РБК Компании

Импортозаместить Windows: альтернатива решениям компании «Microsoft»

Институт Энергетических Систем представил альтернативу решениям Microsoft для российской электроэнергетики.
Институт Энергетических Системе

Импортозамещение — одно из важнейших направлений для российской электроэнергетики сегодня. В частности, это касается программного обеспечения, 99% которого до недавнего времени составляли решения иностранных поставщиков, в том числе — Microsoft. Российские разработчики уже представляют собственные программные решения, не только ничем не уступающие западным, но и решающие стратегические задачи отрасли. В декабре Институт Энергетических Систем представил Базу аварийности электроэнергетики (БАЭ), разработанную по заказу Системного Оператора энергетической системы России. Решение позволяет агрегировать и анализировать данные по авариям, повышая безопасность не только отдельных объектов критической информационной инфраструктуры, но и энергетической системы страны в целом.

Государственная опека и «невидимая рука рынка»

Объекты электроэнергетики относятся к категории особо опасных, аварии на них могут представлять угрозу для населения. Кроме того, многие из объектов электроэнергетического комплекса имеют стратегическое значение. Учитывая значение объектов, неудивительно, что государство отслеживает и держит на контроле все инциденты. Можно, конечно, задаться вопросом: зачем государству вообще это контролировать, ведь предполагается, что «невидимая рука рынка сама все отрегулирует». Но оставлять без присмотра такое огромное энергохозяйство (а в России электроэнергетика, в основном, частная) — чревато самыми неприятными последствиями. В качестве примера можно вспомнить один из крупнейших в мире радиационных выбросов — аварию на химкомбинате «Маяк» (Челябинская область) в 1957 году, масштабы которой уступают только Чернобылю и Фукусиме. Развитие аварии началось с отключения электроэнергии, что и привело к катастрофе. Другой пример — авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году. В этом случае выяснилось, что вся автоматика находилась в машинном зале и оказалась затоплена, и по итогам расследования катастрофы было принято решение об установке аналогов авиационных «черных ящиков», причем не на самих станциях, а в некотором отдалении.

Можно привести в пример и ближайших соседей — Казахстан. Там совсем недавно были достаточно тяжелые аварии на ряде электроэнергетических объектов, причем следует отметить, что в Казахстане нет таких систем учета и контроля, как в РФ, аварийная статистика не ведется. 

Как это устроено

Правительство России еще в 2009 году выпустило постановление, согласно которому все более или менее значимые аварии в энергетике должны регистрироваться и расследоваться. Причем расследование по наиболее серьезным инцидентам должен проводить Ростехнадзор, хотя, как правило, в расследовании участвуют представители нескольких организаций, в зависимости от серьезности аварии формируются комиссии различного уровня. Степень тяжести аварии зависит от уровня напряжения, оборудования, вышедшего из строя, количества отключенных потребителей и т. д. Критерии прописаны в соответствующих документах, что позволяет избежать субъективизма при оценке.

По результатам расследования той или иной аварии определяется перечень мероприятий, которые должны быть выполнены на объекте, сроки их исполнения. Результат работы проверяет Системный оператор — от этого зависит оценка готовности объекта к прохождению зимнего пика нагрузок. Такой подход позволяет беспристрастно наблюдать за ситуацией с аварийностью.

Правила функционирования электроэнергетики во многом развиваются и совершенствуются именно после анализа аварий. Выявляются причины аварии, которыми может быть человеческий фактор (например, персонал электростанции не следовал установленному регламенту). Часто бывает, что регламентами ситуация вообще была не предусмотрена.

Дорогу импортозамещения осилит идущий

Организовать создание общей для всей страны базы данных было поручено Системному оператору Единой энергосистемы. Системный оператор в свою очередь заказал разработку  Институту Энергетических Систем.

«Мы выиграли тендер, работу выполнили и с тех пор постоянно развиваем систему», — рассказывает генеральный директор Института Энергетических Систем Михаил Королев. 

Разработка получила название База аварийности в электроэнергетике (БАЭ). По всей России сейчас более двух тысяч пользователей программного обеспечения, разработанного ИЭС. Все субъекты электроэнергетики имеют автоматизированное рабочее место БАЭ, и если происходит авария, или какое-то технологическое нарушение, приведшее к отключению оборудования, все данные вносятся в базу и в дальнейшем передаются в Минэнерго.

Разработка БАЭ — это первый шаг. До 2021 года 99% всех информационных систем в электроэнергетике работали под управлением операционной системы Windows компании Microsoft. В 2022 году Госкорпорация «Росатом» стала драйвером, поставив задачу к концу года полностью избавиться от ПО на основе Windows. Компания потребовала представить отечественные решения на базе Linux.

«Нам поставили задачу перевести автоматизированное рабочее место (АРМ) БАЭ на отечественную операционную систему Astra Linux, — говорит Михаил Королев. — Мы это сделали, стек технологий полностью поменялся. В 2021 году мы провели за свой счет НИОКР, отобрали необходимые инструменты, на что ушло несколько месяцев. И еще год занял собственно перевод, в котором были задействованы 10 наших специалистов. Задача была непростой, нам пришлось освоить множество новых для себя инструментов. Где-то мы встретились со сложностями, но в целом мы считаем, что получилось точно не хуже, а возможно и лучше, чем было. В декабре 2022 года мы сдали работу, теперь Системный оператор должен передать наши разработки Росатому, а мы, в свою очередь, будем продолжать помогать отрасли импортозамещать решения на основе Windows».

По словам Королева, импортозамещение в целом для российской энергетической отрасли очень важно, это большой вызов для сектора. 

«Путь к полному импортозамещению предстоит большой. И мы одни из первых сделали первые шаги в нем. Считаем, что все реально, надо «подпоясаться и засучить рукава». Как говорится, дорогу осилит идущий», — уверен гендиректор ИЭС.

Основные опасения отрасли были связаны с тем, что отказ от Windows и SQL от компании «Microsoft» приведет к тому, что в России снизятся эксплуатационные характеристики отечественного ПО, и российские разработчики сделать столь же качественные системы просто не смогут. Однако ИЭС перешел с Microsoft SQL на PostgreSQL, разработал на этой основе новое ПО, и характеристики даже улучшились. 

«Могу ответственно заявить, что никакой это не шаг назад, у нас получилась вполне современная система», — говорит Михаил Королев.

Linux vs Windows

Основное преимущество Linux в том, что это – open source, то есть программный код открыт и доступен для всех. Развитием Linux занимаются программисты по всему земному шару. Astra Linux - отечественная операционная система, разработанная компанией ООО «РусБИТех-Астра». Все разработчики отечественного ПО отдают свои программные решения на проверку и получают от государственных организаций, отвечающих за информационную безопасность, сертификат, подтверждающий, что уязвимостей нет, это — чистые, проверенные версии и их можно устанавливать.

В то же время, по словам Михаила Королева, нужно всегда предполагать, что уязвимости есть, исключить их возникновение полностью невозможно в принципе. Дело осложняется еще и тем, что все инструменты разработчика (в том числе базы данных) постоянно меняются. Обновленные версии появляются примерно раз в два месяца, это практически живой организм. 

«Возникновение уязвимостей постоянно отслеживаются, — отмечает гендиректор Института Энергетических Систем. — Сейчас проверять нужно особенно тщательно, это очень серьезная и большая работа, но она выполняется».

Еще одна проблема — нехватка специалистов. Зачастую в крупных энергокомпаниях, которым предлагается отечественное ПО на базе Linux, просто нет людей, которые могли бы это ПО установить и обслуживать.

Что предлагает База аварийности электроэнергетики

Минэнерго определяет классификатор оборудования, позволяющий определить, что конкретно вышло из строя. Данные вносят в программу, и пользователям остается правильно заполнить предоставленные поля. Программное решение ИЭС позволяет заполнять акты о технологических нарушениях, расследованиях и мероприятиях, которые должны быть выполнены с целью устранения нарушений, сохранять акты, передавать в единую базу данных, анализировать по определенным атрибутам, проводить поиск аналогичных случаев.

Правильность вносимых данных также контролируется системой, ведь человеческий фактор никто не отменял. Все внесенные акты поступают Системному оператору, после чего станции выдается предписание об устранении нарушений. 

За работу программного обеспечения кроме Системного оператора отвечает также и разработчик. Поскольку пользователей БАЭ очень много, техподдержка организована по  региональным диспетчерским управлениям (в России их около семидесяти), где есть отдельный специалист Системного оператора, оказывающий консультации пользователям.

«И только если на месте проблему не смогли решить, допустим, произошел какой-то программный сбой, уже мы решаем вопрос — со скоростью, которая зависит от критичности проблемы», — объясняет Михаил Королев. 

При этом информационный ландшафт в Системном операторе постоянно меняется, возникает необходимость срочной интеграции ПО с новыми информационными системами. Так, по словам Королева, недавно ИЭС проводил интеграцию с системой ГИСТЭК. Такого рода срочные задачи становятся для Института Энергетических Систем основными вызовами.

«Наша разработка — кастомная, уникальная, сравнить не с чем. Иностранных аналогов я ни разу не встречал, во всяком случае. Можно говорить, что их вообще нет, — подводит итог Михаил Королев. — При этом, из-за большого количества пользователей БАЭ относится к классу высоконагруженных, многоуровневых систем. Для нас это была одна из самых сложных, но очень интересных разработок».

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации22.03.2021
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Арбат, пер. Филипповский, д. 8 стр. 1, помещ. 3/1
ОГРН 1217700125488
ИНН / КПП 9703029627 770401001
Среднесписочная численность17 сотрудников

Контакты

Адрес 119019, Россия, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Арбат, пер. Филипповский, д. 8, стр. 1, помещ. 3/1, офис 4
Телефон +79037092085