Top.Mail.Ru
РБК Компании
Успейте до повышения цен: получите скидку до 70%
Забрать скидку
Успейте до повышения цен:
получите скидку до 70%
Забрать скидку

В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 10

Какие особенности русского бизнеса формируют его стиль, но зачастую мешают ему расти: топ-10
В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 10
Источник изображения: Freepik.com
Елена Сысуева
Елена Сысуева
Руководитель направления «Стратегический маркетинг» АРБ Про

Разработка и внедрение системы управления, ориентированной на клиента, с акцентом на корпоративную культуру и синхронизацию ключевых функций

Подробнее про эксперта

Российский стиль управления — это сочетание гибкости, интуитивности и сильного лидера. Но в 2025 году бизнесу понадобится осознанное лидерство, системность и постоянный анализ внешней среды.

Привет, я Елена Сысуева — руководитель направления «Стратегический маркетинг» в консалтинговой компании «АРБ Про». В прошлом году мы с коллегами провели исследование «Предприниматель нашего времени», чтобы показать тех, кто создает новую экономическую и культурную реальность России. Мы изучили 191 компанию и провели 68 интервью с владельцами. Выявили 10 особенностей русского бизнеса, которые формируют его уникальный стиль, но зачастую мешают расти. Расскажу об этих особенностях и объясню, что с ними делать для развития в 2025 году. 

Забегая вперед, скажу, что ряд черт сохраняет актуальность с 2003 года. О них писал кандидат экономических наук и автор деловой литературы Александр Петрович Прохоров в книге «Русская модель управления», поэтому в статье вы увидите и его цитаты тоже.

Отсутствие финансовой подушки

Российские компании часто работают с минимальными запасами денег. Они направляют большую часть прибыли на операционные расходы или развитие. Однако без резервов даже небольшие внешние потрясения могут привести к кассовым разрывам, задержкам платежей, потере устойчивости бизнеса​ и резким сокращениям возможностей в кризис.

В чем сила и слабость российского бизнеса: честный разбор, часть 10
Проблемы в части финансовой стабильности компании — одна из самых популярных причин краха бизнеса

Как отражается на бизнесе

  • Высокая уязвимость перед кризисами. Без финансового резерва компания может столкнуться с невозможностью оплачивать аренду, заработную плату и закупки, что грозит остановкой деятельности.
  • Ограничение возможностей для роста. Отсутствие свободных средств сдерживает инвестиции в новые проекты, маркетинг и развитие бизнеса в условиях нестабильности.
  • Зависимость от внешнего финансирования. В условиях кризиса компании вынуждены привлекать кредиты, часто под высокие проценты, что увеличивает финансовую нагрузку.
  • Низкая устойчивость к кассовым разрывам. Без подушки даже кратковременные задержки платежей от клиентов могут привести к финансовым проблемам и необходимости срочных антикризисных мер.
  • Стресс и перегрузка команды. Когда нет финансового резерва, любое снижение выручки вызывает панические сокращения персонала, урезание бюджетов и нестабильность внутри коллектива.

Что делать собственнику

В 2025-2026 гг. с учетом высокой стоимости денег навык управления оборотными активами становится критически важным:

Создать резервный фонд. Чтобы у бизнеса возникла финансовая подушка, нужно не только зарабатывать прибыль, но и регулярно откладывать. Например, с каждого положительного остатка на счете отчислять долю в резервный фонд.

Расширять горизонт планирования. Некоторые компании реально живут одной неделей и полностью зависят от заказчиков, когда те перечислят деньги. Таким бизнесам необходимо трансформировать бизнес-модель, чтобы появились более надежные источники поступлений. 

Использовать диверсификацию. Просто деньги на счете обесцениваются из-за инфляции, а многие виды инвестиций в 2025 году ненадежны. Лучший вариант действий, как всегда, диверсификация. Лучше иметь финансовую подушку и часть ее потерять, чем не иметь вовсе.

Резюме: как бизнесу расти в 2025-2026

В своем исследовании команда АРБ Про постаралась не просто показать характерные для русского предпринимательства черты, но и побудить собственников и руководителей к действиям, которые усилят ваш бизнес. Вот что наши специалисты рекомендуют компаниям, чтобы двигаться вперед:

  • Соберите единый взгляд команды на лидерство компании (в чем компания магнит для Клиентов и Сотрудников), вовлекая в проработку перечня всех ключевых людей и клиентов. Транслируйте во внутренней и внешней среде.
  • Убирайте стратегическую изоляцию: формулируйте и транслируйте стратегию бизнеса, которая вдохновляет всю команду, вовлекайте сотрудников в реализацию целей.
  • Создавайте систему делегирования. Обучайте руководителей системе управления подчиненными: платим за руководство, а не за выполнение функций линейного персонала.
  • Омолаживайте и соблюдайте гендерное разнообразие управленческой команды. 
  • Создавайте резервный фонд. Чтобы у бизнеса возникла финансовая подушка, нужно не только зарабатывать, но и регулярно откладывать. Например, с каждого положительного остатка на счете отчисляйте долю в резервный фонд.
  • Расширяйте горизонт планирования. Некоторые компании реально живут одной неделей и полностью зависят от заказчиков, когда те перечислят деньги. Таким бизнесам необходимо трансформировать бизнес-модель, чтобы появились более надежные источники поступлений. 
  • Регулярно обновляйте связь с рынком через анализ данных и взаимодействие с клиентами.
  • Проверяйте финансовое «здоровье» своих ключевых поставщиков, клиентов, партнеров. В 2025 г. владельцы бизнеса предполагают продолжение серии банкротств. Практика покупать и интегрировать будет все более распространенной на российском рынке.

А какие из особенностей русского бизнеса вы замечали в своей компании? 

Источники изображений:

Елена Сысуева / Личный архив АРБ Про

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

«Базовые стратегии» — 20 летТренды, аналитика, прогнозы, рекомендации — крупнейшая конференция для собственников и руководителей
90+ аудитов сайтов и проектовАудиты сайтов и проектов по развитию компаний в Интернете
100+ исследованиймаркетинговые исследования для ТОП-менеджеров и маркетинговых департаментов
1200+ проектовПроекты по развитию бизнеса
260+ диагностикДиагностики состояния компаний

Контакты

Адрес
191015, Россия, г. Санкт-Петербург, Калужский пер., д. 3
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия