РБК Компании

Налоговая амнистия 2025: в чем риски

Аффилированные компании в последующие годы, скорее всего, попадут в зону особого внимания налоговой. С какими рисками надо быть особенно осторожными
Налоговая амнистия 2025: в чем риски
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью «Chat-gpt»
Вадим Чимидов
Вадим Чимидов
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров «Правовест Аудит»

Опыт урегулирования налоговых споров и консультирования по вопросам налогообложения более 20 лет, член Ассоциации налоговых консультантов.

Подробнее про эксперта

Чтобы списать налоги, сэкономленные благодаря специальным режимам в 2022-2024 гг., группы аффилированных лиц должны с 1 января 2025 года начать платить их по общим правилам. Однако условия амнистии допускают разные сценарии поведения как самих налогоплательщиков, так и налоговых органов, которые рассмотрим в статье.

1. Прежде всего правила налоговой амнистии ориентированы на те группы лиц, в отношении которых продолжается выездная проверка за 2022-2024 гг., выявившая дробление бизнеса, либо такая проверка не имеет пока решения. Для них закон буквально предполагает, что соблюдение условий налоговой амнистии за уже проверенный период должно проверяться так же в рамках выездной налоговой проверки, но уже за период 2025-2026 гг. Если такая проверка не установит нарушений из дробления бизнеса, недоимка из тех нарушений за 2022-2024 гг. будет прощена в момент вступления в силу решения инспекции по итогам выездной налоговой проверки за 2025-2026 гг.

С учетом трехлетней давности налогового контроля это означает, что выездные проверки в отношении данной категории групп лиц за 2025 год могут назначить вплоть до 31 декабря 2028 года, а за 2026 год – до 31 декабря 2029 года.

Налоговая амнистия за дробление бизнеса — 2025: ответы на главные вопросы > >

2. Вторую категорию групп лиц, на которых может распространяться налоговая амнистия, составляют те, которые имеют или подозревают у себя признаки дробления бизнеса в понимании Федерального закона от 12.07.2024 №176-ФЗ, но пока не стали объектом выездного налогового контроля. Для них из закона следует несколько возможных вариантов развития событий.

Теоретически они могут оказаться «счастливчиками», которые несмотря на продолжение бизнеса без каких-либо изменений, не попадут в прицел внимания инспекции. Такой сценарий предполагает, что в течение 2025-2027 гг. в отношении таких участников групп лиц не будут назначены выездные налоговые проверки за соответственно 2022-2024 гг., и возможность вменять «общие» налоги за эти периоды будет утрачена. При этом продолжающееся в 2025-2026 гг. дробление бизнеса может стать предметом выездной проверки уже безотносительно к правилам амнистии.

Более взвешенный подход основан на том, что признаки дробления бизнеса игнорировать уже нельзя, и налоговая амнистия — это средство экономии. В этом случае на первое место выходит принятие мер к устранению признаков дробления, что может предполагать переход всех или части участников группы на общим режим налогообложения, консолидация бизнеса на одном лице и даже прекращение деятельности полностью или частично.

Исходя из этого, необходимо учитывать, что прощение налоговой задолженности за 2022-2024 гг. не требует от группы лиц заявительного отказа от дробления бизнеса — оценка деятельности группы в 2025-2026 гг. на признаки дробления будет даваться инспекцией на основе изучения известных фактов.

Если принятые группой меры, будут признаны соответствующими правилам амнистии по итогам допроверочного анализа, подтверждение такого вывода не будет требовать от инспекций назначения выездных налоговых проверок. Поэтому для таких групп лиц вопрос о прощении задолженности за 2022-2024 гг. может быть отложен до 2026-2028 гг., когда истекут сроки давности налогового контроля. Этот сценарий тем не менее не означает, что у налоговых органов не будет вопросов к участникам группы лиц, и ей не придется пояснять свою позицию как по деятельности в 2022-2024 гг., так и в течение 2025-2026 гг.

Если новая бизнес-модель до наступления 2026-2028 гг. не убедит налоговый орган в отсутствии признаков дробления бизнеса, скорее всего, группа будет поставлена перед ультиматумом: добровольная уплата задолженности за 2022-2024 гг. или ее вменение по итогам выездной проверки. Причем будут предполагаться к пересмотру и налоговые обязательства за 2025-2026 гг.

Несогласие с утверждением налогового органа о продолжении дробления бизнеса почти заведомо обрекает группу лиц на выездные налоговые проверки как за 2022-2024 гг., так и за 2025-2026 гг., что влечет потенциальные издержки в виде штрафов и пеней.

Последние успехи ФНС на ниве «дробления бизнеса» не оставляют сомнений в том, что выявление злоупотреблений правом на специальные режимы налогообложения продолжит быть одним из трендов налогового контроля в 2025-2026 гг. Причем можно предполагать, что в результате самостоятельного «обеления» некоторых групп лиц для ФНС значительно сузится область исследования в остальной части, что понижает шанс раздробленного бизнеса остаться незамеченным.

Выбор поведения для групп лиц, на первый взгляд, не широк. Однако оценочность налогового целеполагания и таких понятий, как «единая деятельность» и «формальная самостоятельность», исходя из которых бизнес признается раздробленным, оставляет вариативность, определяемую особенностями конкретной группы. При этом разработка плана действий усложняется грядущей Налоговой реформой — 2025, напрямую затрагивающей обязательства «упрощенцев».

НДС при УСН с 2025 > >

В таких обстоятельствах принятие мер к нивелированию потенциальных налоговых рисков невозможно без изучения деятельности группы лиц не только на наличие признаков дробления бизнеса в старой и новой структуре, но и на корректность организации бухгалтерского и налогового учета в прошлом и в будущем. Значение «общережимных» налогов, заниженных к уплате в 2022-2024 гг. благодаря специальным системам налогообложения, в силу закона может иметь значение для получения амнистии, поэтому проверку учета, оценку рисков и разработку «дорожной карты» для их преодоления необходимо проводить комплексно, в том числе прибегая к услугам аудиторских компаний, предлагающих решение подобных задач.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации14.07.2005
Уставной капитал210 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Замоскворечье, пер. 1-й Щипковский, д. 20, эт 2 пом 1 ком 13
ОГРН 1057747460858
ИНН / КПП 7714608510 770501001
Среднесписочная численность48 сотрудников

Контакты

E-mail MITSICH@WISEADVICE.RU

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия