РБК Компании
Главная iSEO 6 марта 2024

Как мы научились управлять удаленной командой

Можно ли перевести компанию на дистанционный формат работы, сохранив продуктивность и высокие темпы развития? На своем опыте выяснили, что да, но не без проблем
Как мы научились управлять удаленной командой
Александр Боровский
Александр Боровский
Производственный директор iSEO

Руководит всеми производственными процессами. Работал с самыми сложными клиентами и знает все про управление проектами

Подробнее про эксперта

До пандемии наша команда работала из офиса, а в 2020-м всех перевели на удаленку. Сейчас формат гибридный: 70% сотрудников работают удаленно, а 30% — в офисе. Как и многие российские компании, мы проходили этот путь впервые, поэтому совершали ошибки. Рассказываем, что делали неправильно и как исправляли ситуацию.

Ошибка № 1: пустить адаптацию новичков на самотек

В чем ошибка. Сотрудникам на испытательном сроке нужно уделять особое внимание: помогать влиться в команду, поддерживать, контролировать работу. Мы не учли, что в офисе и на удаленке эффективны разные инструменты адаптации.

В первое время после перехода на дистанционный формат обучение новичков строилось по «бразильской системе» (если не знаете, что это за система, рекомендуем посмотреть одноименный выпуск «Ералаша» на YouTube). Сотрудник получал проект и общие инструкции о том, как его вести. С трудностями разбирался сам или с помощью коллег. Преимущество такого подхода — быстрое погружение:

  • минимум теории и времени на раскачку;
  • максимум ответственности;
  • возможность сразу показать свои навыки в деле.

Но иногда эти плюсы оборачиваются минусами. Полноценно включиться в рабочие процессы с первых дней получается не у всех.

У нас дружелюбная и отзывчивая команда, каждый готов прийти на помощь новичку. В теории. На практике у всех свои задачи, плотное расписание. Отвлекать коллег постоянными вопросами бывает неловко.

Как теперь. Сейчас мы включаем новых сотрудников в работу постепенно. Вместо больших проектов выдаем точечные задачи: собрать семантическое ядро, подготовить отчет.

За контроль, адаптацию и поддержку новичков отвечают тимлиды. Они разрабатывают индивидуальные планы на период испытательного срока. Благодаря плану сотрудник точно знает, чего ждать от компании и что компания ждет от него.

Для мониторинга уровня мотивации и психоэмоционального состояния проводятся регулярные созвоны с тимлидом и HR-специалистом. В формате свободного общения новичок может рассказать о проблемах, спросить совета, поделиться впечатлениями о работе, задачах, коллегах. 

Ошибка № 2: заниматься микроменеджментом

В чем ошибка. Головная боль руководителей при переходе на удаленку — трудности в управлении командой. На расстоянии сложнее контролировать дисциплину, эффективность сотрудников, скорость выполнения задач. Поэтому некоторые менеджеры погружаются в текучку слишком глубоко:

  • присутствуют на всех встречах;
  • просят добавлять себя в копию каждого письма;
  • подключаются к решению вопросов уровня исполнителей.

В итоге руководитель тонет в операционке, решать стратегические задачи ему некогда. Причем вопрос о том, как сказывается тотальный контроль на результатах работы отдела, остается открытым. 

Как теперь. Часть функций по мониторингу эффективности сотрудников выполняет HR-отдел. Для отслеживания прогресса по проектам ввели онлайн-отчетность. Руководители занимаются управленческими задачами и крайне редко отвлекаются на операционные вопросы.

Ошибка № 3: делать свой «Битрикс»

В чем ошибка. Несколько лет назад для организации рабочих процессов нам хватало почты. Задачи приходили по email, результаты и отчеты о выполнении отправлялись в тех же ветках переписки. С ростом компании и переходом на удаленку в почте стало тесно. В потоке писем сложно уследить за статусом задач и контролировать качество работы.

Стало ясно, что нужен более функциональный инструмент для управления дистанционными командами. Вместо покупки готового решения мы встали на путь разработки собственного ПО. Начали с модуля постановки задач, что на тот момент полностью отвечало нашим потребностям. Со временем в систему добавлялись все новые бизнес-процессы, пока она не превратилась в этакое чудовище Франкенштейна. Управлять программой становилось все сложнее: на поддержку требовалась команда программистов на постоянной основе. Общий бюджет проекта по скромным оценкам составил 15 млн ₽, и в какой-то момент мы отказались от дальнейших инвестиций. 

Как теперь. Мы пришли к выводу, что кастомизация коробочных решений и небольшая корректировка существующих бизнес-процессов под возможности готовой CRM или ERP для нас выгоднее, чем разработка ПО с нуля.

Ошибка № 4: игнорировать сигналы об усталости сотрудника

В чем ошибка. В кризис возрастает риск потерять ценные кадры из-за выгорания. Многие сотрудники тяжело переживают перемены и атмосферу неопределенности. На удаленке руководителям сложнее контролировать эмоциональное состояние подчиненных: можно не заметить тревожные звоночки и пропустить точку невозврата. Так произошло и у нас.

Из-за нестабильности на рынке мы потеряли несколько клиентов и не были уверены в долгосрочности оставшихся проектов. Чтобы компенсировать убытки, взяли на себя большой объем задач. К их выполнению привлекли самых ответственных сотрудников — таких, которые не подведут и точно сделают работу качественно.

Один из менеджеров оказался перегружен, но из-за гиперответственности и лояльности к компании продолжал работать на износ. Спустя некоторое время специалист не выдержал и уволился, несмотря на предложение снизить нагрузку.

Как теперь. Сейчас мы стараемся внимательнее наблюдать за эмоциональным состоянием сотрудников и регулировать нагрузку с учетом их ресурсов. Ввели практику ежедневного планирования, мониторинга выполнения задач и еженедельных встреч тимлидов с каждым специалистом в формате one-to-one.

Мы считаем, что ошибаться — нормально, и честно рассказываем о своих промахах, потому что на них многому научились.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации13.10.2010
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г Москва, ул. Нобеля (инновационного центра Сколково Тер), эт 1 пом 40 Раб 5
ОГРН 1107746836010
ИНН / КПП 7707735387 773101001
Среднесписочная численность35 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Новослободская, д. 16
Телефон +74952216819

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия