РБК Компании

Что такое персональные данные и как их хранить

Директор департамента безопасности МФК «Лайм-Займ» Дмитрий Бойко — о том, как надежно хранить персональные данные пользователей
Что такое персональные данные и как их хранить
Источник изображения: Пресс-служба МФК «Лайм-Займ»
Дмитрий Бойко
Дмитрий Бойко
Директор департамента безопасности цифрового финансового сервиса Lime

Эксперт в области обеспечения безопасности и защиты информации

Подробнее про эксперта

Какие именно данные считаются персональными

По определению в законе, персональные данные — это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу. Например, ФИО, ИНН, СНИЛС, электронная почта, номер телефона, адрес жительства, сведения об образовании, месте работы, фотография и т. д. При этом персональные данные — это всегда совокупность информации. В этой совокупности обязательно должен присутствовать идентифицирующий лицо элемент — ФИО, ИНН, паспортные данные и тому подобное.

Помимо тех данных, которые однозначно являются идентифицирующими конкретное лицо, есть серая область, по которой единого мнения в разъяснениях регулирующих органов и судебной практике нет. Например, об отнесении номера телефона (или адреса электронной почты) к уникальному идентифицирующему лицо признаку. С одной стороны, это информация о техническом устройстве лица, с которого совершаются какие-то действия. С другой стороны, номер телефона можно считать идентификатором лица по принципу его уникальности.

То же самое касается и cookies — текстовых файлов, сгенерированных сайтами. В cookie-файлы заносятся уникальные идентификаторы, по которым можно отличить одного пользователя из массы других, а значит они являются онлайн-идентификатором определенного физического лица.

Разъяснения Роскомнадзора и судебная практика говорят в пользу отнесения cookie-файлов к персональным данным.

Как не нарушать закон о персональных данных

Многие сайты используют формы обратной связи, в которых просят пользователя указать свои персональные данные. В связи с этим компаниям все важнее надежно хранить такую информацию. Более того, необходимо соответствовать всем требованиям законодательства.

В первую очередь нужно:

  • Разместить информацию о политике обработки персональных данных на сайте в общем доступе;
  • Предусмотреть согласие на обработку персональных данных для пользователей сайта при сборе их персональных данных. Например, при регистрации в личном кабинете;
  • Уведомить Роскомнадзор об обработке персональных данных;
  • Если вы пользуетесь иностранными метрическими программами для сбора персональных данных пользователя, например, Google Analytics, нужно уведомить Роскомнадзор о трансграничной передаче персональных данных — ведомство примет решение о разрешении или ограничении такой передачи. Также вы можете перейти на российские сервисы веб-аналитики, например, «Яндекс. Метрика»;
  • Производить мониторинг на предмет утечки базы персональных данных, владельцем которой вы являетесь. В случае обнаружения утечки, об этом необходимо уведомить Роскомнадзор в течение 24 часов (первичное уведомление о произошедшем инциденте) и в течение 72 часов с момента обнаружения (дополнительное уведомление о результатах внутреннего расследования выявленного инцидента);
  • Также владельцы сайта, являясь операторами персональных данных, должны соблюдать и иные требования по защите персональных данных. Можно оценить выполнение закона о персональных данных в своей организации с помощью проверочного листа Роскомнадзора (Приказ Роскомнадзора от 24.12.2021 № 253).

Недавно Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций выступило с инициативой, относящейся к персональным данным. Суть ее заключается в добавлении еще одного индикатора риска, который является основанием для проведения внеплановой проверки. Новым индикатором риска является отсутствие специалистов по информационной безопасности, непосредственно осуществляющих деятельность по аутентификации на основе биометрических персональных данных в аккредитованной организации. В связи с этим можно сделать вывод, что защита персональных данных пользователей — важнейшая часть современного онлайн-бизнеса, на которую необходимо выделять кадровые и технологические ресурсы.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

10 лет на рынке микрофинансовКомпания была основана в 2013 году и сегодня является одним из лидеров на российском рынке
Рейтинг кредитоспособности ruBBВ 2023 году повышение рейтинга кредитоспособности от агентства «Эксперт РА»
> 30 млрд руб. выдано за 10 летТОП-10 крупнейших МФО России по объему выданных микрозаймов по версии «Эксперт РА»
Сертификат ISO 9001 2015Единственная МФО, которая получила сертификат международного стандарта системы менеджмента качества

Профиль

Дата регистрации12.09.2013
Уставной капитал26 000 000,00 ₽
Юридический адрес обл. Новосибирская, г.о. город Новосибирск, ул. Кирова, д. 48, офис 1401
ОГРН 1137746831606
ИНН / КПП 7724889891 540501001
Среднесписочная численность339 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Новосибирск, ул. Кирова, д. 48
Телефон +79628238688

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия