РБК Компании
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Главная Спектрдата 18 декабря 2024

Как работает хантинг и что делать, если переманивают вашего сотрудника

Как хедхантеры убеждают сотрудников сменить работодателя, как защитить кадры от «охотников за головами» и привлечь лучших в свою компанию
Как работает хантинг и что делать, если переманивают вашего сотрудника
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Midjourney
Артем Марков
Артем Марков
Product-manager компании Spectrum Data

Эксперт в области оценки персонала

Подробнее про эксперта

Для начала обратимся к исследованиям на тему хантинга. Первое, что они нам показывают — этому риску подвержены большинство работодателей. Например, недавно SuperJob выяснил, что 8 из 10 сотрудников готовы рассмотреть возможность смены места работы, если компания-конкурент предложит им более интересные условия.

Это значит, что каждый из нас может лишиться ценного сотрудника. Есть и другая сторона медали: мы можем привлечь кадры из других организаций, если поймем, чего им не хватает.

В статье рассмотрим, что такое «хантить людей» на рынке труда, чем привлекают ценных специалистов и как поступать, если вы теряете сотрудника.

Многие из нас слышали слова и выражения «хантить сотрудников», «схантили». Что это значит? Headhunting — это англицизм, на русский переводится как «охота за головами». Под этим мы подразумеваем привлечение специалистов из других компаний и сфер. То есть хедхантинг — это, простыми словами, переманивание сотрудников из других организаций.

Executive search же — направление в рекрутинге. Только речь идет уже про прицельную работу с топ-менеджерами, высококвалифицированными кадрами или теми сотрудниками, кого сложно найти. Так что на этом месте может оказаться и юрист по вопросам авторских прав в литературе, и водитель трактора в малонаселенной деревне. В таком контексте хантинг сотрудников — это часть процесса Executive search.

Так или иначе, и к Executive search, и к хантингу прибегают, когда нужно найти в компанию специалиста и когда в этом не помогут традиционные методы подбора. В обоих случаях HR ищет фишки и способы, как заинтересовать сотрудника, который не ищет работу, все-таки сменить компанию.

Когда стоит использовать хантинг

Организация должна учесть большие временные и денежные затраты, чтобы хантить сотрудников. Что наводит на мысль: зачастую достаточно выйти на открытый рынок. Еще один ценный источник специалистов — кадровый резерв внутри компании или из тех, кому отказали из-за отсутствия открытой позиции. Поэтому, конечно, хантинг компания использует далеко не каждый раз. 

Однако есть важные признаки того, что придется «выйти на охоту»:

  • нужен профессионал на высокую должность;
  • кандидатов с опытом и навыками на рынке очень мало;
  • сфера деятельности требует особых знаний и умений;
  • нужный кандидат не ищет работу;
  • о кандидате известно минимум, его контактов нет;
  • человек, который идеально подойдет на должность, уже трудоустроен.

Очевидно, что в этих случаях изучение открытой базы соискателей вряд ли поможет.

Есть те, кто считает хантинг нечестным способом подбора. В основном его связывают с обманом, подкупом и потерями. Это может быть правдой, если инструмент попал в неумелые и жесткие руки или компания использует агрессивный хедхантинг. В целом же это отличная стратегия по привлечению специалистов, требующая от HR чуткого и грамотного подхода.

Хедхантинг персонала: основные методы

Исходя из условий HR-специалист подбирает подходящие инструменты. Но есть и «стандартный набор». 

Чаще всего хантинг включает следующие методы:

  • активный поиск кандидатов в базах данных, соцсетях и по рекомендациям;
  • поиск способов связи с кандидатом напрямую (в обход HR-менеджеров и помощников);
  • анализ кандидата, его мотивации и ценностей, характера и потребностей;
  • налаживание контактов с представителями бизнеса, мониторинг HR-повестки;
  • сопровождение адаптации сотрудника и взаимодействия с ним;
  • консультирование по вопросам рынка труда и разработке стратегий.

Очевидно: на одном «воровстве» хантинг не строится. Это трудоемкий процесс, требующий внимательности, жесткого профессионализма и в то же время эмпатии. Вопрос не только в том, чтобы удовлетворить потребность заказчика в специалисте, но и найти пользу для сотрудника. Переход в компанию для него должен быть выгодным, разумным и своевременным.

Как хантить персонал: инструкция

Независимо от условий «добыча» не ищет работу. По крайней мере активно. И здесь возможен лишь один из двух форматов:

  1. известны контакты нужного кандидата, его должность и работодатель;
  2. данных о кандидате нет.

Расскажу, как выглядит алгоритм действий в обоих случаях.

Как схантить сотрудника у конкурента, когда есть данные

  1. Заказчик передает HR контакты и максимум информации о кандидате, известной на данный момент.
  2. Хантер собирает недостающие данные: опыт, амбиции, стратегия, мотивация, ценности и т.д. (через открытые источники, окружение человека и так далее).
  3. Формируется портрет кандидата с его плюсами и минусами, проводится анализ, какими условиями его можно привлечь, то есть схантить.
  4. HR общается с кандидатом, чтобы донести свои намерения, информацию о заказчике, источнике контактов.
  5. На переговорах налаживают общение с кандидатом, рассказывают о преимуществах перехода, выставляют оффер.

Как схантить кандидата по заданным параметрам

  1. HR погружается в контекст и специфику заказчика, анализирует его потребности и возможности.
  2. Компания и HR совместно составляют профиль должности и формулируют требования к сотруднику.
  3. Хантер проводит исследование рынка труда и целевых компаний, где хантить специалиста — по размеру бизнеса, специфике и т.д.
  4. HR отбирает соответствующих требованиям специалистов и ищет их контакты.
  5. Проводится сбор исчерпывающей информации о кандидатах и их запросах, в том числе через окружение. Также хантер проверяет, насколько они соответствуют требованиям.
  6. Специалисты встречаются в неформальной обстановке с работодателем, заказчик с HR фильтруют претендентов и выбирают «того самого».
  7. Кандидату выставляют оффер.
  8. Если все прошло хорошо, то HR может сопровождать новичка в процессе адаптации.

Проверка кандидатов

Нередко хантят именно тех, кто будет нести большую ответственность. А значит, на этом посту должен быть надежный кандидат, и важно изучить его со всех сторон. Проверку кандидатов можно доверить автоматизированному сервису, сэкономив время на переговоры с руководством насчет особенного бенефита для новичка.

Как работает хантинг и что делать, если переманивают вашего сотрудника

Работа с возражениями: как убедить кандидата сменить работу

Человека, который не собирался менять компанию, бывает нелегко уговорить решиться на серьезный шаг. И в этом вопросе важно прочувствовать кандидата, найти его болевые точки.

Есть несколько важных правил:

  1. Заранее и очень скрупулезно изучайте информацию о человеке и его потребностях.
  2. Формулируйте вопросы, которые помогут лучше понять кандидата и его мотивацию.
  3. Составляйте оффер так, чтобы он соответствовал и потребностям кандидата, и был реалистичным, то есть в рамках возможностей компании.
  4. Не забывайте про эмпатию и человечность, это важно для выстраивания коммуникации с кандидатом.

Одним только привлекательным оффером с зарплатой «X100» не обойтись, финансовая мотивация может быть лишь сопутствующей. 

Что крайне важно в процессе хантинга:

  • чтобы ценности кандидата совпадали с ценностями компании;
  • специалист должен видеть, на какие результаты, опыт, рост и развитие он может рассчитывать при переходе;
  • соцпакет и программа well-being — более привлекательные, чем на текущем месте;
  • сотрудник сможет участвовать в новых и интересных проектах;
  • обучение и повышение экспертизы происходит за счет бизнеса.

Самое важное — найти, в чем состоят текущие проблемы специалиста, и предложить варианты их решения.

Как защитить от хедхантинга ценных сотрудников

Третья сторона всего процесса — компания, у которой ценного специалиста схантили. Что это значит? Чаще всего то, что бизнес недостаточно вложил сил, времени и денег в его удержание. Любой работодатель должен стараться работать на опережение и «подкладывать соломку» в этом вопросе. Но следуют этому правилу не все: кому не хватает времени, кому — денег, кому — мотивации.

Придерживайтесь следующих правил, чтобы ваши сотрудники не стали «жертвами»  хедхантеров:

  • защищайте данные, запретите передавать информацию о работниках без их согласиях;
  • мотивируйте сотрудников, чтобы у них не было потребности искать что-то на стороне;
  • давайте возможность расти внутри компании горизонтально и вертикально, сделайте перспективы прозрачными;
  • сотрудничайте с рекрутинговыми агентствами, чтобы не возникало конфликта интересов;
  • следите за состоянием и вовлеченностью менеджеров и ключевых работников;
  • давайте возможность участвовать в интересных процессах и проектах;
  • выстраивайте культуру грамотной обратной связи, чтобы своевременно устранять и предотвращать недовольства.

Когда следует делать контроффер

В некоторых случаях не помогают даже предиктивные меры и все доходит до того, что сотрудник сообщает: «у меня есть оффер». Бывает, что таким образом специалист не просто сообщает об уходе, а пытается добиться более интересных условий.

Тогда в руках компании еще один инструмент удержания — контроффер. Для его составления понадобятся реальные аргументы. Это могут быть опыт, достижения и прочие данные. И здесь придется учесть не только текущие условия, но и перспективы человека.

Главное — переговоры. Беседа поможет найти компромисс, развеять сомнения и преодолеть непонимание. Единого «рецепта счастья» — все зависит от обстоятельств, возможности, перспектив и целей обеих сторон.

Как расстаться с сотрудником, которого схантили конкуренты

При любом раскладе помните, что человек сам волен выбирать и работу, и возможности. Даже если это происходит с подачи конкурента, который привлек человека и в итоге схантил. Что значит это для компании? Как действовать дальше? Приложите все усилия, чтобы расстаться с работником по-дружески:

  1. Если не можете обеспечить то же, что предлагает конкурент, не злитесь на сотрудника. Есть вероятность, что вам пригодятся эти взаимоотношения.
  2. Даже если вы уверены, что решение уйти — фатальная ошибка, но не в силах отговорить работника, отступитесь.
  3. Во время exit-интервью узнайте, чего не хватало человеку, и дайте понять, что он в любое время может вернуться.

Источники изображений:

Личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации22.03.2019
Уставной капитал200 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, ул. Бауманская, д. 7, стр. 1, Ант/пом/оф 2/I/301
ОГРН 1197746207471
ИНН / КПП 9701129739 770101001

Контакты

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия