Digital-стратегия для промышленного предприятия: как и зачем ее создавать
Рассказываем как построить эффективную digital-стратегию привлечения клиентов для промышленного предприятия: 10 практических шагов и подводные камни.
В 2022 году b2b и промышленные компании обратили внимание на интернет-маркетинг и начали активно пытаться применять его инструменты для привлечения заказчиков. Мы это наблюдаем на практике — с начала года число запросов от производителей и поставщиков промышленной продукции на подбор и внедрение таких инструментов (или аудит уже внедренных) у нас выросло в разы.
Нельзя сказать, что интернет-маркетинг ранее вообще не применялся в промышленности. Многие компании до февраля нынешнего года находили клиентов с помощью электронной торговой площадки TIU.ru и/или таргетированной рекламы в Facebook. Но теперь эти каналы в нашей стране не работают. Есть и те, кто запускает сразу все: контекстную рекламу, дорогой лендинг или полноценный сайт, аккаунты в соцсетях, справочниках и т.д. Однако данные инструменты применяются необдуманно, по принципу «всего, да побольше», что ведет к полному отсутствию их эффективности и сливу бюджетов.
Решить эти проблемы может только грамотно составленная digital-стратегия. В интернете можно найти множество рекомендаций и курсов о том, как создать и внедрить такую стратегию, но только в b2c. Ничего удивительного: эти рекомендации пишут опытные маркетологи, работающие на потребительских рынках, где инструменты интернет-маркетинга развиваются и применяются уже лет двадцать в силу жесткой конкуренции и постоянно меняющихся клиентских предпочтений. Промышленные рынки гораздо более инертны, конкуренция там растет медленно, продукция отличается высокой технической сложностью, а сделки обычно длительные и многоступенчатые. Поэтому попытки продвигать эту продукцию в онлайне тем же методами, что в b2c, обречены на провал.
Как разработать digital-стратегию — 10 шагов
Разработка digital-стратегии осуществляется в несколько шагов, которые идут в строгой последовательности.
- Подбираем исполнителей. Этот шаг поставлен первым не просто так, потому что неправильный выбор команды сразу же поставит крест на всем дальнейшем процессе разработке стратегии. Привлечение b2c-маркетологов не подойдет – им не хватит глубины погружения в рынок и продукт. Одно дело – продать новый вид авторского кофе, и совсем другое – станок с ЧПУ или программируемый логический контроллер. Нужно очень хорошо знать специфику этих рынков, по каким критериям на них выбираются поставщики, что такое нелинейные воронки продаж и как их выстраивать.
- Определяем цели и задачи. Это может быть не только лидогенерация и повышение объема продаж, но и подбор персонала или формирование положительной репутации предприятия. Также важно проследить за тем, чтобы цели и задачи digital-стратегии не противоречили тем, что прописаны в общей маркетинговой старегии компании (если она есть).
- Анализируем целевую аудиторию и создаем ее детальное описание. Здесь есть нюанс: анализировать нужно не всю целевую аудиторию промышленной компании, но только ту ее часть, взаимодействие с которой будет осуществляться в онлайне. Необходимо определить, кто будет выступать потенциальным клиентом (генеральный директор, главный инженер, технолог и т.п.), с какими предприятиями он привык сотрудничать, какие параметры продукта важны для него в первую очередь (качество, цена, сервис, условия доставки и т.п.), на каких интернет-площадках он может ее искать, каков его профессиональный язык. Помните — если вы не сможете говорить с потенциальным клиентом на одном языке, используя привычную ему терминологию, коммуникация не состоится. С высокой долей вероятности он решит, что вы не разбираетесь вы рынке и продукте, который хотите продать и не станет тратить время на переговоры.
- Подробно расписываем весь процесс принятия клиентом решения о покупке товара или выборе поставщика, раскладываем его на этапы. К примеру, генеральный директор предприятия видит контекстную рекламу, затем переходит на сайт, оставляет заявку, ему перезванивает менеджер и т.д. Следует помнить: в b2b сделка происходит уже за пределами интернета. На сайте промышленной компании можно заказать какие-нибудь расходники или детали, но есть масса моментов, от которых зависит и конечное решение клиента о покупке: наличие нужной комплектации, наличие товара на складе, условия доставки, скидки, варианты оплаты и прочие. Простроить всю сделку с учетом этих моментов через сайт невозможно — гораздо проще использовать интернет как точку первого контакта, а за тем переключать клиента на менеджера по продажам.
- Планирование инструментария. С учетом информации о целевой аудитории и этапах клиентского пути подбираем сами инструменты продвижения. Необходимо определить, потребуется ли сайт, лендинг, контекстная реклама, платные или бесплатные публикации в СМИ и прочие инструменты, а также то, на каком этапе каждый из них будет максимально эффективен.
- Выбираем параметры для настойки инструментария. То есть определяем, как именно оформить сайт, каким должен быть выложенный на нем контент (например, нужен ли сайту дорогой дизайн или хватит простого, нужно ли в описании товара указывать цены или сделать акцент на условиях доставки), формулируем запросы для поисковиков.
- Готовим план мероприятий, разбитый на задачи. В нем нужно подробно расписать, в какие сроки каждый инструмент должен быть подготовлен и запущен в работу, какой будет периодичность замеров эффективности и назначить ответственных за выполнение каждой задачи.
- Распределяем бюджет.
- Внедряем систему аналитики, которая позволит измерять эффективность каждого инструмента и digital-стратегии в целом. Необходимо иметь в ввиду: система аналитики получится сложной и будет требовать постоянной настройки. Конечно, при ее подключении каждый шаг клиента будет фиксироваться (приход на сайт, звонок по телефону и т.п.), но через некоторое время обязательно начнутся сбои и получаемые данные перестанут быть корректными. К примеру, бюджет на онлайн-продвижение составляет 100 000 рублей в месяц. В начале месяца отказывает колл-трекинг, маркетолог перестает видеть входящие звонки и считает, что получил только 100 заявок с сайта по 1000 рублей за каждую. Поскольку это крайне высокая цена, маркетолог начинает корректировать стратегию. На самом же деле заявок, с учетом входящих звонков за месяц получилось 300, стоимость лида была приемлемой. Но сбой в системе аналитики уже привел к изменению стратегии, причем в неправильную сторону.
- Определяем, как правильно считать показатели эффективности. Здесь опять нужно учитывать специфику работы промышленных рынков. Например, одним из главных показателей часто выступает окупаемость инвестиций (ROI). Ее легко рассчитать для розничного интернет-магазина, куда покупатель заходит, выбирает товар и оплачивает его в два клика. Стоимость его привлечения видна сразу. Но, как мы уже сказали, для b2b и промышленных рынков характерны длинные продажи. Так, в числе наших клиентов был производитель композитных материалов, у которого от первой заявки заказчика до поставки и оплаты проходило в среднем полтора года, потому что требовалась разработка специальной рецептуры. Или же речь может идти о тестовой закупке, когда заказчик покупает небольшую партию товара на пробу, а через пару месяцев или даже год приходит с большим заказом на несколько миллионов рублей. Поэтому, если стоимость его привлечения в моменте выглядит слишком высокой, это вовсе не значит, что стратегия не работает — для корректного расчета показателя должно пройти время.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети
Рубрики



