R и ТМ: как использовать предупредительную маркировку
Зарегистрированные бренды можно узнать по специальным обозначениям. Разберемся, в каких случаях ставится знак ®, а в каких — ™Заместитель председателя Гильдии юристов при «Московской торгово-промышленной палате». Победительница премии «Главные женщины-2023» в номинации «Юридические услуги».
Часто названия на вывесках и в рекламе сопровождают особые обозначения — R в окружности или ТМ. Предприниматели воспринимают их как два равноценные вида маркировки, однако между ними есть разница, и существенная.
Что значит ®
Латинская буква R в окружности — сокращение от английского registered, что переводится как «зарегистрированный». Оно применяется только к зарегистрированным к товарным знакам.
В России использование обозначения регламентируется ст. 1485 ГК РФ. Согласно ей, правообладатель может размещать рядом со своим товарным знаком следующую маркировку:
- «товарный знак»
- «зарегистрированный товарный знак»
- «R»
- ®
Все обозначения равноценны. Традиционно их располагают справа от бренда — в верхнем или нижнем углу. Обычно предприниматели останавливают выбор на последних двух вариантах — они наиболее лаконичны и не перетягивают на себя внимание. В то же время — говорят о том, что знак прошел государственную регистрацию.
Что значит ТМ
ТМ — часто встречающаяся маркировка. Она расшифровывается как trade mark — «торговая марка». Это синоним товарного знака, не закрепленный в законодательстве.
Обозначение ТМ используется преимущественно в европейских странах и США. В России его юридический статус не определен и ничем не регламентируется.
Обычно владельцы бизнесов используют сокращение ТМ, когда их товарный знак уже подан в Роспатент, но ведомство еще не выдало свидетельство на него. Таким образом заявители сообщают, что обладают правом приоритета на бренд и никто другой не может подать на регистрацию такой же или похожий знак.
Обязательно ли использовать предупредительную маркировку
Обозначения ® и ™ несут исключительно информационную функцию. Они предупреждают потребителей и других предпринимателей, что данный бренд прошел регистрацию либо находится на рассмотрении в Роспатенте.
Использование предупредительной маркировки — это право, а не обязанность. Правообладатель сам решает, ставить ли ему знак ® или ™ рядом со своим брендом. Сам по себе символ не защищает бизнес от копирования, но и его отсутствие не снимает ответственности с нарушителя, если он использует чужой товарный знак.
Если ™ не фигурирует в ГК РФ и его использование ничем не ограничено, то для маркировки ® есть условия:
- товарный знак должен пройти регистрацию в Роспатенте;
- его срок действия не должен истечь — он составляет 10 лет с момента подачи заявки в ведомство. Правообладатель может продлевать товарный знак еще на 10 лет неограниченное количество раз.
В случае неоднократного нарушения этих двух правил, владельца бренда ждет ответственность за незаконное использование предупредительной маркировки:
- штраф до 120 т.р. или в размере заработной платы нарушителя в период до 1 года;
- обязательные работы — до 360 часов;
- исправительные работы — до 1 года.
Подробно ответственность за незаконное использование предупредительной маркировки прописана в ст. 180 УК РФ.
Если же окажется, что используемый товарный знак уже имеет владельца, последствия для нарушителя могут быть намного серьезнее:
- изъятие контрафактных товаров, рекламных материалов и их уничтожение за счет нарушителя;
- штраф в размере двукратной стоимости контрафактных товаров, на которых размещен товарный знак;
- или штраф от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.
Учитывайте эти моменты и используйте предупредительную маркировку с умом.
Если ваш знак зарегистрирован, вы можете законно пресекать нарушения ваших прав на бренд. Когда важно только прекратить незаконное копирование, можно сразу обращаться в суд. Если нужна компенсация, то нарушителю нужно сначала направить досудебную претензию. Как правильно составить претензию о неправомерном использовании знака — рассказываем в экспертном блоге «Железно».
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты