РБК Компании
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая ко Дню предпринимателя
Получить скидку
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая
ко Дню предпринимателя
Получить скидку

Что ждет российский рынок автоперевозок в 2024 году

О текущей ситуации на рынке и перспективах развития рынка автоперевозок рассказал генеральный директор транспортной компании «Байкал Сервис» Владимир Толкачев
Что ждет российский рынок автоперевозок в 2024 году
Владимир Толкачев
Владимир Толкачев
Генеральный директор ООО «Байкал-Сервис ТК»

Отвечает за производственную деятельность компании.

Подробнее про эксперта

— Владимир, как, на ваш взгляд, сегодня выглядит рынок автоперевозок?

— После падения к концу 2022‑го года рынок автоперевозок восстановился, сумел адаптироваться под меняющиеся обстоятельства и продолжить свое развитие. Уход крупных международных компаний из России перераспределил объемы среди российских перевозчиков.

Наметившиеся тренды 2023 года получили развитие в текущем году. Так, продолжилась переориентация международных грузопотоков на южное и восточное направления, в первую очередь на Турцию, Иран, Индию и Китай. Драйвером стал Восток страны. 

На внутреннем рынке автоперевозок мы наблюдаем рост, прежде всего, за счет активизации рынка электронной коммерции и развития отечественной промышленности. 

— Сегодня лидером по внешним перевозкам остается Белоруссия. Как развивается сотрудничество вашей компании в направлении стран СНГ?

— «Байкал Сервис» еженедельно доставляет сборные грузы в Белоруссию, Казахстан и Кыргызстан. Объемы отправок компании в Белоруссию в 2023 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились почти в пять раз. В прошлом году наши клиенты чаще всего заказывали перевозку автозапчастей и запчастей для оборудования.

По Казахстану и Киргизии в целом грузопоток достаточно стабилен. Отмечу, что по всем направлениям мы сотрудничаем только с проверенными партнерами, например, в Белоруссии — с компанией «Семар ЭкспрессБел».

— Теперь от общего к частному. Каким был 2023 год для вашей компании и насколько оптимистично вы смотрите на развитие бизнеса в 2024 году? 

— В нашей компании мы также отмечаем положительную динамику и рост спроса на внутренние грузоперевозки. Следуя актуальным трендам, мы усилили свое присутствие на Дальнем Востоке. Если сравнивать с 2022 годом, объемы перевозок сборных грузов в 2023 году увеличились на 15 %. В следующем году ожидаем, что увеличение объемов перевозок также продолжится.

Отдельно выделю развитие сегмента доставки в сфере электронной коммерции. По сравнению с прошлым годом мы наблюдаем двукратное повышение объемов, ориентированных на маркетплейсы. 

— Для многих компаний серьезной проблемой стал дефицит кадров, в частности водителей. И как сильно эта проблема может повлиять на работу в текущем году?

— Несмотря на положительную динамику развития рынка перевозчики неминуемо продолжают сталкиваться с барьерами, которые влияют на развитие всей отрасли. По всей стране в логистической отрасли сейчас наблюдается кадровый дефицит, в том числе и по складскому персоналу. Не хватает водителей грузового транспорта, погрузчиков, приемосдатчиков и т. д. 

Но на первое место по остроте я бы поставил именно проблему нехватки водителей большегрузного транспорта (категории «CE»). По нашим прогнозам, на фоне растущего дефицита, будет и дальше усиливаться «зарплатная борьба» за водителей в отрасли, и текущем году может зарплата вырасти еще примерно на 30 %.

— Как, в связи с тем, о чем вы говорили, складывается ситуация в ООО «Байкал-Сервис ТК»?

— В прошлом году сроки закрытия вакансий по складскому линейному персоналу в нашей компании выросли на 30–40 %. Это в среднем по России, а по Москве эти сроки увеличились с 5 рабочих дней до 10, а порой и более. Запросы по зарплате у кандидатов выросли также на 30-40 %. К примеру, грузчик с легкостью расстается со своим местом работы, если видит предложения с большей заработной платой или более легкими условиями труда. 

Во все времена сотрудники были для нас одним из самых важных ресурсов, поэтому мы стараемся создавать для людей максимально комфортные условия как с приходом в компанию, так и в процессе их работы. На сегодняшний день штат водителей в компании практически полностью укомплектован. Для привлечения квалифицированных работников мы постоянно работаем над улучшением условий труда. 

— С 1 января 2024 года вступил в силу закон, устанавливающий выплату водителям суточных, которые не соответствуют нынешним реалиям. Как это скажется на себестоимости перевозок?

— На наш взгляд, декларируемая сумма действительно недостаточна для покрытия возникающих расходов водителей. Превышая этот лимит, компании должны будут заплатить налоги и страховые взносы, которыми ранее суточные не облагались, что в свою очередь повлияет на увеличение себестоимости доставки грузов.

— На ваш взгляд, увеличится ли дефицит техники в нынешнем году и как изменится ее стоимость?

— На сегодняшний день ситуация на рынке беспрецедентная: при росте рынка наблюдается дефицит кадров и подвижного состава. Санкции оказали сильное влияние на рынок грузоперевозок в России. Отечественные производители, такие как КАМАЗ, пока не справляются в полном объеме с существующими потребностями рынка. Думаю, что при текущих ценах в 2024 году на рынке существенного увеличения дефицита техники ждать не приходится. Скорее стоит ожидать расширения предложений со стороны китайских партнеров и некоторой стабилизации цен.

Что касается стоимости, то, по нашим данным, китайские грузовики выросли в цене как минимум на 50 % с начала этого года. На стоимости техники негативно сказались изменение курса рубля по отношению к юаню, а также повышение с 1 августа 2023 года в 1,7 раза ставки утилизационного сбора. Что касается магистральных тягачей отечественного производства, то рост их стоимости составил порядка 15 %. Менее заметный рост связан с острой конкуренцией на рынке, которую создали китайские автопроизводители. 

По нашим прогнозам, стоимость тягачей продолжит расти как минимум в рамках текущей инфляции. А начиная со второго квартала 2024 года вполне возможна и курсовая переоценка, связанная с ожиданием ослабления рубля.

— Насколько, с вашей точки зрения, китайские автомобили адаптированы к российским климатическим условиям? Насколько они надежны?

В морозы при неправильной эксплуатации ломаться или не заводиться могут абсолютно любые автомобили, даже премиум-класса. Китайский автопром эффективен и гибок, и наверняка улучшит и адаптирует свои марки не только для России, но и для других стран, где он уже значительно потеснил местных именитых производителей. Я бы отметил, что наибольшим рискам выхода из строя подвержены электрокары, запас заряда которых при минусовых температурах может сокращаться.

— Ваши прогнозы по развитию рынка перевозок на 2024 год? Какие цели ставите на будущий год?

— Если говорить про рынок в целом, в прошлом году автоперевозки внутри России подорожали в среднем на 30–40 %, и в ближайшее время этот тренд продолжится. При этом рынок грузоперевозок будет по-прежнему ощущать острый кадровый дефицит водителей и складского персонала, большегрузного транспорта, а также свободных складских площадей.

Как я уже отметил, все устойчивые тенденции 2023 года найдут свое продолжение в ближайшее время (ориентация на юг и восток, страны СНГ), рынок электронной коммерции по-прежнему останется важным драйвером для отрасли.

Интересное:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия