РБК Компании
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф

Как изменилась роль МФО за последние 30 лет

Эволюция сервиса онлайн-займов в России: как изменение роли МФО повлияло на развитие финансовой инклюзии
Как изменилась роль МФО за последние 30 лет
Олеся Киселева
Олеся Киселева
Управляющий директор МФК «Лайм-Займ»

Стратегия развития компании, декомпозиция стратегического плана на тактические задачи и операционный контроль бизнеса.

Подробнее про эксперта

Обеспечение финансовой доступности — одна из самых приоритетных экономических и социальных проблем государственного значения, которая идет на ряду с поддержкой малого и среднего бизнеса, повышением финансовой грамотности населения и его безопасности в обращении с денежными активами. Развитая и инклюзивная финансовая система влияет на снижение бедности и неравенства, благосостояние и занятость населения, потребительский рынок, экономический рост и устойчивое развитие. 

При этом финансовая доступность должна быть качественной и отвечать запросам граждан в вопросах оперативности, безопасности и удобстве предоставляемых услуг. Ведь мысль о том, что главное — обеспечить физический доступ к продукту, давно уже не является преобладающей. Сейчас в приоритете — доступ к финансовым услугам в реальном времени, который могут предоставить два сегмента рынка — банки и МФО. 

Эволюция сервиса МФО 

Банки имеют слишком жесткие требования к оценке кредитного риска, и ровно за счет этого МФО могут более гибко работать с теми категориями заемщиков, которые являются для банков сложными в обслуживании, в том числе и с начинающими предпринимателями. Поэтому улучшать ситуацию с финансовой инклюзией в этом смысле становится возможным благодаря деятельности МФО.

Сегодня отрасль МФО — одна из самых динамичных и развивающихся в российской экономике. Она представляет собой высокотехнологичные онлайн-платформы с доступом к финансовым услугам жителям отдаленных районов, а также предпринимателям и населению с низким уровнем дохода. 

Но так было не всегда. Около тридцати лет назад отрасль МФО только зарождалась в России и имела множество полулегальных игроков рынка. В то время это были ларьки с выдачей наличных средств под высокий процент без законодательного регулирования и с полным отсутствием каких-либо финтех-решений или автоматизации. Ключевым фактором в принятии решения в пользу МФО для заемщиков было 100% одобрение займа и быстрое получение денег. 

С течением времени рынок стремительно развивался: появилось осознанное регулирование отрасли, рынок сократился вдвое, компании постепенно стали переходить в сегмент онлайн-выдач и ожидания по уровню цифровизации процессов кратно возросли, что и способствовало развитию IT-решений, в частности — онлайн-кредитования.

Кредитный скоринг 

В процессе разработки онлайн-сервиса МФО работали над такими инструментами, как кредитный скоринг, система дистанционного обслуживания клиентов, облачные решения, базы данных, чат-боты, омниканальность, идентификация, создавая единую архитектуру быстрых онлайн-решений (ответ по заявке на займ в МФО принимают в течение нескольких минут).

Пожалуй, самой важной разработкой для отрасли МФО является кредитный скоринг — автоматизированная система оценки платежеспособности заемщика, которая учитывает параметры кредитной истории и социальные факторы. Его алгоритм анализирует эти данные и рассчитывает суммарный балл, на который кредитор ориентируется, принимая решение о выдаче займа или кредита. 

Система оценки клиента открыла возможность онлайн, в режиме реального времени получить объективное и быстрое решение по займу, отправив всего лишь одно фото и паспорт, не дожидаясь ответа несколько часов. 

Скоринговые системы микрофинансовых компаний и банков строятся принципиально по-разному. Банковский скоринг отвечает на вопрос: «Он — отличный клиент?». В то время как в скоринге МФО чаще используются принципы построения моделей, которые задают вопрос: «Он больше похож на хорошего или плохого?».

Скоринг отличается также и тем, что данные для обучения его модели в банковском секторе используются более старые: трехлетней-пятилетней давности, т.е. система анализирует поведение заемщика, учитывая данные за несколько лет. Обучение системы в МФО производится на более актуальных данных заемщика — за последний год. И, таким образом, расширяется одобряемость со стороны МФО, расширяя доступ к рынку кредитования более широкому кругу клиентов.

Компании, использующие скоринг, держат в секрете алгоритм и особенности работы математической модели, но общий принцип работы скорингового софта примерно одинаков:

  • Финансовая организация задает параметры оценки заемщика: возраст, семейный статус, место проживания и работы, наличие собственности, требования к кредитной истории и размеру дохода;
  • Программа получает доступ к статистическим данным по ранее выданным займам и к открытым базам: БКИ, налоговой инспекции, судебных приставов;
  • Потенциальный клиент заполняет анкету;
  • Система проверяет паспортные данные и выясняет, не фигурирует ли заемщик в базах должников или «черных списках» банков;
  • Программа сопоставляет данные клиента с требованиями банка и, в зависимости от результатов, выставляет итоговый балл.

Отдельно стоит отметить разработку личного кабинета клиента, в котором пользователь может не только увидеть справочную информацию по своему займу (посмотреть график платежей, заказать справки, обратиться дистанционно в службу поддержки), но и провести активные операции, например, досрочное погашение займа, не выходя из дома. 

Онлайн-МФО также являются мощным инструментом для развития малого и среднего бизнеса. Они позволяют начинающим предпринимателям реализовать свои идеи и создать рабочие места. 

Благодаря разработанным онлайн-платформам, МФО положительно влияют на повышение уровня финансовой инклюзии и одновременно способствуют сокращению неформальных источников кредитования. 

Последнее изменение: 25 марта 2024

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

11 лет на рынке микрофинансовКомпания была основана в 2013 году и сегодня является одним из лидеров на российском рынке
Рейтинг кредитоспособности ruBBВ 2023 году повышение рейтинга кредитоспособности от агентства «Эксперт РА»
> 50 млрд руб. выдано за 11 летТоп-3 МФО по объему выданных «длинных» микрозаймов по версии «Эксперт РА» в I полугодии 2024 года
Сертификат ISO 9001 2015Единственная МФО, которая получила сертификат международного стандарта системы менеджмента качества
Сертификаты COPC и ISO 18295Единственная МФО, прошедшая аудит клиентского сервиса Apexberg (2023)

Профиль

Дата регистрации12.09.2013
Уставной капитал26 000 000,00 ₽
Юридический адрес обл. Новосибирская, г. Новосибирск, Новосибирск, ул. Кирова, д. 48, офис 1401
ОГРН 1137746831606
ИНН / КПП 7724889891 540501001
Среднесписочная численность339 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Новосибирск, ул. Кирова, д. 48
Телефон +79628238688

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия