РБК Компании

5 мифов о стратегии бизнеса, которые не имеют ничего общего с реальностью

Ментор Олег Минтуш разбирает распространенные заблуждения предпринимателей о стратегии бизнеса. И дает рекомендации, которые помогут ее грамотно составить
5 мифов о стратегии бизнеса, которые не имеют ничего общего с реальностью
Олег Минтуш
Олег Минтуш
Резидент Клуба Менторов, стратег, бизнес-ментор и консультант. Ведет частную консультативную практику. Формирует стратегию развития. Занимается выходом бизнеса из кризиса и моделью управления.

Основатель предпринимательской экосистемы. В прошлом — директор по информационным технологиям «СберИнтертеймент» и директор по трансформации и инновациям экосистемы МТС.

Подробнее про эксперта

Определить, куда и как идти компании, проверить, на правильном ли она пути, спрогнозировать, добьется команда поставленных целей или нет, — все эти задачи решает эффективная стратегия. Этот инструмент позволяет проекту выстроить путь движения к результатам и успешно его пройти. От понимания предпринимателя, как его правильно разработать, зависит, конечно, не все, но многое. Ментор Олег Минтуш развенчивает мифы о стратегии бизнеса, рассказывает о подводных камнях и расставляет все точки над и. 

МИФ 1. Стратегия нужна для роста бизнеса

На самом деле это важная, но далеко не единственная ее цель. Стратегия — это инструмент, который может использоваться для увеличения выручки, выхода из кризиса, обеспечения присутствия проекта в новых регионах или узнаваемости бренда. А также для увеличения объема занимаемого рынка, перехода в цифру или новую нишу, повышения экологичности, клиент-ориентированности и не только. Генерация прибыли — самая распространенная метрика коммерческих структур. Разумеется, все можно свести к одному этому показателю и определить спектр вариативностей достижения цели. Однако следует учитывать, что не для каждой компании определяющий фактор успеха — прибыль.

МИФ 2. Стратегия бизнеса — один большой документ, который включает все аспекты работы

Нужно понимать, что, говоря о компании, мы имеем дело с десятками, а порой и сотнями разных планов. У каждого подразделения, продукта, команды, направления может быть своя индивидуальная профильная стратегия — например, маркетинговая, PR, продаж или IT. 

Стратегия может быть автономной — уровень самостоятельности зависит от модели и интегрируемости бизнеса. Но при этом любой локальный план должен отражать генеральную повестку компании, отталкиваться от того, куда в целом движется проект. Например, привносить в глобальный план нечто новое благодаря изменению одного продукта, влиять таким образом на остальные направления деятельности. Важно: профильная стратегия не находится в вакууме, все многочисленные планы компании должны быть взаимосвязаны. 

Стратегия бизнеса

МИФ 3. Задача предпринимателя в рамках стратегии — определить текущие цели

Мало просто обозначить цель, нужно еще определить способы ее достижения. Это лишь один из элементов стратегического аспекта в управлении компанией. Рассказываю, что еще необходимо учесть при работе со стратегией:

  • Реалистичность. Все придуманное должно быть исполнимо. Разумеется, ожидания могут быть преувеличены, но реально достижимы — как минимум 60% из них.
  • Регулярность. Сформированные планы требуют выполнения, контроля, сверки отклонений — то есть регулярной работы.
  • Консистентность. Все идеи необходимо согласовать между собой. Ваша задача — составить связный план с единый вектором движения. 
  • Интегрируемость. Учтите, что в компании не один продукт или подразделение, у нее даже не всегда одна цель. Это означает, что все уровни стратегического планирования должны быть взаимосвязаны и работать на достижение результата.
  • Адаптивность. Все изменчиво — рынок, состав команды, клиенты, цели. Чтобы делать то, что актуально, и понимать, насколько ваши действия приближают компанию к достижению результатов, нужна постоянная переоценка и ревизия. Любой план должен регулярно пересматриваться с целью учета всех переменных.

МИФ 4. Стратегия составляется на срок 1–3 года, не меньше 

Забудьте об этом, мы давно вышли из плановой экономики. Теперь правила диктует рынок и клиент, а это непостоянные субстанции. Стратегия создается и непрерывно меняется на разных уровнях. Условно, сегодня — на уровне компании, завтра — одного продукта, послезавтра — подразделения. Работа над планом должна быть циклична. Например, стратегия всей компании пересматривается раз в 6–12 месяцев, стратегия направления — раз в 3–6 месяцев, продукта — раз в 1–3 месяца. Это вовсе не означает, что каждые 3, 6 или 12 месяцев все переделывается с нуля. Речь идет о переоценке того, что и зачем мы делаем, приближаемся ли к достижению целей, а также об анализе действий конкурентов и изменений рынка. Компании, безусловно, необходимы вектор, принципы и понимание движения на период от 1 до 5 лет, но следует понимать, что они будут меняться. При этом конкретный план действий — это вопрос 6–12 месяцев.

МИФ 5. Когда план развития составлен, от команды требуется одно — работать по нему

Невозможно разово покрыть все аспекты с учетом различных особенностей. Стратегия может выражаться в разных формах и объемах, главное — не сам план, а способность его реализации. Это не документ для закрытия формальных требований, не просто активность на 1-2 месяца. Мы говорим об инструменте, требующем регулярной работы и постоянного вовлечения. Объясню: у компании есть отдельные продукты, команды и подразделения. У каждого из них свой цикл планирования в зависимости от различных факторов — например, сезонности и пиковых нагрузок. В компании должны быть люди, определяющие и формирующие стратегический уровень, а также сотрудники, которые реализуют план. 

Часто предприниматель совершает ошибку — после разработки стратегии лично приступает к ее реализации. Смотрите, что тогда происходит: он погружается в операционный уровень, начинает решать проблемы из разряда «здесь и сейчас» — работа над планом развития становится второстепенной, а затем и вовсе забывается. «Зачем строить какие-то планы, если есть горящая проблематика, требующая внимания?» — думает он. В итоге стратегия становится бесполезной формальной бумажкой, а компания никуда не продвигается. 

Пора за дело

Стратегия бизнеса — рабочий инструмент, который при правильном использовании позволяет достигать высоких результатов. Прежде чем приступить к составлению плана и его последующей реализации, предлагаю свериться с пошаговым чек-листом.

Что нужно сделать, чтобы сформировать эффективную стратегию:

  1. Проанализировать текущее состояние и определить желаемый результат.
  2. Сформировать прогнозируемый план по его достижению.
  3. Удостовериться, что на всех уровнях компании сотрудники понимают суть стратегии и ее ценность.
  4. Выделить специалистов с функцией стратегического управления и администрирования.
  5. Регулярно заниматься стратегией на всех уровнях компании и вырабатывать единый вектор развития. 
  6. Не забывать про адаптивность и периодически проверять, на верном ли пути бизнес. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации22.01.2020
Регионг. Москва
ОГРНИП 320774600024549
ИНН 772011110500

Контакты

Социальные сети