РБК Компании
Главная Smarent 31 июля 2024

Как подружить инвестиции в недвижимость и технологии

Запрос на инвестиции в недвижимость растет. Как привлекать клиентов через соцсети без инфоцыгантства в интервью Inssmart рассказал Виктор Зубик из Smarent
Как подружить инвестиции в недвижимость и технологии
Источник изображения: Личный архив компании
Виктор Зубик
Виктор Зубик
Основатель Smarent.com

Предприниматель, основатель компании Smarent.com, Автор YouTube канала Smarent Pro недвижимость про инвестиции на рынке недвижимости, частный инвестор

Подробнее про эксперта

Виктор, расскажи немного о себе и своем деле.

Довольно сложно в двух словах рассказать, чем конкретно я занимаюсь. Я являюсь основателем и руководителем компании Smarent. Мы помогаем людям правильно покупать недвижимость, но, скорее, с целью инвестиций или сохранения капитала с последующей передачей квартиры в управление Smarent для аренды. Плюс я активно веду свои соцсети: у меня есть Youtube-канал, на котором я делюсь своей аналитикой по текущему рынку недвижимости, но в большей степени мы, конечно, обозреваем рынок новостроек в Москве.

То есть вы тесно связаны с риелторами и брокерами?

Да, так и есть — тесно и непосредственно, хотя я часто их ругаю. Многие риелторы меня знают, а некоторые ненавидят. Безусловно, любой агентский бизнес заключается в оказании качественных услуг за комиссию. И если с получением комиссии ни у кого проблем нет, то к качеству услуг вопросов много. Среди риелторов и брокеров есть настоящие профессионалы рынка, но из тысячи — таких единицы. Большинство же случайно оказались в этом бизнесе и просто «гребут комиссию», не думают об интересах клиента и, в целом, видят общение с ним в формате одноразовой встречи с целью быстро что-то ему продать без какой-либо аналитики. В результате человек покупает квартиру и не понимает, зачем он ее купил, какие были цели и задачи. Вот таких брокеров я и ругаю. Те же, кто работает с клиентом «вдолгую», по итогу зарабатывают больше: если услуга оказана качественно, то, помимо хороших отзывов и рекомендаций друзьям и знакомым, клиент вернется и сам. Многие не понимают, что мир изменился, и покупка недвижимости — больше не разовое событие в жизни человека. Такие сделки проводятся довольно часто, а с возможностью удаленной покупки — еще чаще, поскольку клиенту даже не обязательно приезжать на объект или в офис продаж. 

Инвестиции в недвижимость — кажется, что это что-то не про нас, не про Россию. Как на нашем рынке обстоят дела с инвестициями в недвижимость?

Когда я создавал компанию Smarent, у меня была идея сделать строго управляющую компанию — сдавать недвижимость клиентов в аренду и все. Но, на удивление, когда мы стали строить компанию и общаться с клиентами в рамках customer development (тестирование продукта на потенциальных потребителях), оказалось, что люди не умеют правильно выбирать недвижимость и, как следствие, у них плохие инвестиционные результаты, если они рассматривали квартиру под сдачу в аренду. Раньше подход был «пойти купить квартиру на Белорусской за какие-то деньги и сдавать ее за какие-то деньги», сейчас ситуация на рынке поменялась, а подход остался прежним. Арендный бизнес — не такой простой, как кажется, это довольно большой процесс: поиск объекта недвижимости, его подготовка, ремонт, меблировка (поскольку у нас довольно большая доля новостроек сдается без отделки) и уже потом сама сдача в аренду. Этот рынок все еще находится на начальном этапе развития, и пока для многих людей купить квартиру и сдавать ее в аренду все еще выглядит мечтой, хотя на самом деле здесь нет ничего невозможного.

Мне кажется, что очень много надежд разбилось о реальность, и ожидаемая прибыль от сдачи недвижимости в аренду не была достигнута. Это так?

Да, действительно, мечты не сбываются во многих случаях именно из-за неправильного подбора объекта недвижимости. Мы недавно делали большую аналитику: если взять среднюю стоимость объекта недвижимости, по данным РБК, в 20 млн ₽, то за цикл владения и использования ее в инвестиционных целях люди могут терять до 5 млн ₽. До 10% от стоимости люди теряют при неправильном подборе. Кроме того, ремонт в России — этот тот еще квест, особенно в бизнес-классе. Нужно еще сделать правильную меблировку. На одном этапе обманули, на другом не хватило экспертизы, тут немного потерял деньги, там решил сдавать квартиру неофициально, а арендатор обманул и съехал — в итоге за весь цикл человек может потерять до четверти от вложенных денег. Именно поэтому многие, столкнувшись с негативным опытом, с пеной у рта доказывают, что покупка недвижимости — это плохая инвестиция, лучше положить деньги в банк или купить доллары.

Как подружить инвестиции в недвижимость и технологии

Smarent — одна из компаний-первопроходцев на рынке недвижимости. С чего все началось?

Все начиналось с мечты — автоматизировать рынок аренды для того, чтобы он был действительно качественным и понятным, «причесать» и «обелить» рынок среднесрочной и долгосрочной аренды. Многим кажется, что под аренду люди не покупают недвижимость. На самом же деле, это сейчас один из источников сбережения денег, особенно в рамках большой инфляции. В Москве и Московской области, по разным оценкам, в аренду сдается около 1 млн квартир. И когда человек думает про аренду, он зачастую не думает в цифрах, что это должна быть правильная инвестиция. Он думает: у меня есть 20 млн ₽ — пойду и куплю какую-нибудь квартиру, но он не учитывает будущие затраты на обслуживание, расходы на подготовку объекта и еще много разных моментов. Нам, как ты правильно сказал, первопроходцам, приходится соединять все сервисы внутри нашего бизнеса. Кроме подбора и покупки квартиры у нас также есть приемка квартиры, ремонт, меблировка, подготовка с хоумстейджингом и последующая сдача в аренду с большим циклом. Плюс к нам приходит еще много людей, которые купили квартиру где-то в «картофельных полях», которую им кто-то впарил, где нет никакого арендного или инвестиционного потенциала, и мы объясняем, что во многих случаях правильнее выйти из этой инвестиции и переложить свои деньги в более перспективный объект недвижимости. С учетом текущей ситуации на рынке люди в основном не фиксируют убытки, а все же выходят в ноль. Мы успешно автоматизировали многие процессы, мы очень много инвестируем в IT, в сервисы для клиентов, арендаторов, собственников, чтобы можно было отследить весь процесс на всех этапах. И мы надеемся, что нам удастся сдвинуть рынок. У нас много клиентов, хорошая обратная связь. У нас большие планы, мы будем их постепенно реализовывать и рассказывать.

Наверняка, много клиентов у вас было не всегда. Как к вам пришли первые клиенты? Это же большая ответственность.

Ты сказал очень правильное слово «ответственность», а есть еще другое слово — «доверие». Многие агенты ведут свои социальные сети и почему-то рассказывают про объекты и новостройки: сначала говорят, что вот этот условный ЖК «Ромашка» самый лучший, а потом выходит в продажу другой условный ЖК «Домик», и уже он самый лучший. Они забывают один очень важный момент. Когда человек выбирает себе риелтора или брокера, то он выбирает себе партнера, кому он доверяет и кого есть та экспертиза, которая нужна для реализации целей и задач клиента. Например, клиент хочет купить новостройку в льготную ипотеку, и он выбирает эксперта, который разбирается в этом рынке, в рынке ипотеки, а не выбирает сам объект. В 2019 г., за год до создания Smarent, мы готовились запустить компанию и прозванивали собственников на Авито. Один из таких собственников сказал довольно грубую, но важную вещь: «А с чего это вы разбираетесь в недвижимости лучше, чем я?!». Это сильно изменило подход компании, и тогда мы задумались о развитии социальных медиа для создания доверия: рассказывать про нашу экспертизу, про опыт, почему мы выбираем те или иные объекты. Почему этот самый ЖК «Ромашка» лучше для инвестиций под аренду, чем ЖК «Домик», или наоборот. Именно в этот момент родилась идея развивать свои социальные сети. Мы выбрали Youtube как площадку, поскольку, на мой взгляд, там более взрослая и платежеспособная аудитория, и формат Youtube подразумевает длинные видео на 30-60 минут, а в недвижимости не так много места для коротких Shorts, где за минуту вы можете что-то рассказать и запомниться зрителю. С 2020 г. мы активно развиваем соцсети, и по факту все деньги в рамках маркетинга мы тратим именно на соцсети: съемка контента, аренда, сотрудники, операторы. Одна из наших задач — с помощью медиа рассказывать клиентам про нашу экспертизу. Мы никогда не прячемся, вот наш канал, мы делаем встречи с подписчиками, встречи с клиентами. Мы понимаем, что соцмедиа — сейчас это один из самых важных инструментов работы с клиентами на рынке инвестиций.

Будь я новичком, я бы подумал, что рассказывать про свою экспертность займет все мое время. Как мне донести до клиента, что я эксперт?

Один из важных моментов — когда рассказываешь про себя в видео или в посте в соцсети, нужно, чтобы клиент узнал в нем себя. Для того чтобы это делать, нужно, в первую очередь, рассказывать про себя. Я всегда рекомендую рассказывать конкретно про то, что делали или куда инвестировали именно вы. Рассказать, какую недвижимость лучше купить и где выгоднее застраховать, может любой, особенно сейчас, когда это не подразумевает никакой юридической ответственности. Я активно инвестирую в недвижимость с 2016 г. и когда я запустил свой канал, то в первую очередь, я начал рассказывать про свои квартиры: вот смотрите — у меня квартира-студия, я ее купил за столько-то, я сделал вот такой ремонт, я ее сдаю за такие-то деньги или планирую продать, чтобы сделать что-то другое, я использовал вот такие знания, когда выбирал объект. И в этот момент зритель понимает, что вы не балабол, что вы понимаете рынок, и вы несете ответственность в рамках своих покупок своими деньгами, а не рассказываете о чем-то абстрактном. Если нет своих собственных сделок, то можно рассказывать о тех сделках, которые вы проводите для клиентов, чтобы зрители понимали, что вы давно на рынке.

Какими инструментами можно донести свою экспертность до клиентов?

Надо сначала понять, в каком формате вы хотите доносить свою экспертность. В каждой соцсети есть свой формат, свои клиенты, и в начале нужно понять, какой формат вам больше нравится — кто-то любит текст, кто-то предпочитает видео, а кто-то любит записывать короткие информативные ролики. На мой взгляд, одна из самых простых сетей, с помощью которых можно развивать бизнес — это Телеграм. Это одна из самых быстрорастущих сетей, у нее невысокие риски блокировки, она ведется намного проще, там меньше требований к контенту, к картинке. Я бы рекомендовал использовать несколько соцсетей, в том числе Яндекс.Дзен — он сейчас довольно активен с точки зрения привлечения клиентов. То есть, первый шаг — это выбрать соцсеть, а второй — начать что-то делать. Не нужно долго сидеть и думать, какую статью написать и какой ролик снять — это больше про прокрастинацию. Нужно просто сесть и написать про свои последние сделки и что вы конкретно думаете. Именно за вашим мнением и экспертизой и приходит клиент, за это он и готов платить комиссию. Постепенно вы начнете разбираться, что нужно вашему зрителю и какой формат у вас работает. Я сейчас многих расстрою, но делегировать это нельзя: найти компанию, которая вам сделает классный продакшн и все будет замечательно — не получится. И нельзя бросать ведение соцсетей, нужно выработать привычку к регулярности контента, и не важно какого. Многие думают, что должна быть какая-то особая идея, классный сценарий, но опыт показывает, что нет — вы должны быть максимально естественным, такой как есть, делиться опытом, экспертностью, записывать посты и делать это регулярно. Поскольку многие сейчас идут этим путем, можно найти много интересных Телеграм-каналов вашей тематики и посмотреть, как они ведут свой канал, что людям нравится, а что не нравится. Соцсети — это про простоту. 

Как подружить инвестиции в недвижимость и технологии

Что ты посоветуешь новичку?

Я могу посоветовать ходить на небольшие мероприятия. Сейчас их очень много: клубы, форумы, камерные встречи, даже на 20-30 человек — ходить слушать экспертов, общаться с ними и самому начинать там выступать. Там самая настоящая аудитория, и вы будете понимать, засыпает ли она на вашем выступлении или им нравится, какие вопросы они задают. Это настоящий диалог здесь и сейчас. Для меня посещение мероприятий и заставило вести свои соцсети, поскольку мероприятия на 20-30 человек — это немного, а соцсети могут увидеть больше зрителей и можно получить больший отклик. Но и то, и то нужно: нельзя только вести соцсети, или только ходить по мероприятиям. Универсальных рецептов не существует — как и в инвестициях, нужна диверсификация. Мне кажется, что у эксперта, который хорошо знает рынок, не будет никаких проблем с соцсетями, если он будет давать качественную и правильную информацию. Самое важное — эксперт в социальной сети должен создавать какую-то ценность, а многие в соцсетях лишь перечисляют свои услуги в формате «я могу купить вам дом и на Бали, и в Подмосковье, и в Дубае». По факту, они не рассказывают про экспертизу, а лишь выступают в формате рекламы, и пытаются показать, что они эксперты во всем, а в результате — нигде. Не нужно превращать свои социальные сети в рекламу, потому что вы продаете себя как эксперта, и когда у человека будут вопросы — вам напишут. 

Нужны ли деньги для старта?

Если вы начнете вкладывать деньги в рекламу, как в рекламу своих роликов на Youtube, в ВК, — то это самое неправильное действие. Многие этим убивают свой канал — заливают его рекламой, туда приходят люди не из умных алгоритмов с точки зрения органики, а случайные зрители. Вы потратили 100 тыс. ₽ на рекламу и получили 100 тыс. просмотров, но клиентов как не было, так и нет, и аккаунтом никто не интересуется. Социальные сети — это про доверие и про экспертизу, и вам не так важно, сколько просмотров — 100, 300 или 500. Если вы риелтор или агент по страхованию, то, наверное, вы страхуете недвижимость или автомобили для себя, для своих родственников или друзей. Я считаю, что нужно доверяться алгоритмам и смотреть, какие ролики и посты «заходят» и далее выпускать такой контент. На следующем шаге уже можно делать коллаборации, покупать рекламу своего канала на других каналах и его постепенно продвигать, но это не первый шаг. Мой посыл такой: если вы даете качественный контент, то проблем с аудиторией не будет. Что касается вложений в сам контент, в съемку видео, то сейчас стандартный смартфон решает все проблемы, ну и из затрат — микрофон-петличка, который стоит 2000 ₽ на маркетплейсе. Я недооценивал соцсети ранее, мне казалось, что это какая-то игра в блогинг, а не реальный бизнес, а не устойчивый отдел маркетинга: если раньше бюджет на маркетинг шел в привлечение лидов, то сейчас идет на встречи и общение с подписчиками. Мне бы хотелось, чтобы качественного контента становилось больше, и люди давали бы качественную аналитику, а не просто обсуждали новый старт продаж и говорили, что он еще лучше и краше, чем предыдущий. Если будет появляться много качественных игроков на рынке, то повысится престижность профессии, а это тоже одна из задач, и будет улучшаться качество услуг, которое важно развивать особенно на растущем рынке инвестиций в недвижимость.

Источники изображений:

Личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Эксперт на рынке недвижимостиБолее 180 тыс подписчиков на Youtube
Резидент СколковоIT продукт smarent.ai является резидентом Технопарка Сколково

Профиль

Дата регистрации26.03.2020
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Замоскворечье, наб. Садовническая, д. 9, этаж 4, помещ. I ком. 8
ОГРН 1207700140229
ИНН / КПП 7707439451 770501001
Среднесписочная численность18 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Москва ул. Садовническая набережная, д. 9
Телефон +74954315151

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия