Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная Docs.Seller 24 октября 2025

Трансформации в «Честном знаке»: кому приготовиться

Система маркировки «Честный знак» регулярно претерпевает изменения. Осень 2025 года — не исключение. Чего ожидать, разобрались со специалистами Docs.Seller
Трансформации в «Честном знаке»: кому приготовиться
Источник изображения: freepik.com
Анастасия Ибнеева
Анастасия Ибнеева
Руководитель отдела внедрения Docs.Seller

Руководитель отдела внедрения Docs.Seller. Эксперт по работе с «Честным знаком». Эксперт по работе с 1С

Подробнее про эксперта

Осень — традиционная пора подведения итогов и планирования на следующий год. Для российских производителей, импортеров и ритейлеров этот период ознаменован не только сезонным всплеском продаж, но и необходимостью готовиться к изменениям. Пора разобраться, какие отрасли они затронут и как скоро.

Готовая еда под особым контролем 

В России приступили к созданию национальных критериев качества для готовой кулинарии, производимой розничными сетями. Документ планируется утвердить уже до конца текущего года для установления однозначных нормативов к подобной продукции.

Новая регламентация нацелена на повышение прозрачности контрольно-надзорной деятельности. Крайне важно законодательно разделить продукцию общественного питания и готовые блюда, упакованные для продажи в торговых точках. Это даст возможность установить для магазинной кулинарии соответствующие требования качества. Ключевой целью становится построение сквозной прослеживаемости всей цепочки — от исходного сырья до конечной полки. Для реализации этой задачи уже приступила к работе профильная группа, ответственная за подготовку проекта стандарта для последующего рассмотрения в техническом комитете.

Мясная отрасль готовится к цифровизации

Минпромторг России вынес на общественное обсуждение проект правительственного постановления, которое установит новые правила для рынка мясной продукции. Согласно документу, с 1 марта 2026 года все мясные изделия, включая субпродукты и переработанные жиры в потребительской упаковке, должны будут маркироваться средствами идентификации.

Распространение системы «Честный знак» на эту товарную категорию направлено на комплексное решение ряда отраслевых проблем. Ожидается, что нововведение позволит существенно ограничить теневой оборот мясных товаров, что положительно скажется как на экономике, так и на социальной сфере. Потребители получат дополнительные гарантии безопасности, а государство — инструменты для мониторинга рынка в режиме реального времени и повышения собираемости налогов. Это создаст условия для формирования абсолютно прозрачного и контролируемого рынка мясной продукции.

Детские игрушки под обязательной маркировкой 

Пилотный проект по маркировке игрушек завершен с отличным результатом: рынок «обелен» на 90%. Эксперимент, в котором участвовало 17 тысяч компаний и 5 миллионов единиц продукции, уже кардинально изменил представления о структуре отрасли. Данные в систему внесли более 2 тысяч импортеров, что на 30% превысило ожидаемые показатели, и 18 тысяч розничных продавцов, что в 3,5 раза выше данных официальной отчетности.

Что это значит? Нанесение кодов для игрушек стартует в декабре 2025 года, но уже сейчас демонстрирует колоссальный потенциал системы «Честный знак» для выведения рынков из тени и создания прозрачных условий для честной конкуренции.

Бакалее приготовиться

Минпромторг анонсировал планы по распространению системы маркировки на ключевые категории бакалейных товаров, включая крупы, злаки и мед. Старт проекта намечен на 1 марта 2026 года.

В Роспотребнадзоре поддержали инициативу, отметив, что государственный контроль в этой сфере позволит не только значительно сократить теневой оборот, но и повысить стандарты безопасности для потребителей. Ведь анализ данных с кодов маркировки позволяет создавать эффективные модели по выявлению нелегальной, а главное — опасной для здоровья продукции.

Детское питание: серой продукции тотальный запрет 

Минпромторг инициировал запуск пилотного проекта по маркировке детского питания, который рассчитан на период с 1 декабря 2025 года по 31 октября 2026 года. Данное решение развивает законодательную инициативу, с которой ранее выступала Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Таким образом, в ближайшее время рынок детского питания ждет важный этап цифровой трансформации. Эксперимент направлен на формирование прозрачного и безопасного оборота этой социально значимой категории товаров, что является прямым откликом на запрос как от регуляторов, так и от общественности.

Разрешительному порядку — зеленый свет

Теперь контрольные мероприятия распространяются на все розничные точки, что создает непреодолимый барьер для проникновения на полки немаркированных товаров. Статистика говорит сама за себя. Система разрешительного оборота уже доказала свою эффективность на многих категориях:
 

  • Продажи просроченной молочной продукции сократились в 122 раза.
  • Нарушения в сегменте бутилированной воды уменьшились на 95%.
  • Доля нелегального оборота в пивной отрасли упала на 78%, а в табачной — на 79%.

Всего же с момента запуска системы было заблокировано к реализации свыше 2,5 миллиарда единиц контрафактной и опасной продукции.

Прогнозы и рекомендации

Для потребителя грядущие изменения обернутся новым уровнем уверенности в качестве покупаемых товаров. Просроченные продукты или подделка с переклеенным стикером окончательно уйдут в прошлое — касса просто не пропустит такой товар.

Для бизнеса ввод изменений — период для того, чтобы провести аудит процессов, обучить персонал и запустить тестовые партии. Те, кто воспримет маркировку не как обязательную повинность, а как инструмент для оптимизации логистики, защиты своего бренда и роста лояльности клиентов, окажутся в выигрышной позиции. Промедление грозит не только штрафами от Роспотребнадзора, но и потерей места на полке, которое быстро займут адаптированные конкуренты.

Даже если ваши товары еще не попали под эксперимент или обязательную маркировку — это вопрос времени. То есть того самого ценного ресурса, который так важен для бизнеса. Это значит, что у вас есть период (без еще строгих рамок) для самостоятельного совершенствования и масштабирования: наведения порядка в документации, поставках, проверке легитимности партнеров и налаживании эффективных внутренних процессов.


Если на все это нет ресурсов или присутствует страх и ощущение совершения ошибок — обращайтесь за помощью к специалистам по маркировке. От них вы сможете получить полный комплекс услуг: от консультации именно по вашей ситуации до полного делегирования вопросов маркировки для вашего бизнеса. Но неизменным остается одно — чем раньше вы займетесь маркировкой и бизнесом по правилам, тем больше шансов его вывести на новый уровень и избежать проблем с законом.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Адрес
Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 11
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия