Что не так с инициативой введения windfall tax в России?
Разберем особенности корпоративного управления крупного бизнеса в России и как введение налога на сверхприбыль может повлиять на экономику инвестиции.Бизнес-юрист, эксперт в области переговоров, сертифицированный архитектор бизнес партнерств.
Министр финансов Российской Федерации Антон Германович Силуанов озвучил идею о введении меры по добровольному взносу денежных средств крупного бизнеса в бюджет РФ.
Подобная мера не является необычной, скорее наоборот, она распространена в международной практике в качестве windfall tax, по словам Министра РФ.
Действительно, в ряде стран в прошлом или в настоящее время действуют налоги на сверхприбыль, хотя специфика налога, отрасли или активы, на которые он нацелен, а также обстоятельства, при которых он вводится, могут различаться в разных странах. Некоторые примеры стран, которые ввели налог на сверхприбыль, включают:
- Соединенные Штаты Америки: США в прошлом вводили налог на сверхприбыль для компаний нефтегазовой отрасли, например, налог на сверхприбыль от добычи сырой нефти от 1980 года.
- Австралия: вводила данный вид налога для горнодобывающих компаний, например, налог на сверхприбыль от добычи ресурсов от 2010 года.
- Великобритания: для коммунальных компаний, например, налог на сверхприбыль от 1997 года.
- Норвегия: В Норвегии действует специальный налоговый режим для нефтегазовой отрасли, включающий налог на сверхприбыль.
- Венесуэла: для нефтяных компаний.
Между тем, важно отметить, что налоги на сверхприбыль не являются общепризнанными и могут подвергаться критике или противодействию со стороны тех, кто считает, что они препятствуют инвестициям и инновациям или несправедливо нацелены на определенные отрасли или отдельных лиц. Введение налога на сверхприбыль может быть спорным вопросом, и его применение может сильно различаться в разных странах. Цель налога на непредвиденные доходы – не оставить часть дополнительной прибыли, полученной в результате внезапного роста стоимости или случайного события, без внимания и перераспределить ее в пользу государства. Этот вид налога часто рассматривается как способ решения проблемы неравенства доходов и обеспечения того, чтобы от внезапного увеличения богатства выиграли все, а не только те лица или компании, которые получают неожиданную прибыль.
Учитывая текущие экономические показатели, а также причины введения данной меры, можно сделать ряд выводов об ее обоснованности.
Во-первых, windfall tax вводится для перераспределения богатства: налог на сверхприбыль может быть использован для сбора части государства. Это может помочь решить проблему неравенства доходов и гарантировать, что от внезапного роста богатства выиграют все, а не только отдельные лица или компании, получившие неожиданную прибыль.
Устранение недостатков рынка: в некоторых случаях налог на сверхприбыль может быть использован для устранения провалов или неэффективности рынка, например, когда компании в определенных отраслях получают значительные прибыли из-за таких факторов, как монополия или добыча природных ресурсов. Налог на сверхприбыль может помочь уменьшить искажение рынка и стимулировать более эффективное распределение ресурсов.
Повышение доходов государства: налог на сверхприбыль может обеспечить дополнительный источник дохода для государства, который может быть использован для финансирования текущих первоочередных госнужд. и др.
На наш взгляд, причины, которые преследует введение windfall tax в России очевидны, но несправедливы и неконституционны, поскольку такая мера часто направлена на конкретные отрасли или отдельных лиц и могут препятствовать инвестициям и инновациям. Например, многие не учитывают, что подобные меры должны вводиться при учете специфики корпоративных структур (структур владения) крупного бизнеса в России.
Все корпоративное управление можно поделить на распыленную систему, где отсутствует доминирующий мажоритарий, и централизованную во главе с мажоритарным участником. В России среди крупного бизнеса доминирует государственная централизованная модель, то есть вся власть корпоративного управления сосредоточена в руках государственных структур.
Так, Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в ч. 1.1 ст. 4 вводит критерии крупного предприятия:
- среднесписочная численность работников организации за предшествующий календарный год превышает 250 человек;
- доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, превышает 2 млрд рублей.
Проведя первичную выборку в программе «Контур.Фокус» по указанным выше критериям, мы обнаружили 4 257 юридических лиц, имеющих право претендовать на звание крупного бизнеса. При более детальной проверке конечных бенефициаров, где это было возможно, тезис о значительном государственном влиянии подтвердился.
Далее, учитывая добровольность (по данным на 06 марта 2023 года) вводимой меры, есть предположение, что взнос будет осуществлен именно крупным бизнесом с госучастием, в первую очередь, так их добровольность скрывается желанием обойти выплату дивидендов миноритарным участникам. Получается, что государство через налоги получает сверхприбыль, оставляя миноритарных участников не только без дивидендов, но и значительно снижает стоимость их акций.
Следовательно, при введении такой меры должен быть разработан механизм, учитывающий интересы миноритарных акционеров, включая выплату компенсации. Иное очевидно не соответствует ст. 35 Конституции РФ в той ее части, в которой вводимая мера лишает имущественных прав миноритарных участников.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети