РБК Компании
Главная MobileUp 17 июля 2023

«Мобилка, которая летит вверх» — как зарождался MobileUp

Основатель MobileUp Сергей Денисюк рассказывает, с чего начиналась история компании и как выстраивались внутренние процессы
«Мобилка, которая летит вверх» — как зарождался MobileUp
Сергей Денисюк

Основатель MobileUp

Подробнее

MobileUp — один из лидеров российского рынка заказной разработки. В интервью основатель Сергей Денисюк рассказывает, с чего начиналась история компании и как выстраивались внутренние процессы. А еще вспоминает, как использовал нетворкинг для привлечения клиентов до того, как это стало модным.  

Что было до MobileUp: сотрудничество с крупнейшими рекламодателями России и интернет-телевидение

Про меня вряд ли можно сказать: «Он с детства был предпринимателем». Я из обычной советской семьи. И в юности был больше увлечен физикой и математикой, чем разработкой бизнес-планов. 

Мой профессиональный путь начался в середине 2000-х в креативном дизайнерском агентстве друзей. Мы делали цифровые проекты, занимались вирусным маркетингом и быстро учились сотрудничать с крупнейшими рекламодателями, которые были на тот момент в России. 

Большой пласт задач составляла разработка рекламных игр. И что клиенты, что друзья говорили: «Если умеете — сделайте не рекламное, а свое. Капитализируйте собственный продукт». Эта мысль поселилась в голове и постепенно переросла в то, что в 2007 году мы запустили проект интернет-телевидения и специально для него снимали шоу и сериалы. Привлекли в команду именитых режиссеров кино и телевидения, подняли инвестиции. Правда, не совсем корректно оценили сложность производства и сделали контент на уровне того же телевизора, который люди потихоньку переставали смотреть. Проект быстро закрылся, но желание создать что-то свое сохранилось и даже окрепло.

Провальный стартап как отправная точка в истории компании

Я целенаправленно начал искать идеи. Много читал в TechCrunch о запускающихся сервисах. Это сейчас сотни компаний и стартапов ежемесячно залетают в разные акселераторы. Тогда новые продукты можно было пересчитать по пальцам одной руки. 

Наконец, подходящая идея нашлась — мы решили запустить геосоциальный сервис «Встречер». Смысл заключался в том, чтобы связать платформу а-ля Twitter со службами геолокации и дать людям возможность чаще видеться с близкими. Сервис позволял делать отметки на карте и делиться статусами, показывал местоположение друзей и присылал уведомления, когда они оказывались рядом.

Мы начали работу над «Встречером» в 2008 году и выпустили его в 2009. Чуть позже на рынке появился Foursquare — ближайший аналог. Приложения предлагали схожий функционал, но если «Встречер» был ориентирован на кнопочные телефоны, то Foursquare — на iPhone. 

Когда мы только придумывали «Встречер», iPhone еще не существовал. Он появился на этапе реализации. И наша главная ошибка заключалась в том, что мы недооценили потенциал нового девайса. Нужно было переориентироваться на разработку под iPhone — тогда бы у нашего продукта были шансы на успех. Но мы запустили его на уходящих технологиях. 

«Встречер» не полетел, и мы переключились на другой проект — эксклюзивную соцсеть для Sony Ericsson с афишей мероприятий и лайфстайл-изданиями. Правда, реализовать ее не успели.  Руководство компании сменило стратегию в пользу разработки под Android, в то время как мы продолжали писать под старые платформы. Этот проект тоже свернулся, и мы оказались в свободном плавании. Около полугода делали небольшие приложения, которые затем продавали. Но постепенно пришли к заказной мобильной разработке. Это можно считать отправной точкой MobileUp.

Мобильная разработка — неслучайный выбор

Я видел в мобильных интерфейсах будущее. Помню, как ехал в метро и на кнопочной Nokia читал новости про американскую техиндустрию. Это казалось таким космосом. Еще совсем недавно у тебя не везде ловила сотовая связь, а теперь ты мог под землей пользоваться интернетом и устанавливать на телефон виджеты. 

Я понял, что через несколько лет телефон станет главным рабочим инструментом. А еще — что хочу заниматься мобильными приложениями. К слову, такая возможность вскоре представилась.

Что было на заре MobileUp

Один из старых клиентов знал, что я увлекаюсь приложениями. И когда ему понадобился мобильный сервис с каталогом товаров, обратился ко мне. Я взялся за задачу и подключил команду разработчиков (тогда мы уже писали под iPhone и Android). За первым заказом последовал второй — нам удалось получить американского клиента. Я принял решение разойтись с партнером, оставив ему все наработки, и открыть собственную компанию. 

В самой первой версии MobileUp был я и команда из четырех-пяти разработчиков. Я самостоятельно продавал и вел проекты, писал ТЗ, иногда даже что-то тестировал и дизайнил. Так проработал полгода и понял, что нужно делегировать задачи. У нас появились руководители проектов, дизайнеры, тестировщики. Начала выстраиваться структура студии. 

Про нетворкинг и первых клиентов

Мы буквально со старта начали писать довольно сложные вещи. Например, конструктор приложений под конкретную нишу бизнеса. Это стало глотком свежего воздуха и обеспечило приток денег, очень актуальный на тот момент. 

Почти все первые заказчики MobileUp появились благодаря нетворкингу. Я активно вписывался в разные конференции, на которых делился опытом. Параллельно вел блог на Хабр и рассказывал, как запустить проект без инвесторов. Это помогло сформировать вокруг компании определенную аудиторию — о нас стало узнавать все больше людей, часть из которых затем превращалась в клиентов. Например, один заказчик пришел благодаря статье. И оказалось, что это компания, которая поставляет решения для «МТС». Так, буквально после третьего заказа в нашем портфолио появился кейс с логотипом крупного оператора сотовой связи. Дальше мы уже могли участвовать в тендерах «Билайна». И заявлять о себе как о топовой компании — не каждый успел в 2010 году сделать что-то для «МТС», а мы успели.  

Заказчики — это почти всегда результат нетворкинга. Особенно вначале. Чтобы кому-то что-то продать, нужно контактировать с людьми. Возможно, у тебя не купит тот, с кем ты взаимодействуешь напрямую. Но откуда-то сбоку прилетит лид, которому нужно то, что ты продаешь. Так это работает. 

Как начали строить настоящий бизнес

В какой-то момент мы попали в финансовую ловушку. Обороты росли, денег становилось больше, но компания была убыточной из-за отложенного кассового разрыва. Мы оказались в кризисной ситуации, когда пришлось одним днем уволить полкоманды и потом еще полгода выплачивать долги по зарплате. Причина в моем неумении пользоваться отчетом о прибыли и убытках. По сути, это главный документ, который позволяет сразу понять, насколько с финансовой точки зрения жизнеспособен бизнес. 

Я нанял финансового директора, который помог выстроить правильный учет. И тогда же твердо решил, что мы больше никогда не будем в минусе. В этой точке началась бизнесовая история MobileUp.

До этого я воспринимал компанию, скорее, как пространство для реализации. И это естественно. Сначала ты играешь роль ремесленника и находишь удовлетворение в своем ремесле — я писал ТЗ, рисовал дизайны, проектировал и получал от этого удовольствие. Но потом наигрался и понял, что есть более важные вещи.

К слову, не все перешагивают стадию «ремесленничества». Есть руководители, которые продолжают двигаться в том же направлении, и это не хорошо и не плохо. Но при таком сценарии всегда будет не хватать бизнесового развития. 

Я понял, что MobileUp — это бизнес. А бизнес должен приносить деньги. Для этого нужны четко выстроенные процессы и люди, которые этими процессами руководят. А еще нужно, чтобы эти люди хотели расти и развиваться, чтобы вместе развивать компанию. 

Развитие — история про постоянное преодоление собственного потолка. Иногда оказывалось, что люди не хотят или не могут удовлетворить мой запрос в преодолении очередного потолка. С ними мы расставались. Но те, кто был готов, остались в компании и потихоньку вошли в число акционеров. 

MobileUp сегодня: сотрудники — движущая сила 

Сейчас мы стараемся сразу нанимать людей, с которыми совпадаем в духовном и профессиональном плане. И это не отменяет факта, что мы часто «нанимаем в рост». Скажем, человек еще не работал с масштабными проектами, но мы видим, что он может «выстрелить» в нужном направлении. Мы берем его в команду и подставляем плечо — даем уверенность, делимся наработками, помогаем расти. Это одна из фишек MobileUp. Я никогда не нанимал суперготовых специалистов. Моя склонность — брать перспективных людей, чтобы пройти совместный путь развития. 

Возможно, по этой причине мы так трепетно относимся к идеям сотрудников. Например, любой в MobileUp может предложить проект, и если он покажется интересным, мы поддержим его. У нас есть возможность, поэтому мы с радостью инвестируем в здравые идеи. И это на пользу всем: и сотрудникам, и компании. 

Я, в целом, всегда поддерживаю инициативы. Человек может прийти и сказать: «Ребята, это устарело. Давайте сделаем так. Будет современно, модно, молодежно». И мы, как минимум, выслушаем, а, как максимум, дадим этому зеленый свет. Большинство классных вещей, которые сделаны в компании, придумал не я. Это то, что принесли инициативные ребята из команды. 

Пару слов напоследок

Есть много легенд, как появлялись названия разных компаний и брендов. У нас в этом плане все просто: я открывал новое юрлицо, и нужно было быстро придумать название. В голову не пришло ничего лучше, чем MobileUp. Почему? Потому что это «мобилка, которая летит вверх». Понравилась идея движения, развития. Мне хотелось расти самому и хотелось, чтобы росла моя компания. 

Так и получилось. Мы уже давно вышли за рамки мобильной разработки, с появлением новых технологий и интерфейсов и наша работа сильно меняется. Теперь интересно взглянуть на MobileUp через 10 лет — что это будет за высота, каков ее потенциал?

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации12.01.2011
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ УЛ. БОЛЬШАЯ МОСКОВСКАЯ Д. 1-3 ЛИТЕР А ПОМЕЩ. 31-Н
ОГРН 1117847002272
ИНН / КПП 7839437267 784001001
Среднесписочная численность44 сотрудника

Контакты

Адрес Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Б. Московская, д. 1–3, офис 9
Телефон +78126488125

Социальные сети