Ecommerce-эксперт: как ретейлу справиться с вызовами 2024 года
Дмитрий Бороздин, генеральный директор RetailCRM, рассказывает, как противостоять экспансии маркетплейсов и не разориться на привлечении клиентовС 2006 года руководитель группы компаний «Интаро». С 2014 года сооснователь и генеральный директор компании RetailCRM, разрабатывающей специализированную CRM-систему для ритейла и eCommerce
По данным платформы RetailCRM, на которой работают 22 000 магазинов, объем розничных интернет-продаж за год вырос на 48%. Покупатели в массе своей преодолели недоверие и страхи по отношению к покупкам в интернете. Отрасль становится все более конкурентной и чувствительной к проблемам с маркетингом, коммуникациями и сервисом. Требования покупателей растут, продвижение дорожает.
Как в 2024 году розничному бизнесу увеличивать свою долю рынка без демпинга, в условиях медиаинфляции, дорогих рекламных ставок, нехватки рабочей силы?
Зависимость от маркетплейсов
Два года назад в России сложилась уникальная ситуация — были заблокированы зарубежные рекламные площадки и социальные сети, как следствие — резко выросла стоимость онлайн-рекламы. Именно маркетплейсы стали, по сути, единственным стабильным, прогнозируемым каналом онлайн-продаж для многих розничных компаний.
Сейчас ситуация меняется: внутри маркетплейсов ожесточается конкуренция, а у продавцов добавляется расход на ретейл-медиа.
По результатам опроса, который мы в RetailCRM повели в марте 2024 года среди 620 респондентов из сегмента fashion retail, четверть российских брендов торгуют только на маркетплейсах, не имея альтернативной площадки в виде офлайн-точек и собственного интернет-магазина.
Четверть российских fashion-ретейлеров работают только на маркетплейсах и не имеют альтернативной торговой площадки.
По сути, они находятся в полной зависимости от ценовой политики площадки-посредника. Кроме того, их расходы все время растут: на комиссии, фулфилмент, на привлечение клиента. А самое главное, на маркетплейсе продавец не имеет доступа к данным клиента и не может собирать собственную базу данных.
Решение — развитие собственного канала продаж
Уходить с маркетплейсов не нужно, но иметь хотя бы 20% продаж в своем онлайн-магазине — это необходимый минимум. Потому что интернет-магазин:
- дает компании возможность собирать базу данных и конкурировать за счет высокого клиентского сервиса и персональных предложений,
- гарантирует защиту от рисков слишком высоких расходов на площадки-посредники.
В 2024 году интернет-магазин можно рассматривать не как самостоятельный бизнес, но как еще один канал, плюсом к маркетплейсам и социальным сетям. Он добавляет бизнесу устойчивости и позволяет снять острую зависимость от сторонних площадок, которые в любой момент могут быть заблокированы или там могут резко поменяться правила.
Стоимость привлечения клиента
В среднем рост цены за привлечение в 2023 году в ретейле составил порядка 80%, а в отдельных сегментах, таких как одежда, обувь и электроника, в 1,5-2 раза.
Высокая стоимость получения покупателя означает для бизнеса отсутствие окупаемости в маркетинг и онлайн-рекламу, а снижение таких инвестиций может приводить к деградации собственных цифровых продаж и сервисов.
Решение — создание и развитие своей базы данных покупателей
Необходимо собирать в единую базу все заявки, заказы, профили покупателей, с сайта и мобильного приложения, заявки из мессенджеров и онлайн-чата. Идентифицировать офлайн-покупателей с помощью программы лояльности и направлять их в онлайн, в единую базу.
Следующий шаг: делить полученную базу на множество динамических сегментов, исходя из истории покупок и других доступных данных. Затем настроить маркетинговые механики, при срабатывании которых клиенты будут проинформированы о персональных предложениях и акциях.
В среднем таким образом возможно возвращать 22-23% клиентов и, соответственно, снижать стоимость их привлечения.
Другие подходы к решению проблемы включают размещение QR-кодов в торговых залах, виджеты консультации в мессенджерах и на сайте, работу с незавершенными заказами или визитами без покупок. Все это помогает оцифровать и обогатить профиль клиента и довести его до очередной покупки.
Трудности продаж в мессенджерах
Последние пять лет тренд на продажи в мессенджерах и социальных сетях продолжает расти, покупатели готовы взаимодействовать с ретейлерами и брендами в Telegram, Вконтакте.
Растущее число каналов общения с покупателями дает свои плюсы. Например, если покупатель пишет нам в WhatsApp (принадлежит корпорации Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена), значит, и мы их можем писать ему туда. Открываемость WhatsApp*-сообщений 90%, e-mail — 20%. Очевидно, WhatsApp* намного более близкий и эффективный канал, но работать с ним нужно максимально осторожно.
Нецелевые сообщения, которые приходят в такие близкие, личные каналы могут раздражать покупателей и провоцировать жалобы и блокировки. Кроме того, рассылки через WhatsApp*- и SMS-канал дорого стоят, и сообщения, не основанные на точных данных о пользователе, приведут к напрасной трате бюджета.
Другая проблема — количество каналов, их разрозненность. Разные пользователи предпочитают разные мессенджеры, а зачастую с ними нужно общаться сразу в нескольких каналах. Это может приводить к потере информации.
Решение — собрать все каналы в одном интерфейсе и писать только релевантные сообщения
Чтобы не терять все нити, ведущие к коммуникации с клиентом, его любимые каналы коммуникации можно также привязывать к профилю в едином контуре.
Динамическая сегментация покупателей и маркетинговые механики позволят настроить тонкую коммуникацию в мессенджерах и сделать этот канал удобным, прежде всего, для самого покупателя.
По результатам опроса, чаще всего покупатели предпочитают, чтобы бренды общались с ними с помощью электронной почты. Это самый дешевый для ретейлеров канал коммуникации.
Человеческий фактор
Особенность электронной торговли — большое количество транзакций и огромный поток клиентов. E-commerce предоставляет много возможностей для совершения ошибок со стороны персонала на каждом этапе: от оформления заказа до отработки претензий.
Еще одна проблема: обработка заказа может происходить в разных каналах и мессенджерах, и это добавляет трудности — нужно следить за качеством сервиса и общения в большом потоке входящих.
Решение — автоматизация
Чтобы снизить количество ошибок персонала, необходимо перенести все данные по онлайн-заказам из мессенджеров, соцсетей, с сайта, мобильного приложения в один интерфейс. Интегрировать в этот же контур службы доставки, IP-телефонии, кассовое ПО, программу лояльности, сервисы оплаты, склад.
Далее необходимо оптимизировать работу менеджеров, например, с помощью параметрической оценки качества общения с покупателями. Подобные решения на базе ИИ позволяют быстро получать резюме переговоров и переписок с оценкой по шкале, которая задается РОПом, и таким образом отслеживать значимые для бизнеса параметры коммуникации. Например: делают ли менеджеры апсейл, вежливы ли они, насколько часто клиент негативно реагирует на общение с менеджером...
В конечном счете, все выше названные решения помогут сделать модель развития бизнеса более устойчивой и позволят претендовать на бОльшую долю рынка не за счет низкой цены, а за счет высокого клиентского сервиса и позитивного клиентского опыта.
Резюмируем рекомендации:
- создание собственного, независимого от площадок-посредников канала продаж,
- персонализированные точечные маркетинговые коммуникации с покупателями,
- максимальная автоматизация ручного труда,
- контроль работы менеджеров с помощью ИИ,
- способность быть там, где удобно клиенту, с релевантными для него предложениями: в мессенджерах, соцсетях и любых каналах, которые станут популярными в будущем,
- сведение всех каналов коммуникации в одном контуре.
*Принадлежит корпорации Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети