РБК Компании

Почему фирмы становятся жертвами патентных троллей

Одни предприниматели регистрируют бренды, чтобы под ними работать, другие — чтобы судиться со случайными нарушителями и зарабатывать на компенсациях
Почему фирмы становятся жертвами патентных троллей
Елена Лучинина
Елена Лучинина
Исполнительный директор патентного бюро «Железно»

Заместитель председателя Гильдии юристов при «Московской торгово-промышленной палате». Победительница премии «Главные женщины-2023» в номинации «Юридические услуги».

Подробнее про эксперта

Патентные тролли или патентные рейдеры — так называют бизнесменов и фирмы, которые ничего не производят и не оказывают услуг. Они лишь находят способы обойти закон и заработать на этом.

В 2022 году патентные тролли зарегистрировали 1082 товарных знака для ведения бизнеса. Но каким способом?

Как действуют патентные тролли

Суть деятельности компаний-рейдеров предельно проста. Обычно патентный тролль:

1. регистрирует на себя или покупает перспективный товарный знак — благозвучный, в популярных видах деятельности. Когда регистрация подходит к концу — продает его с огромной наценкой.

2. регистрирует на себя товарный знак, а затем проводит мониторинг рынка и выявляет предпринимателей, работающих под похожими брендами без регистрации;

3. находит предпринимателя, чей бренд не зарегистрирован в Роспатенте или истек, оформляет знак на себя, а затем направляет досудебную претензию.

Первый способ — самый безобидный. Покупать товарный знак или нет — решает сам предприниматель, никто не может принудить его к приобретению.

Второй и третий способы граничат с вымогательством. Тролль находит жертву и направляет ей претензию с требованием баснословной компенсации. Он делает это не потому что дорожит брендом и хочет защитить бизнес от копирования, а потому что хочет получить прибыль с незадачливого бизнесмена. 

Рейдерские действия при этом практически не выходят за рамки закона. Право на товарный знак принадлежит тому, кто его зарегистрировал — то есть троллю. С этой позиции любой, кто пользуется похожим незарегистрированным брендом — злостный нарушитель.

Если жертва отказывается идти на поводу у тролля, дело отправляется в суд. И правосудие оказывается не на ее стороне.

Патентные тролли прекрасно знают действующее законодательство и умело им манипулируют. Доказать авторство или факт преждепользования бренда бывает очень сложно. Помочь жертве может только опытный юрист в сфере интеллектуальной собственности. Но и его участие в деле — не гарантия победы.

Кто становится жертвой патентных троллей

Жертвой патентного тролля может стать абсолютно любая компания. Рейдерам все равно, у кого требовать деньги. 

Основная причина нападения — отсутствие зарегистрированного товарного знака. Если предприниматель использует обозначение, которое не прошло государственную регистрацию, бизнес остается уязвимым.

Поводом для претензии может стать и наличие у тролля сходного бренда, который был зарегистрирован ранее.

Например, известный в России патентный тролль Азамат Ибатуллин судился с компанией «BBC». Предприниматель требовал аннулировать товарный знак «Top Gear» сходный с его брендом «TopGear». Изначально суд встал на сторону тролля, но корпорации удалось доказать свое право на бренд.

Чаще рейдеры выбирают менее известные фирмы. Причин две: 

  • на рынке больше представителей малого, среднего и микробизнеса;
  • их ресурсы намного скромнее, чем у крупных компаний. А значит — с ними проще справиться в судебной борьбе. 

Как правило владельцы небольших бизнесов не подозревают о существовании патентных троллей и легко поддаются манипуляциям. Столкновение с рейдерами почти всегда приводит их многомиллионным долгам и прекращению предпринимательской деятельности.

Как определить патентного тролля

На первый взгляд компании-рейдеры ничем не отличаются от других представителей рынка. Но есть ряд признаков, которые помогут их обнаружить: 

  1. Компания ничего не производит и не оказывает услуг, но имеет ряд зарегистрированных брендов;
  2. Правообладатель ведет мнимую предпринимательскую деятельность, но она не совпадает с классами МКТУ, в которых зарегистрированы его бренды;
  3. Компания в большом количестве регистрирует товарные знаки с распространенными элементами  — на них проще всего обнаружить нарушение.
  4. Компания выставляет безосновательно высокие требования при оформлении лицензии на бренд.

Не всякий владелец множества брендов — патентный тролль. На рынке огромное количество предпринимателей, которые регистрируют товарные знаки с целью честного ведения бизнеса. Поэтому все признаки стоит рассматривать в совокупности.

Что делать, если на вас напал патентный тролль

Если вы уже столкнулись с интеллектуальным рейдерством, готовьтесь к долгим тяжбам. 

Чтобы восстановить справедливость, вам необходимо:

1. Обратиться в Палату по патентным спорам

В соответствии со ст. 1486 ГК РФ, товарный знак может быть аннулирован, если правообладатель в течение трех лет не использовал его в предпринимательской деятельности. А как мы знаем, тролли регистрируют бренды только для претензий. 

Если аннулирование невозможно, пострадавшему придется доказывать наличие злоупотребления правом в действиях тролля согласно ст. 10 ГК РФ.

2. Подать заявление в Федеральную антимонопольную службу

ФАС следит за соблюдением принципов добросовестной конкуренции на рынке. Действия патентных троллей противоречат им и могут повлечь административную ответственность. 

Антимонопольная служба вынесет соответствующее решение, если обнаружит в деятельности компании признаки нарушения законодательства. Это решение необходимо будет подкрепить возражением и направить в Роспатент.

3. Обратиться в суд

Судебный процесс может занимать годы и требовать огромных затрат, а выигрыш — не гарантирован.

Жертве тролля потребуется помощь опытного юриста в сфере интеллектуальной собственности. Патентные рейдеры живут за счет компенсаций и точно знают, как их получить. Бороться с захватчиками в одиночку практически бесполезно, если у вас нет специфических знаний.

Своевременная регистрация интеллектуальной собственности — лучший способ борьбы с патентными троллями. 

Чтобы выставить претензию правообладателю, троллю нужно будет как минимум иметь сходный бренд, который появился раньше.

О том, как зарегистрировать товарный знак самостоятельно через Госуслуги, читайте в экспертном блоге патентного бюро «Железно».

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации13.11.2019
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Кировская область ГОРОД КИРОВ ГОРОД КИРОВ УЛ ВОРОВСКОГО 107 ПОМЕЩ. 42А
ОГРН 1194350012867
ИНН / КПП 4345497285 434501001
Среднесписочная численность68 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Киров, ул. Воровского, д. 107, ТЦ «Баско», 4 этаж
Телефон +74951047454

Социальные сети