Корпортал Банка Открытие: как повысить индекс счастья 25 000 сотрудников
Сотрудники банка «Открытия» между собой называют портал Открытие Daily «госуслугами внутри компании», а команда QSOFT делится опытом его созданияЗадача:
Создать digital экосистему с 40+ сервисами, которые закроют любые потребности сотрудника. Это должен быть современный инструмент взаимодействия с системами банка в офисе и удаленно, который сократит время на выполнение рутинных задач, оптимизирует процессы найма, сократит расходы на HR-сервисы, объединит и вовлечет топ-менеджеров и рядовой персонал в одном месте. Как результат, повысит digital-комфорт и лояльность сотрудников, когда любое взаимодействие с работодателем станет простым и удобным.
Причина:
У банка «Открытие» уже был корпоративный портал, который выглядел как новостной сайт, а для публикации необходимо было знание HTML/CSS. Для решения обычных задач — заказать справку, рассчитать премию, получить документы — не существовало единой системы. Сотрудникам приходилось самим выяснять, куда обратиться. Общение было возможно лишь в рамках одного офиса. Удаленные сотрудники не могли пользоваться сервисами со смартфона, потому что мобильного интранета не существовало.
«Философия счастливого сотрудника»: глобальная задача банка «Открытие»
В 2019 году исследователи Кристиан Крекель, Джордж Уорд и Ян-Эммануэль Де Неве провели анализ эмоционального состояния более 1,8 миллиона сотрудников в 230 организациях по всему миру. Исследования утверждают, что счастье повышает производительность — как сотрудника, так и команды. А значит, компании в целом.
В «Открытии» работают более 25 000 работников, счастье которых компания сделала приоритетной. Так в 2019 году банк запустил проект «Счастливый сотрудник»: HR-специалисты провели опросы работников на тему «Что для вас счастье на рабочем месте?».
По результатам анализа сформулировали четыре тезиса, которые делают персонал счастливее:
- Важно ощущение, что корпорация — для сотрудника, а не наоборот. Чувство, что компания делает все для комфорта и уюта на рабочем месте.
- Нужна цифровая экосистема для получения сервисов. Чтобы не только клиенты получали качественный сервис, но и сотрудники могли пользоваться подобной системой.
- Руководители и коллеги могут давать качественную обратную связь. Важно чувствовать, что работу видят и помогают развиваться.
- Нужен единый сервис, в котором можно пользоваться интернет-порталом, сообществами по функциям и интересам и другими сервисами.
С этими знаниями банк «Открытие» пришел в QSOFT и попросил создать сервисы, которые будут закрывать эти потребности. Глобально результат должен был отразиться на «индексе счастья» сотрудников.
Миссия выполнима: за год разработать и внедрить 40+ сервисов корпортала
Задачи стояли амбициозные.
- Запустить корпоративный портал с более чем 40 сервисами за год. «Открытие» и QSOFT договорились работать как единая команда без разделения на заказчика и подрядчика. Agile-группа состояла из 30 человек разработки и представителей 8 бизнес-подразделений компании.
- Довести среднюю удовлетворенность сервисами минимум до 4,5 из 5 баллов. Это главный показатель эффективности корпоративного портала, и это условие было закреплено в договоре.
Олег Демченко, директор по развитию и управляющий партнер QSOFT: «Мы понимали, что наш проект должен быть удобным настолько, чтобы средняя удовлетворенность сервисами была выше 4,5. Для этого корпорталу недостаточно быть просто функциональным. Важно, чтобы он был простым и интуитивно понятным. А дизайн — это ключ к решению этой задачи».
На стандартных проектах работа начинается с описания бизнес-процессов и функционала сервиса. Но для портала «Открытия Daily» QSOFT сначала рисовали дизайн и параллельно пересобирали процесс:
- Определили портреты пользователей, их задачи и особенности работы.
- Провели аудит текущих сервисов и создали бизнес-процессы под них.
- Создали прототипы UX/UI.
- Прототипы тестировали на группах из 300 пользователей, а затем корректировали их с учетом обратной связи.
- На основе готовых интерфейсов разворачивали полную функциональность.
- Каждую стадию разработки демонстрировали Управляющему Комитету банка. По комментариям вносили изменения и устраняли баги.
В результате создали экосистему, включающую в себя корпоративный портал и мобильный интранет, закрывающую поставленные задачи.
Главная страница «Открытия Daily» — это дашборд всего необходимого для работы: основные разделы и ссылки, необходимые персонализированные виджеты.
При разработке меню QSOFT ориентировались не на структуру банка, а на то, чтобы сотрудникам проще было находить информацию. Это помогает даже новичкам легко ориентироваться.
Функция поиска — одна из самых востребованных, и на старом корпортале была одной из самых проблемных. Для «Открытия Daily» реализовали сложный поиск на базе масштабируемого полнотекстового движка Elasticsearch. Он позволяет в режиме реального времени хранить, искать и анализировать большие объемы данных.
Высвободили треть времени руководителей и сотрудников
QSOFT разработали сервисы, которые помогают автоматизировать рутинные процессы. Например, руководители при помощи портала могут делегировать свои обязанности, искать сотрудников — и все это — в один клик.
В среднем сотрудник «Открытия» за год подает 5-6 заявлений на отсутствие — за свой счет или в счет отпуска. Подача одного заявления раньше занимала порядка 3 часов, а благодаря корпорталу — не больше 2 минут.
Точно так же сотрудники за пару минут отправляют заявки на отпуск, формируют любые справки, оформляют электронный больничный и льготы. Есть отдельные сервисы по заказу визиток, бронированию переговорных комнат, парковки и целый комплекс Help Me для заявок на ремонт, техподдержку и закупку канцтоваров.
В результате на 36% сократили время и нагрузку на сотрудников на оформление рабочих сервисов. Заказ расчетного листа стал быстрее на 97%, оформление отпуска — на 85%. Так, корпортал высвободил до 20 часов в год на выполнение интеллектуальных задач.
Дотянуться до сотрудников: сервисы для HR
Сервисы «Открытия Daily» стали правой рукой HR-специалистов банка. Теперь они могут:
- Разместить вакансию на любых сервисах в один клик.
- Уже после собеседования на этапе пребординга вести общение с кандидатами через мобильный интранет.
- Во время онбординга оперативно погружать сотрудника в работу. Также департамент, отвечающий за выход сотрудника, автоматически получает запросы: проверка службы безопасности, изготовление пропуска, создание аккаунта и почты, выдача оборудования.
- Закрепить за новичком HR-куратора на испытательный срок.
HR-специалисту понадобится заполнить одну заявку, чтобы найти нужного сотрудника, а затем организовать его выход на работу: от оформления пропуска до организации рабочего места.
Каждую из этих функций легко использовать и через мобильный интранет.
От сообществ до внутренней валюты: что повышает вовлеченность сотрудников
Общение с коллегами — один из факторов, который сотрудники называли важным для ощущения счастья на рабочем месте. Вот, что для этого на сделали на портале:
- Сообщества по интересам, проектам или подразделениям, которые сотрудники могут создавать сами. Также они играют роль Базы Знаний. Например, в сообществах подразделений генерируется и хранится важный рабочий контент: обсуждения, новые идеи, дашборды, документы и итоги рабочих задач. Меньше, чем за год, сотрудники банка создали более 230 сообществ.
- Корпоративный мессенджер с функцией видео- и аудиозвонков с одним или несколькими пользователями. Ими можно пользоваться как в браузере на компьютере, так и в мобильном интранете: сообщения синхронизируются.
- Геймификация, в основе которой лежит своя цифровая валюта — оупены. Их можно получить за определенное действие или получить виртуальное «спасибо» от коллеги или руководителя. Потратить их можно в виртуальном магазине или также сделать подарок коллеге. За первый месяц после релиза портала пользователи заработали более 100 000 оупенов и заказали более 5 000 товаров.
Новый корпортал стал инструментом для объединения и вовлечения топ-менеджеров и персонала. И главное открытие — начала зарождаться своя виртуальная экономика.
Инвестиции в экологию: сократился бумажный документооборот
Приятный побочным эффектом использования корпоративного портала стал постепенный отказ от бумажного документооборота в различных подразделениях компании.
Например, раньше на распечатку заявлений и их пересылку в отдел кадров компания тратила до 200 пачек бумаги и 90 000 конвертов. А сейчас в этом бизнес-процессе бумага не используется вообще благодаря сервису «Хочу в отпуск».
За год разработали новый корпортал с 40+ сервисами, max уровень удовлетворенности ими достиг 4,94 балла из 5. Выросли: удовлетворенность сотрудников ESI до 78,9%(+6,4%), вовлеченность EEI до 74,9%(+2,4%), общая лояльность сотрудников eNPS до 28,3%(+ 5,5%), ежедневный охват аудитории на 40%. На 36% сократили временные затраты и нагрузку персонала на решение рутинных вопросов. Награды: RIAwards 2023(1 место), RUWARD 2023(1 место), GLOBAL CIO 2021, INTERCOMM 2022(золото), HRTECHAWARD 2021(гран-при)
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты