РБК Компании

Что ждет российский рынок автоперевозок в 2024 году

О текущей ситуации на рынке и перспективах развития рынка автоперевозок рассказал генеральный директор транспортной компании «Байкал Сервис» Владимир Толкачев
Что ждет российский рынок автоперевозок в 2024 году
Владимир Толкачев
Владимир Толкачев
Генеральный директор ООО «Байкал-Сервис ТК»

Отвечает за производственную деятельность компании.

Подробнее про эксперта

— Владимир, как, на ваш взгляд, сегодня выглядит рынок автоперевозок?

— После падения к концу 2022‑го года рынок автоперевозок восстановился, сумел адаптироваться под меняющиеся обстоятельства и продолжить свое развитие. Уход крупных международных компаний из России перераспределил объемы среди российских перевозчиков.

Наметившиеся тренды 2023 года получили развитие в текущем году. Так, продолжилась переориентация международных грузопотоков на южное и восточное направления, в первую очередь на Турцию, Иран, Индию и Китай. Драйвером стал Восток страны. 

На внутреннем рынке автоперевозок мы наблюдаем рост, прежде всего, за счет активизации рынка электронной коммерции и развития отечественной промышленности. 

— Сегодня лидером по внешним перевозкам остается Белоруссия. Как развивается сотрудничество вашей компании в направлении стран СНГ?

— «Байкал Сервис» еженедельно доставляет сборные грузы в Белоруссию, Казахстан и Кыргызстан. Объемы отправок компании в Белоруссию в 2023 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились почти в пять раз. В прошлом году наши клиенты чаще всего заказывали перевозку автозапчастей и запчастей для оборудования.

По Казахстану и Киргизии в целом грузопоток достаточно стабилен. Отмечу, что по всем направлениям мы сотрудничаем только с проверенными партнерами, например, в Белоруссии — с компанией «Семар ЭкспрессБел».

— Теперь от общего к частному. Каким был 2023 год для вашей компании и насколько оптимистично вы смотрите на развитие бизнеса в 2024 году? 

— В нашей компании мы также отмечаем положительную динамику и рост спроса на внутренние грузоперевозки. Следуя актуальным трендам, мы усилили свое присутствие на Дальнем Востоке. Если сравнивать с 2022 годом, объемы перевозок сборных грузов в 2023 году увеличились на 15 %. В следующем году ожидаем, что увеличение объемов перевозок также продолжится.

Отдельно выделю развитие сегмента доставки в сфере электронной коммерции. По сравнению с прошлым годом мы наблюдаем двукратное повышение объемов, ориентированных на маркетплейсы. 

— Для многих компаний серьезной проблемой стал дефицит кадров, в частности водителей. И как сильно эта проблема может повлиять на работу в текущем году?

— Несмотря на положительную динамику развития рынка перевозчики неминуемо продолжают сталкиваться с барьерами, которые влияют на развитие всей отрасли. По всей стране в логистической отрасли сейчас наблюдается кадровый дефицит, в том числе и по складскому персоналу. Не хватает водителей грузового транспорта, погрузчиков, приемосдатчиков и т. д. 

Но на первое место по остроте я бы поставил именно проблему нехватки водителей большегрузного транспорта (категории «CE»). По нашим прогнозам, на фоне растущего дефицита, будет и дальше усиливаться «зарплатная борьба» за водителей в отрасли, и текущем году может зарплата вырасти еще примерно на 30 %.

— Как, в связи с тем, о чем вы говорили, складывается ситуация в ООО «Байкал-Сервис ТК»?

— В прошлом году сроки закрытия вакансий по складскому линейному персоналу в нашей компании выросли на 30–40 %. Это в среднем по России, а по Москве эти сроки увеличились с 5 рабочих дней до 10, а порой и более. Запросы по зарплате у кандидатов выросли также на 30-40 %. К примеру, грузчик с легкостью расстается со своим местом работы, если видит предложения с большей заработной платой или более легкими условиями труда. 

Во все времена сотрудники были для нас одним из самых важных ресурсов, поэтому мы стараемся создавать для людей максимально комфортные условия как с приходом в компанию, так и в процессе их работы. На сегодняшний день штат водителей в компании практически полностью укомплектован. Для привлечения квалифицированных работников мы постоянно работаем над улучшением условий труда. 

— С 1 января 2024 года вступил в силу закон, устанавливающий выплату водителям суточных, которые не соответствуют нынешним реалиям. Как это скажется на себестоимости перевозок?

— На наш взгляд, декларируемая сумма действительно недостаточна для покрытия возникающих расходов водителей. Превышая этот лимит, компании должны будут заплатить налоги и страховые взносы, которыми ранее суточные не облагались, что в свою очередь повлияет на увеличение себестоимости доставки грузов.

— На ваш взгляд, увеличится ли дефицит техники в нынешнем году и как изменится ее стоимость?

— На сегодняшний день ситуация на рынке беспрецедентная: при росте рынка наблюдается дефицит кадров и подвижного состава. Санкции оказали сильное влияние на рынок грузоперевозок в России. Отечественные производители, такие как КАМАЗ, пока не справляются в полном объеме с существующими потребностями рынка. Думаю, что при текущих ценах в 2024 году на рынке существенного увеличения дефицита техники ждать не приходится. Скорее стоит ожидать расширения предложений со стороны китайских партнеров и некоторой стабилизации цен.

Что касается стоимости, то, по нашим данным, китайские грузовики выросли в цене как минимум на 50 % с начала этого года. На стоимости техники негативно сказались изменение курса рубля по отношению к юаню, а также повышение с 1 августа 2023 года в 1,7 раза ставки утилизационного сбора. Что касается магистральных тягачей отечественного производства, то рост их стоимости составил порядка 15 %. Менее заметный рост связан с острой конкуренцией на рынке, которую создали китайские автопроизводители. 

По нашим прогнозам, стоимость тягачей продолжит расти как минимум в рамках текущей инфляции. А начиная со второго квартала 2024 года вполне возможна и курсовая переоценка, связанная с ожиданием ослабления рубля.

— Насколько, с вашей точки зрения, китайские автомобили адаптированы к российским климатическим условиям? Насколько они надежны?

В морозы при неправильной эксплуатации ломаться или не заводиться могут абсолютно любые автомобили, даже премиум-класса. Китайский автопром эффективен и гибок, и наверняка улучшит и адаптирует свои марки не только для России, но и для других стран, где он уже значительно потеснил местных именитых производителей. Я бы отметил, что наибольшим рискам выхода из строя подвержены электрокары, запас заряда которых при минусовых температурах может сокращаться.

— Ваши прогнозы по развитию рынка перевозок на 2024 год? Какие цели ставите на будущий год?

— Если говорить про рынок в целом, в прошлом году автоперевозки внутри России подорожали в среднем на 30–40 %, и в ближайшее время этот тренд продолжится. При этом рынок грузоперевозок будет по-прежнему ощущать острый кадровый дефицит водителей и складского персонала, большегрузного транспорта, а также свободных складских площадей.

Как я уже отметил, все устойчивые тенденции 2023 года найдут свое продолжение в ближайшее время (ориентация на юг и восток, страны СНГ), рынок электронной коммерции по-прежнему останется важным драйвером для отрасли.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации11.07.2002
Уставной капитал50 000 000,00 ₽
Юридический адрес Московская обл, Раменское г., ул. Карла Маркса, комн 23
ОГРН 1025000507036
ИНН / КПП 5001038736 504001001
Среднесписочная численность3155 сотрудников

Контакты