уже стал удобнее и современнее.

Что же касается денег, то средние траты жителя Москвы на общественный транспорт при регулярных поездках по городу составляют примерно 5 000 рублей в месяц, а с периодическими разовыми поездками на такси — до 10 000 рублей в месяц.

Общественный транспорт выигрывает у личного автомобиля в следующих ситуациях:

  • В крупных городах с хорошей транспортной сетью.
  • Если вы работаете в центре и ежедневно платите за парковку.
  • Если пробки отнимают слишком много сил и времени.
  • Если вы оптимизируете семейный бюджет.

Тенденция крупных мегаполисов сегодня очевидна — снижение доли личного транспорта. Москва, Санкт-Петербург, Казань активно развивают общественный транспорт, каршеринг и велосипедную инфраструктуру. Метро расширяется, автобусы стали комфортнее, появились выделенные полосы.

Минусом общественного транспорта остается необходимость подстраиваться под расписание и маршруты. Даже при выделенных полосах автобус может задерживаться или встать в пробку, а метро — загруженным до предела. Ну и он недоступен круглосуточно.

Если сравнить цифры, общественный транспорт почти всегда выигрывает у автомобиля. Причем в разы. Но есть нюанс — экономия денег не равна экономии времени. Также стоит учитывать удобство. Вопрос не сводится только к цифрам. Машина для многих россиян — это символ независимости, комфорта и уровня жизни.

Для определенной категории людей затраты на машину — это своеобразная инвестиция в качество жизни. И неважно на сколько вырос утилизационный сбор. Чаще всего это люди с доходом выше среднего, для которых ежемесячные траты на авто не критичны для бюджета. Здесь на первое место выходит не базовая функция машины как средства передвижения, а марка, класс, безопасность и тишина в салоне.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия