Как использовать нематериальную мотивацию
Может ли нематериальная мотивация существенно повлиять на счастье сотрудников и какие инструменты на рынке есть для ее автоматизацииБолее 10 лет опыта в HR-консалтинге, эксперт по HR вопросам, бизнес-тренер (программы «Вовлекающее лидерство», «Кросс-функциональное взаимодействие»), архитектор HR-систем.
Заработная плата — значимый, но далеко не единственный фактор, влияющий на привлекательность компании в глазах сотрудников. Выясним, насколько вовлеченность связана с материальной мотивацией и какие аспекты оказываются важнее денег.
Рассказывает Вероника Чибисова, директор отделения автоматизации систем управления персоналом в IBS.
Все ли решает заработная плата
Повышение заработной платы, как показывает практика, дает прирост вовлеченности только в первые 2, если повезет, то 3 месяца после ее индексации. Причем удовлетворенность этим фактором увеличивается медленнее, чем размер зарплаты.
К примеру, один из наших заказчиков каждый год изучал уровень вовлеченности сотрудников. При ежегодной индексации зарплаты на 5-10% удовлетворенность ею повышалась на 3-4%.
Однажды у компании выдался не очень успешный год с точки зрения бизнеса, поэтому пришлось отказаться от повышения зарплат. Чтобы сгладить возможные негативные последствия, было принято решение уделить больше внимания альтернативным способам мотивации. Сотрудники могли воспользоваться кафетерием льгот и внутренним магазином, им подробно рассказывали про возможности ДМС и показали сравнение льгот внутри компании с рынком, а также уделили особое внимание повышению прозрачности и понимания принципов расчета премий и дополнительных вознаграждений, которые были в компании.
Результаты следующего мониторинга оказались неожиданными: удовлетворенность заработной платой в тот год выросла на 10%, а текучка кадров снизилась. Это не говорит о том, что сотрудникам надо меньше платить, но важно помнить, что им нужна не только хорошая зарплата. И высокий уровень зарплаты может не спасти вас от потери сотрудника, если принципы расчета заработных плат сотрудникам непонятны и непрозрачны.
А что важнее денег
Сейчас на рынок выходит поколение зумеров. При выборе места работы они все больше внимания уделяют нематериальным факторам и прозрачности карьерного роста. Безусловно, порой на входе они просят столько, что «волосы встают дыбом», но если компания привлекательна, популярна среди сверстников, то и с требованиями можно работать.
Среди ключевых запросов молодых сотрудников часто встречаются цифровизация процессов и наличие комфортного рабочего пространства. Зумеры хотят работать удаленно, но одновременно с этим иметь возможность пару раз в неделю приезжать в офис, желательно стильный и современный, чтобы пообщаться с коллегами, выпить кофе, отдохнуть в капсуле сна, а еще сделать несколько модных фотографий для соцсетей, чтобы показать подписчикам, в каком крутом месте они работают.
Но нематериальные факторы важны не только им. Мы решили выяснить, какие еще аспекты снижают значимость заработной платы.
Вот они:
- атмосфера в коллективе и наличие друзей;
- интересные рабочие задачи без рутины и бюрократии;
- название должности и нестандартные номинации;
- наличие обратной связи и диалога;
- обучение, развитие и прозрачность карьерного роста.
ИТ-инструменты для нематериальной мотивации
Для поддержания благоприятной атмосферы в коллективе и диалога между сотрудниками HR-отдел может задействовать различные ИТ-инструменты. Например, модуль «Спасибо» на внутреннем портале и корпоративный магазин.
Неумение благодарить друг друга — распространенная проблема во многих компаниях. Наказать сотрудника за ошибку гораздо проще, чем отметить его достижения. Причем это касается не только уровня «начальник — подчиненный», но и взаимоотношений между коллегами в целом.
Развивать культуру обратной связи и другие важные для компании ценности помогает модуль «Спасибо». Чаще всего он встраивается в корпоративный портал. Через него сотрудник может поблагодарить коллегу за помощь в рабочих делах или просто за внимание и поддержку.
К модулю «Спасибо» можно привязать корпоративную валюту, которая в разных компаниях называется по-своему. Тогда за каждую отправленную благодарность сотрудник будет получать определенное количество денежных единиц. Но в этом случае важно ограничить выпуск внутренней валюты и использовать счетчик. Например, у нас за месяц через корпоративный портал можно сказать «спасибо» пять раз, а неиспользованные благодарности сгорают.
Накопленную валюту сотрудники затем тратят в корпоративном магазине. Там можно приобрести как товары с символикой компании, так и нематериальные лоты. Например, купить обучающий курс или направить средства на благотворительность. Еще один хороший вариант — сделать подарок коллеге.
Модуль «Спасибо» и корпоративный магазин — это один из примеров в рамках построения HR-Tech, способов нематериальной мотивации в компании может быть в разы больше.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети