В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 10
Какие особенности русского бизнеса формируют его стиль, но зачастую мешают ему расти: топ-10

Разработка и внедрение системы управления, ориентированной на клиента, с акцентом на корпоративную культуру и синхронизацию ключевых функций
Российский стиль управления — это сочетание гибкости, интуитивности и сильного лидера. Но в 2025 году бизнесу понадобится осознанное лидерство, системность и постоянный анализ внешней среды.
Привет, я Елена Сысуева — руководитель направления «Стратегический маркетинг» в консалтинговой компании «АРБ Про». В прошлом году мы с коллегами провели исследование «Предприниматель нашего времени», чтобы показать тех, кто создает новую экономическую и культурную реальность России. Мы изучили 191 компанию и провели 68 интервью с владельцами. Выявили 10 особенностей русского бизнеса, которые формируют его уникальный стиль, но зачастую мешают расти. Расскажу об этих особенностях и объясню, что с ними делать для развития в 2025 году.
Забегая вперед, скажу, что ряд черт сохраняет актуальность с 2003 года. О них писал кандидат экономических наук и автор деловой литературы Александр Петрович Прохоров в книге «Русская модель управления», поэтому в статье вы увидите и его цитаты тоже.
Отсутствие финансовой подушки
Российские компании часто работают с минимальными запасами денег. Они направляют большую часть прибыли на операционные расходы или развитие. Однако без резервов даже небольшие внешние потрясения могут привести к кассовым разрывам, задержкам платежей, потере устойчивости бизнеса и резким сокращениям возможностей в кризис.

Как отражается на бизнесе
- Высокая уязвимость перед кризисами. Без финансового резерва компания может столкнуться с невозможностью оплачивать аренду, заработную плату и закупки, что грозит остановкой деятельности.
- Ограничение возможностей для роста. Отсутствие свободных средств сдерживает инвестиции в новые проекты, маркетинг и развитие бизнеса в условиях нестабильности.
- Зависимость от внешнего финансирования. В условиях кризиса компании вынуждены привлекать кредиты, часто под высокие проценты, что увеличивает финансовую нагрузку.
- Низкая устойчивость к кассовым разрывам. Без подушки даже кратковременные задержки платежей от клиентов могут привести к финансовым проблемам и необходимости срочных антикризисных мер.
- Стресс и перегрузка команды. Когда нет финансового резерва, любое снижение выручки вызывает панические сокращения персонала, урезание бюджетов и нестабильность внутри коллектива.
Что делать собственнику
В 2025-2026 гг. с учетом высокой стоимости денег навык управления оборотными активами становится критически важным:
Создать резервный фонд. Чтобы у бизнеса возникла финансовая подушка, нужно не только зарабатывать прибыль, но и регулярно откладывать. Например, с каждого положительного остатка на счете отчислять долю в резервный фонд.
Расширять горизонт планирования. Некоторые компании реально живут одной неделей и полностью зависят от заказчиков, когда те перечислят деньги. Таким бизнесам необходимо трансформировать бизнес-модель, чтобы появились более надежные источники поступлений.
Использовать диверсификацию. Просто деньги на счете обесцениваются из-за инфляции, а многие виды инвестиций в 2025 году ненадежны. Лучший вариант действий, как всегда, диверсификация. Лучше иметь финансовую подушку и часть ее потерять, чем не иметь вовсе.
Резюме: как бизнесу расти в 2025-2026
В своем исследовании команда АРБ Про постаралась не просто показать характерные для русского предпринимательства черты, но и побудить собственников и руководителей к действиям, которые усилят ваш бизнес. Вот что наши специалисты рекомендуют компаниям, чтобы двигаться вперед:
- Соберите единый взгляд команды на лидерство компании (в чем компания магнит для Клиентов и Сотрудников), вовлекая в проработку перечня всех ключевых людей и клиентов. Транслируйте во внутренней и внешней среде.
- Убирайте стратегическую изоляцию: формулируйте и транслируйте стратегию бизнеса, которая вдохновляет всю команду, вовлекайте сотрудников в реализацию целей.
- Создавайте систему делегирования. Обучайте руководителей системе управления подчиненными: платим за руководство, а не за выполнение функций линейного персонала.
- Омолаживайте и соблюдайте гендерное разнообразие управленческой команды.
- Создавайте резервный фонд. Чтобы у бизнеса возникла финансовая подушка, нужно не только зарабатывать, но и регулярно откладывать. Например, с каждого положительного остатка на счете отчисляйте долю в резервный фонд.
- Расширяйте горизонт планирования. Некоторые компании реально живут одной неделей и полностью зависят от заказчиков, когда те перечислят деньги. Таким бизнесам необходимо трансформировать бизнес-модель, чтобы появились более надежные источники поступлений.
- Регулярно обновляйте связь с рынком через анализ данных и взаимодействие с клиентами.
- Проверяйте финансовое «здоровье» своих ключевых поставщиков, клиентов, партнеров. В 2025 г. владельцы бизнеса предполагают продолжение серии банкротств. Практика покупать и интегрировать будет все более распространенной на российском рынке.
А какие из особенностей русского бизнеса вы замечали в своей компании?
Источники изображений:
Елена Сысуева / Личный архив АРБ Про
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты
Рубрики



