Развитие рынка дополненной реальности: взгляд в будущее
Дополненная реальность — одна из самых перспективных технологий в мире. По прогнозам аналитиков, к 2025 году она будет окружать нас повсюду.

Основатель компании по созданию и интеграции дополненной реальности — ATLANTIS. Под управлением были созданы проекты для таких компаний и брендов, как Adidas, LEGO, Перекресток, Ситимобил, Heinz, сок Добрый, Perfect Fit, Жилфонд. В 2018 году разработал платформу, позволяющую создавать дополненную реальность без знаний в программировании.
ПодробнееДополненная реальность (AR, Augmented reality) — это набирающая обороты технология, которая позволяет дополнить окружающий мир цифровыми данными в режиме реального времени при помощи специальных устройств: смартфоны, планшеты, AR-очки, линзы. AR помогает дополнить окружающий мир визуальными объектами и анимацией, создавая ощущение будто они находятся рядом.
В настоящее время технология дополненной реальности пользуется все большей популярностью и становится доступнее, так как она не только удобна в применении, но еще и проста в создании за счет существующих специальных AR-платформ. Благодаря расширенному функционалу AR уже сейчас активно развивается на мировом рынке, проникая во все сферы жизни, неся социальную пользу и позволяя бизнесменам расти в своей прибыли, опережать конкурентов в продвижении.
Технология AR имеет косвенные истоки еще с 19 века. В 1838 году английский физик Чарльз Уитстон создал стереоскоп — устройство, работающее по принципу стереоскопического зрения, когда человеческий мозг «объединяет» двумерное изображение с каждого глаза в одно трехмерное. Таким образом, при помощи стереоскопа пользователи могли «погрузиться» в изображение. Однако сам термин «дополненная реальность» был введен только в 1992 году, когда Томас Престон Коделл, инженер исследовательской лаборатории Boeing, применил принципы технологии в системе, созданной для помощи сотрудникам в монтаже электрических кабелей в самолетах.
Расцвет технологии AR происходит сейчас. Сегодня мировой рынок дополненной реальности стремительно растет — в среднем на 37,66% в год (по данным CAGR). Если в 2022 году он достиг $36 млрд., то в 2024 году увеличится до $71 млрд., в 2025 – до $126 млрд., а к 2026 году может составить $203 млрд. Аналитики консалтинговой компании PwC в отчете «Seeing is beliеving» прогнозируют глобальный экономический рост на примере технологий AR и VR. По их мнению, иммерсивная отрасль обладает потенциалом для увеличения мировой экономики к 2030 году на $1,5 триллиона, и дополненная реальность будет генерировать основную часть суммы – около $1,1 триллиона.

Российский рынок отстает от мирового всего на 1-1,5 года и, как следствие, его ждет бурное развитие уже в ближайшие месяцы. Данные как мирового, так и российского рынков постоянно обновляются и в реальности превышают все ранее опубликованные прогнозы на несколько млрд. $.
Согласно последним исследованиям, к 2024 году во всем мире будет 1,7 миллиарда пользователей мобильной дополненной реальности, что на 1.5 миллиарда больше, чем 200 миллионов в 2015 году. Также ожидается, что к 2023 году мировые поставки AR-гарнитур превысят 30 миллионов единиц, что более чем в 12 раз превышает количество, которое прогнозировалось к 2020 году.
Следует отметить, что соотношение AR и VR будет меняться в сторону увеличения доли AR, которая продолжит расти быстрее VR за счет роста спроса на эффективные промышленные AR-решения, увеличение востребованности классического AR в розничном сегменте (индустрия развлечений, путешествия, культура и искусство, образование) , а также ввиду развития сегмента мобильного AR и появления практичных, удобных и недорогих AR-очков. Согласно оценкам экспертов, по итогам 2025 года AR достигнет 38% в структуре рынка.
За рубежом технология дополненной реальности проникла во все сферы жизни, данная тенденция уже сейчас наблюдается и в России. Применение AR можно заметить как в медицине, так и в ритейле. Создаются специальные программы в различных направлениях на государственном уровне, в то же время успешно реализуются проекты в частном бизнесе.
Например, в сфере медицины технология дополненной реальности может решать задачи, связанные с обучением, безопасностью, внешней и внутренней коммуникацией и даже с лечением и реабилитацией. В сфере образования — сделать процесс обучения более наглядным, понятным и интересным, в том числе AR применима в коррекционной педагогике. В культурной среде AR осуществляет эмоциональный контакт, позволяя человеку на чувственном уровне погрузиться в памятные события. В промышленности – помогает эффективнее обучать сотрудников, снижать издержки, обеспечивать бесперебойность производственного процесса. Особый спрос на технологию AR прослеживается в сферах рекламы, недвижимости, образования.

Чем можно объяснить популярность данного тренда? Дополненная реальность не только упрощает деятельность, но и открывает новые возможности, ранее недоступные.
Катализаторами распространения технологии AR можно считать следующие факторы:
- Простота разработки AR, не усложненные технические требования.
- Отсутствие экологического вреда.
- Усовершенствование современных смартфонов.
- Увеличение числа пользователей мобильных устройств.
- Возможность через AR быстро получить необходимую информацию.
- Сокращение финансовых и временных затрат (скорость использования).
- Обеспечение более быстрого и качественного усвоения сложной информации.
- Наглядность сложных процессов.
- Эффективность при обучении сотрудников.
- Возможность тестирования процедур.
- Моделирование реалистичных сценариев с высоким уровнем риска.
- Применимость и для взрослых, и для детей (в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья).
- Мощный маркетинговый ход, повышающий лояльность клиентов.
Многие известные компании уже используют дополненную реальность
Корпорация Apple провозгласила дополненную реальность трендом ближайшего и более отдаленного будущего. Компания встроила возможности AR в свою мобильную операционную систему, заявив, что отныне мобильные устройства неразрывно связаны с AR. В 2017 году Apple впервые представил ARKit — платформу, которая позволила создавать дополненную реальность на iPhone и iPad. Также, по данным журналистов, в 2023 году Apple готовятся выпустить умные AR-очки Apple Glasses, о разработке которых известно уже несколько лет. По словам Джона Проссера, авторитетного инсайдера Apple, они будут отображать информацию на обоих стеклах, а пользователь сможет управлять ими с помощью жестов.
Facebook, в свою очередь, тоже планирует выпустить очки с дополненной реальностью, а также устоявшимся трендом в Instagram можно считать AR-маски, которые ежедневно в своих stories используют как блогеры-инфлюенсеры с многомиллионной аудиторией, так и обычные пользователи сети. IKEA создала программу IKEA Place, помогающую «опробовать» мебель из каталога, не покидая собственного дома. Можно выбрать любой товар шведского производителя и «перенести» его в свою квартиру, чтобы взглянуть, как он будет смотреться в существующем интерьере. Lamoda таким же образом дает возможность посмотреть, как будут выглядеть на ноге покупателя кроссовки или ботинки из каталога. Компания Konti, продающая сладости, добавила на упаковку с кондитерскими изделиями код, который давал возможность попасть в небольшую обучающую AR-игру для детей. Сбер сообщает о запуске продукта Kidsar — специального набора для детских приложений с дополненной реальностью, когда развивающие карточки оживают на глазах.
«Успешные примеры внедрения технологий дополненной реальности в бизнесе в самых разных нишах можно перечислять бесконечно. Технологию можно адаптировать под любой запрос, любого потребителя и любой бюджет — не обязательно иметь в запасе миллионы рублей, чтобы уже сейчас внедрить новшество в свой продукт и привлечь к себе больше клиентов, усовершенствовать или наглядно разнообразить какой-либо процесс. Рынок AR развивается, а это значит, что также повышается доступность использования данной технологии — и для школьного учителя, и для крупного бизнесмена».
Андрей Свежинцев
Также следует отметить, что AR — это компетенция будущего. На рынке труда становится востребована разработка дополненной и виртуальной реальности, а в «Атласе новых профессий» можно увидеть такие профессии, как: дизайнер дополненной реальности территорий, специалист по визуальным эффектам в моде, разработчик аппаратного обеспечения для AR/VR решений, специалист по иммерсивному дизайну, разработчик мобильных арт-гидов, дизайнер виртуальных миров. Все перечисленные направления включают в себя компетенции по созданию AR и умению работать с данной технологией.
Совсем скоро AR будет окружать нас повсюду, и это уже не утопия, а реальное будущее. Важно понимать, что технология становится не заменой существующей реальности, а многофункциональным и повсеместным дополнением к ней, неся людям пользу. Человек будет идти по улице и наводить телефон на остановки, вывески, рекламные щиты, и на его глазах будет «оживать» вся необходимая информация, представая в самом понятном и наглядном виде. Дополненная реальность при прогнозируемом квантовом развитии рынка будет использована везде — во всех ресторанах, аэропортах, общеобразовательных и коррекционных школах, на экскурсионных маршрутах, в каждой медицинской академии.
Таким образом, дополненная реальность — один из главных технологических трендов настоящего времени. К 2030 году мировой рынок увеличится на $1,1 триллиона. Вместе с рынком растет и доступность использования технологии благодаря универсальным платформам для создания и интеграции в бизнес дополненной реальности. Внедрив технологию AR в свои производственные/маркетинговые процессы, компания уже сейчас может занять лидирующую позицию в своей cфере.
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты