РБК Компании

«РТ МИС»: развитие информационных систем приводит к росту автоматизации

Интеграция программных решений с современным технологичным оборудованием играет в деятельности лабораторий медорганизаций весомую роль
«РТ МИС»: развитие информационных систем приводит к росту автоматизации
Сергей Матюшин
Сергей Матюшин
Курирует подключение лабораторного оборудования к лабораторной информационной системе, необходимого для автоматизации и оптимизации работы лаборатории.

В компании работает с ноября 2020 г., пришел на должность ведущего инженера. С 1 июля 2021 г. руководит отделом инсталляции медицинского оборудования ООО «РТ МИС».

Подробнее про эксперта

Цифровизация в медицине требует интеграции программных решений с современным технологичным оборудованием. Особую значимость этот вопрос приобретает в деятельности лабораторий медорганизаций. 

О том, как выстраивать работу по подключению лабораторного оборудования к информационной системе, о трендах в развитии направления, рассказывает Сергей Матюшин, начальник отдела инсталляции медицинского оборудования ООО «РТ МИС».

Лаборатории более тысячи медицинских организаций из 20 регионов «РТ МИС» и центров ФМБА сегодня работают в автоматическом режиме. Это ускоряет процесс получения результатов и повышает эффективность проведения процедур. Сергей, что особенно важно в автоматизации лабораторий, на твой взгляд?

Главную роль в автоматизации лаборатории играет уровень технического оснащения. Здесь важно все — начиная от штрихкодирования биоматериала в пунктах забора крови до создания регистратуры при крупных лабораторных центрах.

Современные лаборатории используют разные виды анализаторов, способные контролировать всевозможные процессы. Предпочтительно, когда анализаторы полностью автоматические: сами сканируют штрих-код, самостоятельно формируют и выполняют задания, отправляют результаты. Качественная автоматизация позволяет лабораториям быстро, точно, безопасно и эффективно обрабатывать большие объемы проб, выполнять тесты последовательно в соответствии с заранее заданными протоколами.

Прежде лаборатории использовали недорогие анализаторы с простейшими реагентами. Сегодня такие анализаторы подключить к лабораторной информационной системе очень сложно, а в некоторых случаях совсем невозможно. 

К сожалению, устаревшее оборудование в больницах встречается нередко. Однако даже при его обновлении медорганизации продолжают оставлять старое: во-первых, оно уже зарекомендовало себя как надежное и качественное, во-вторых, его могут использовать для экспресс-исследований, когда нужно быстро получить результат, но с возможным описанием на бумаге, то есть без занесения информации в ЛИС автоматически.

Расскажи немного подробнее о выстраивании бизнес-процесса по подключению лабораторного оборудования.

На практике сложилось два подхода. В первом случае больница требует от поставщика оборудования, чтобы прибор передавал информацию в лабораторную информационную систему. Тогда на нас «выходит» сам поставщик и при поставке оборудования мы заключаем с ним договор по подключению.

Во втором случае мы «собираем» потребность региона и заключаем договор уже с медорганизацией, которая выделяет средства на подключение лабораторных анализаторов. Для подключения мы просим предоставить технические требования и к анализатору, и к помещению, в котором будет осуществляться запуск оборудования.

Наши задачи — связать прибор и информационную систему, настроить программное обеспечение, добиться корректной передачи результатов по пробам. При «наладке» — проверить правильность работы и скорректировать, если возникли ошибки, провести инструктаж.

Какие риски важно предусмотреть при подключении оборудования?

Прежде всего необходимо проверить техническую готовность помещения и оборудования, наличие реагентов. 

Перед проведением работ просим у производителя техническую документацию. Проверяем наличие драйвера согласно протоколу: если не соответствует — ставим задачу на разработку драйвера к данному прибору. 

Также перед подключением уточняем, имеет ли медорганизация заключение о сервисной поддержке с поставщиком, поскольку оборудование бывает запароленным и может возникнуть потребность в обращении к сервис-менеджеру. Если сервисный договор отсутствует, поставщик может отказать нам в содействии. 

Цель подготовительного этапа — при выезде на объект быть готовыми к подключению и оперативно его провести. При проработке всех указанных рисков подключение происходит оперативно и качественно. 

Встречались в практике уникальные случаи?

Несколько лет назад к нам обратилась компания с вопросом подключения необычного для нас оборудования — это был аппарат с трековой системой и возможностью выполнения до девяти тысяч исследований в сутки. Такое оборудование необходимо было подключать в двустороннем режиме, и на тот момент соответствующего опыта у нас не было. Но мы успешно справились, оперативно отработав задание. В ответ получили от партнера благодарственное письмо за содействие. Приобретенные тогда компетенции помогают сегодня справляться с новыми задачами.

Что самое сложное в вашей работе?

Самое сложное в нашей работе при выполнении госконтрактов оптимально скоординировать действия и построить маршрут для инженеров с наименьшими временными потерями. Стараемся заранее договариваться об оперативной готовности: звоним координаторам, проверяем условия, выясняем тонкости, перестраиваем маршрут при необходимости. 

Изменения во всех сферах жизни очень динамичны. Какие тренды при интеграции программных решений и лабораторного оборудования сегодня проявляются, на твой взгляд?

В первую очередь, это развитие интегрированных систем: клиники все больше прибегают к использованию централизованных информационных систем, которые объединяют все подразделения, включая лаборатории. Это позволяет улучшить координацию и обмен информацией между разными отделами, а также повышать эффективность работы клиники в целом.

Развитие информационных систем приводит к росту автоматизации: автоматизация процессов в лабораториях ускоряет получение результатов и улучшает точность анализов, что включает в себя подключение анализаторов к ЛИС, автоматическую идентификацию проб, автоматическую подготовку и обработку образцов и другие автоматические системы.

Наблюдается интенсивное развитие молекулярной диагностики: современные клиники все чаще внедряют молекулярные методы диагностики, которые позволяют выявлять генетические и иммунологические причины заболеваний. Это также требует специализированного оборудования и программного обеспечения.

Повышается внимание к качеству: автоматизация и подключение оборудования к ЛИС позволяют снизить вероятность ошибок, улучшить точность анализов и обеспечить более надежные результаты. Все это помогает обеспечить высокий уровень качества оказания медицинской помощи пациентам.

Сейчас в целях оптимизации процессов происходит централизация лабораторий. В медицинских организациях сохраняют экспресс-лаборатории, плановые объединяют в одну большую на город или регион. 

В связи с этим происходит замена устаревшего оборудования на современное  высокопроизводительное. В медицинских организациях все чаще начинают появляться сортеры (сортировщики пробирок), автоматизированные станции по гематологии — например, Sysmex XN 9000 с производительностью 900 проб в час, в биохимии — Mindray SAL 6000 c возможностью выполнения до 2000 тестов в час, трекерные системы, такие как Ремисол, и другие.

Каким видится вектор развития направления? 

Еще несколько лет назад в лабораториях не было необходимого оборудования, например, для маркировки биоматериала. Все было на бумаге и закреплено «старой доброй резиночкой». Сейчас закупаются новые аппараты, меняются бизнес-процессы по маркировке, доставке и обработке биоматериала. Появляется возможность максимально автоматизировать процессы лаборатории. 

С развитием технологий и изменением бизнес-процессов в клинико-диагностических лабораториях меняемся и мы. Накопленные опыт позволяет  двигаться в сторону создания в «РТ МИС» центра компетенций по лабораторной информационной системе. Это поможет нам предоставлять лабораториям услуги по сопровождению ранее подключенных анализаторов, сервисное сопровождение оборудования в части передачи данных, чтобы своевременно выявлять проблемы и исключать простои, так как в полностью автоматизированной лаборатории любой сбой в связи между информационной системой и прибором может привести к остановке процессов. Пока мы не предоставляем больницам такое сервисное сопровождение, но потребность в этом у медорганизаций очень высокая. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации13.06.2019
Уставной капитал100 000,00 ₽
Юридический адрес Пермский край Г. ПЕРМЬ УЛ. УРАЛЬСКАЯ Д. 76
ОГРН 1195958020170
ИНН / КПП 5906159906 590601001
Среднесписочная численность762 сотрудника

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия