Как избежать «корпоративной войны»
Рассмотрим основные ошибки при создании совместного бизнеса, которые впоследствии приводят к «корпоративным войнам», дадим рекомендации по снижению рисков![Как избежать «корпоративной войны»](https://pics.rbc.ru/v2_companies_s3/resized/960xH/media/company_press_release_image/24eec945-798a-4b7b-869c-8c9fda65bf95.jpg)
![Анастасия Дуничева](https://pics.rbc.ru/v2_companies_s3/resized/200xH/media/experts_profile_photos/f954df40-e68b-4d81-878a-7a942343c9ba.jpg)
Опыт судебной работы — более 20 лет (в т.ч., на руководящих должностях холдинговых компаний), специализируется на корпоративных спорах, экологическом законодательстве.
Большинство клиентов, которые обращаются в нашу компанию за помощью в ведении корпоративных споров и конфликтов, начинают свой рассказ одинаково.
Примерно так:
Мы с моим партнером создали общество с ограниченной ответственностью. Распределение долей — равное (50 на 50). Сначала было все хорошо, а потом…
Так какие же ошибки на этапе создания бизнеса с высокой вероятностью приведут к корпоративному конфликту в дальнейшем?
Главная и (к сожалению) самая распространенная ошибка — равное распределение долей в уставном капитале.
При создании бизнеса учредители обычно считают, что участвовать в развитии бизнеса они будут на равных. Поэтому 50 на 50 — классическое распределение долей участия.
Именно такое соотношение вызывает наибольшее количество сложностей в корпоративных конфликтах и зачастую является их причиной.
Поясним на примерах.
Пример 1:
У участников Общества появились разногласия относительно руководства (один из участников недоволен работой Генерального директора и хочет его переизбрать). Второй участник претензий к Генеральному директору не имеет.
При равном распределении долей Генеральный директор может за свою должность не опасаться: пока длится корпоративный спор, он будет «у руля» даже в том случае, если срок его полномочий подойдет к концу.
Пример 2:
Распределение прибыли: если у участников есть разногласия (необходимость распределения прибыли, размер прибыли к распределению) — при соотношении 50 на 50 распределение прибыли фактически будет заблокировано.
Из приведенных примеров ясно: главным должен быть кто-то один. Договоритесь об этом «на берегу». Любое соотношение (даже 49 на 51) лучше, чем общепринятые 50 на 50.
Вторая ошибка — использование типового устава без «подгонки» под нужды конкретного бизнеса.
«Бумажка», которая представляется простой формальностью на этапе создания бизнеса, приобретает ключевое значение, если возник корпоративный конфликт.
Потратьте немного времени и обсудите с партнером «на берегу»:
- по каким вопросам Вы хотите единогласных решений, а по каким — достаточно простого большинства голосов;
- можно ли продавать или дарить доли (или это следует ограничить);
- можно ли выйти из общества и какие выплаты полагаются при выходе.
Третья ошибка — не проводить общие собрания или проводить их формально.
Если Вы устраняетесь от ведения дела и полностью полагаетесь на партнера — ждите сюрпризов, которые далеко не всегда будут приятными.
Если Вы реально управляете делами совместно, потрудитесь время от времени (хотя бы раз в год) оформлять основные решения документально.
Для чего это нужно:
Во-первых, для того, чтобы все участники понимали реальное положение дел в Обществе;
Во-вторых, для защиты интересов участника, принимающего большее участие в управлении делами Общества (чтобы было документальное подтверждение того, что важные для Общества решения принимаются с согласия либо, как минимум, при уведомлении всех участников).
Эти простые на первый взгляд рекомендации помогут вам создать долгосрочные партнерские отношения, предотвратить корпоративный конфликт и увеличат шансы на мирное и безболезненное расставание, если по каким-то причинам совместная работа окажется невозможной.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты
Социальные сети