РБК Компании

Шесть секретов для университетов

Александр Елисеенко, лидер практики управления изменениями ИОТ-университета, выступил перед преподавательской элитой высшей школы
Шесть секретов для университетов
Александр Елисеенко
Александр Елисеенко
Лидер практики управления изменениями ИОТ-университета

Более 10 лет в консалтинге (международные корпорации, бизнес, университеты и НКО). Специализируется в управлении изменениями, образовательной политике и организационном дизайне.

Подробнее про эксперта

17 ноября в Общественной палате Российской Федерации прошла VI Национальная научно-практическая сессия «Стратегические ориентиры развития высшей школы», организованная ОП РФ, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Лигой Преподавателей Высшей Школы. 

Александр Елисеенко, лидер практики управления изменениями ИОТ-университета, выступил перед преподавательской элитой высшей школы с темой «Гибкость в образовании: вызовы для университетского сообщества».

По словам Александра Елисеенко, у команды ИОТ-университета как у консультантов и практиков, есть понимание возможностей для гибкости для университетов, если они пойдут в направлении высокой гибкости своей образовательной модели. 

«Есть минимум четыре слоя, где ее можно найти, — рассказал Елисеенко. — В том, как вы управляете портфелем образовательных продуктов. Вы можете, например, быстро собрать для иностранного партнера программу прямо за несколько недель или вам нужно для этого несколько месяцев и лет? Дальше — сам гибкий образовательный процесс. Сколько и чего ваши студенты сами способны выбрать? Какую вы им свободу выбора в этом смысле предоставляете? Гибкость в траектории — от никакой, что тоже бывает, до высокой. Кто-то говорит: «А давайте все-таки как можно шире, потому что мы не в состоянии предсказать спрос на рынке труда». И здесь, видите, гибкость — это то, что делает университет ради своего конкретного преимущества за пределами стандарта. Стандарт — минимум, меньше нельзя сделать. А можно ли сделать больше? 

И здесь возникает следующий большой и сложный разговор. Если мы хотим использовать механики образовательных траекторий, индивидуализации образовательных траекторий, то первое, что возникает, огромный вопрос логистики процессов управления. Например, а как составить расписание, а если несколько университетов вместе? Например, у нас в консорциуме четыре университета тестируют сетевое образование. А могут ли из четырех университетов, разрозненных по всей России, одновременно выбирать какие-то курсы студенты, и вот можно ли, вообще, всем этим управлять? Ну, видимо, можно, но сложно. Для этого приходится в университетах нарабатывать новые практики. 

А про что эти практики должны быть? Расскажу об основных шести наших наблюдениях в больших сложных вопросах, которые возникают перед университетом, который использует гибкость в той или иной степени. 

Первое. Как управлять экономикой в гибкой образовательной модели. Нагрузка динамична, есть риск того, что не сойдутся деньги. Как быть? Вот для этого специальным образом объектом управления становится экономика каждой образовательной программы, использование корпоративных практик, юнит-экономики и так далее. 

Второе. Плотность коммуникации в университетском сообществе. Студенты, которые живут и учатся в гибкой модели, очень много хотят общаться со своими преподавателями. А у него тысяча часов нагрузки, исследования, административная должность, а то и две. Когда общаться? А у студентов просто дичайший дефицит, они хотят быть в контакте, они хотят внимания к себе. Как сделать так, чтобы у преподавателей было легитимное время для того, чтобы проводить его со студентами? Вне класса, вне первой половины дня.

Третье. Современные технологии, корпоративные практики. Продуктовый подход в образовании — есть он или нет? Будем ли мы, например, делать образовательные продукты? Может быть, у нас в этом смысле будет коннект. А как выстроить, например, воронку абитуриентов в университете, обеспечить конкурентоспособность в продвижении, потому что демография-то интересная у нас, особенно скоро будет, и конкуренция за абитуриента только усиливается.

Четвертое. Как обеспечить успешность одних и других обучающихся и преподавателей в гибкой модели? Преподаватели в ситуации конкуренции. Как им помогать? Один преподаватель в состоянии, например, здорово записать видеоролик для курсов из большого блока по выбору, а другой нет. Надо ли ему помочь, рассказать, как это делать, чтобы у него тоже был шанс? То же самое у студентов. Как их поддерживать? Откуда взять ресурсы для того, чтобы их поддерживать? 

Пятое. Является ли целью разнообразной гибкости поддержание благополучия всего университетского сообщества? Как в смысле экономическом, так и в смысле психологическом. Потому что люди там будут совершать ошибки. И это должно быть без серьезных последствий. 

Шестое. Если у вас гибкая модель, вам придется в значительной степени развивать практики мониторинга образования, его качества. Это большая работа с данными. А умеет ли университет работать с данными, принимать решения на основании данных, так же, как это делают современные корпорации? Большой вопрос. 

Как минимум вот этими шестью аспектами придется заняться, уважаемые коллеги, развивая ту или иную степень гибкости образовательной модели ваших университетов».  

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

Более 40000 студентов на ModeusУже более 40000 студентов нескольких российских университетов постоянно работают с платформой Modeus.

Профиль

Дата регистрации21.02.2022
Уставной капитал1 000 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ТВЕРСКОЙ УЛ ЛЕСНАЯ 43 ЭТАЖ 6, ПОМЕЩ. I, КОМ. 65,
ОГРН 1227700090683
ИНН / КПП 7707462852 770701001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Лесная, д. 43
Телефон +79156081515

Социальные сети