Своя машина — уже роскошь: стоит ли отказываться от нее ради экономии
Вопрос о целесообразности покупки собственного авто невероятно актуализировался после вступления в силу с 1 декабря 2025 года новых правил расчета утильсбора

Профессиональный трейдер с 13 летним опытом. Выпустила более 150 000 студентов по всему миру
Многие россияне, еще несколько лет назад воспринимавшие личный автомобиль как базовый элемент комфортной жизни, сегодня все чаще задумываются о целесообразности его покупки и содержания. Авто стало символом растущих расходов и финансовой нагрузки. Дорожают как сами машины, так и их обслуживание. Что же касается бензина, то он в России растет в цене быстрее официальной инфляции.
Еще сильнее жизнь россиян усложнили новые правила расчета утилизационного сбора. Да, они распространяются только на определенные типы новых машин, но все равно это приведет к росту цен и на вторичном рынке автомобилей. Помимо утилизационного сбора также выросли цены на запчасти и обслуживание машин, подорожали парковки.
Во сколько обходится машина
Подавляющее большинство людей, сравнивая автомобиль и общественный транспорт, учитывают только стоимость самой машины и бензина, которым ее придется постоянно заправлять. Но это самая большая ошибка. Истинная стоимость владения своим автомобилем складывается из множества обязательных, а часто и непредсказуемых статей расходов.
Все начинается с покупки своего авто.
Утильсбор уже вступил в силу, а с 1 января 2026 года он еще и проиндексируется. В планах поднять его на 25%, после чего увеличивать на 10-20% каждый в год.
На этом фоне цены на автомобили на российском рынке ощутимо изменились. Если брать новые машины, то здесь популярные у граждан марки прибавили немало. Например, автомобили Haval подорожали в среднем от 50 000 до 100 000 рублей, а вот на машины марки Solaris цены выросли куда ощутимее — от 330 000 до почти 500 000 рублей.
Отечественные автомобили тоже дешевле не стали. Но они, конечно, являются самым доступным вариантом. Ладу Ниву Легенд можно купить за 1 077 000 рублей, а Ладу Гранту — за 1 243 000 рублей.
И это автомобили, на которые новые правила вообще не должны были как-либо повлиять. Что уж говорить про автомобили с объемом двигателя от 160 л.с.
Здесь ситуация удручающая. Россияне, которые предпочитают машины повыше и помощнее, теперь должны быть готовы заплатить лишние 2-3 млн. Даже за такие популярные кроссоверы, как Toyota RAV4, Kia Sorento, Volkswagen Tiguan, Toyota Highlander или Geely Monjaro в казну государства придется внести негуманный утильсбор.
Если до 1 декабря 2025 года утильсбор на автомобили указанных марок обходился россиянину в 3400 рублей, то с 1 января 2026 года за Volkswagen Tiguan нужно будет заплатить 952 800 рублей, за Toyota Highlander и Geely Monjaro — 1 010 400 рублей, а за Toyota RAV4 и Kia Sorento — 2 364 000 рублей. И это только утилизационный сбор без учета стоимости самой машины.
Справедливости ради, есть модели, которые нововведения не затронули. Сюда относится популярный мини-кроссовер Kia Seltos, Hyundai Tucson, а также Toyota Camry с 2-литровым мотором на 150 л.с. и некоторые другие машины.
Однако «ценовой шок» и заметная просадка рынка все равно ожидаются. Особенно после бурного октября-ноября, когда возник ажиотажный спрос на ввозимые из-за рубежа автомобили. Таможни даже перешли на круглосуточную работу, чтобы успеть оформить весь поток машин по старым правилам. Не отставали и продажи новых машин — в октябре россияне купили 171 200 автомобилей, а это абсолютный рекорд за последние 3,5 года.
Получается, что в среднем стоимость даже бюджетного нового автомобиля в 2025 году в России составляет от 1,1 млн рублей. Сумма немаленькая. Если автомобиль покупается в кредит, стоимость владения автоматически возрастет за счет переплаты. На вторичном рынке можно найти варианты доступнее, но здесь есть другие риски.
Регулярные и скрытые расходы
Страховка, топливо, налоги — это базовый набор автомобилиста. ОСАГО сегодня обходится в среднем 10-14 000 рублей, а КАСКО — от 37 до 150 тысяч в зависимости от модели. Затраты на бензин тоже будут зависеть о того, какую машину вы выбрали для себя и какое расстояние вам приходится преодолевать в течение дня, но редко у кого они составляют меньше 8 000 рублей в месяц. За год набежит почти 100 000 рублей. Ну и транспортный налог платим каждый год до 1 декабря.
Помимо базовых расходов, есть еще скрытые и неожиданные. Каждый автомобилист хоть раз сталкивался с непредвиденными поломками, которые обходятся в десятки тысяч рублей. Помимо этого, есть еще расходы на периодическое плановое ТО, затраты на мойку и аксессуары. Не забываем об оплате штрафов и парковки.
Автомобиль — это не инвестиция, а имущество, которое постоянно теряет в цене. Как только машина выехала из салона, она подешевела. И это не зависит от того, сколько вы на ней проехали. Однако положительные моменты от владения своим авто тоже есть. Машина — не только про деньги, но и про образ жизни. Можно ехать туда, куда нужно, а не туда, куда ходит маршрутка.
Бывают ситуации, когда личный транспорт действительно жизненно необходим:
- Большие расстояния или неудобная транспортная сеть.
- Работа, связанная с постоянными выездами.
- Наличие семьи с детьми и животными.
- Необходимость покупать и перевозить крупные вещи.
- Жизнь в пригороде, где автобусы ходят редко.
В таких случаях экономия уходит на второй план. Здесь речь идет о времени и комфорте.
Даже несмотря на возросшие расходы на владение и новый утильсбор, часть людей принципиально останется «за рулем». И дело здесь не только в удобстве, но и в том, как они выстраивают свой образ жизни.
Есть же общественный транспорт
Автомобили стоят дорого, и далеко не каждый россиянин может себе это позволить. Автобусы и метро не требуют ремонта, страховки, парковок. Есть только временной и психологический фактор: транспорт не всегда идет по расписанию, бывает тесно и душно, а в плохую погоду добираться неудобно. Во многих отдаленных регионах общественный транспорт уже стал удобнее и современнее.
Что же касается денег, то средние траты жителя Москвы на общественный транспорт при регулярных поездках по городу составляют примерно 5 000 рублей в месяц, а с периодическими разовыми поездками на такси — до 10 000 рублей в месяц.
Общественный транспорт выигрывает у личного автомобиля в следующих ситуациях:
- В крупных городах с хорошей транспортной сетью.
- Если вы работаете в центре и ежедневно платите за парковку.
- Если пробки отнимают слишком много сил и времени.
- Если вы оптимизируете семейный бюджет.
Тенденция крупных мегаполисов сегодня очевидна — снижение доли личного транспорта. Москва, Санкт-Петербург, Казань активно развивают общественный транспорт, каршеринг и велосипедную инфраструктуру. Метро расширяется, автобусы стали комфортнее, появились выделенные полосы.
Минусом общественного транспорта остается необходимость подстраиваться под расписание и маршруты. Даже при выделенных полосах автобус может задерживаться или встать в пробку, а метро — загруженным до предела. Ну и он недоступен круглосуточно.
Если сравнить цифры, общественный транспорт почти всегда выигрывает у автомобиля. Причем в разы. Но есть нюанс — экономия денег не равна экономии времени. Также стоит учитывать удобство. Вопрос не сводится только к цифрам. Машина для многих россиян — это символ независимости, комфорта и уровня жизни.
Для определенной категории людей затраты на машину — это своеобразная инвестиция в качество жизни. И неважно на сколько вырос утилизационный сбор. Чаще всего это люди с доходом выше среднего, для которых ежемесячные траты на авто не критичны для бюджета. Здесь на первое место выходит не базовая функция машины как средства передвижения, а марка, класс, безопасность и тишина в салоне.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты



