РБК Компании

Анна Антонова: зачем ИТ-компании акселератор

Руководитель акселератора Спринт Анна Антонова рассказала, как устроен акселератор и какие задачи он помогает решать стартапам
Анна Антонова: зачем ИТ-компании акселератор
Анна Антонова
Анна Антонова
Руководитель акселератора Спринт

С 2015 года во ФРИИ. Создала сообщество экспертов и трекеров ФРИИ по оценке и развитию стартапов для pre-seed инвестирования. Специализируется на создании и управлении командами 100+ человек.

Подробнее про эксперта

Руководитель акселератора Спринт Анна Антонова рассказала, как устроен акселератор, какие задачи он помогает решать стартапам и чего точно не стоит ждать от программы.   

Как устроен акселератор Спринт?

Когда мы делали акселератор Спринт, то опирались на методологию ФРИИ, которая складывалась из опыта многих зарубежных акселераторов, адаптируя методы и инструменты под наш рынок. В нашей акселерационной программе есть несколько «сущностей». Первая — образовательный модуль. Я всегда подчеркиваю, что акселератор — это не про образование, тем не менее уровень команд очень разный, и общая образовательная часть — это необходимость. Мы должны дать предпринимателям базу. Второй, и самый важный, с точки зрения наших выпускников, блок — трекинг. Суть работы трекера заключается в том, чтобы провести диагностику проекта, найти ключевые ограничения, которые мешают ему расти, и помочь их снять. При этом трекер не будет рассказывать команде, как строить бизнес, и навязывать свое видение. Его задача — задавать правильные вопросы. Проект сам ищет на них ответы. Третья часть программы — это индивидуальные консультации. Профильные эксперты помогают команде восполнить пробелы в знаниях, например, разобраться с тем, как работает конкретный инструмент или канал продвижения. Четвертая часть, мы редко о ней говорим, — это инфраструктура. Как пример, за каждым участником закреплен менеджер. С его помощью можно решить все вопросы, связанные с акселерационной программой. Это позволяет команде сфокусироваться на работе в Спринте. 

С какими задачами команды чаще всего приходят в акселератор? 

В первую очередь — это продажи. Многие стартапы приходят в акселератор, чтобы наладить работу своих отделов продаж или построить их с нуля, понять, почему клиентов мало, или сделки зависают. Затем — это вопросы, связанные с командой. Не у всех основателей есть понимание, как структурировать работу внутри проекта, управлять командой. Третий запрос — масштабирование бизнеса, поиск модели роста. Четвертый блок задач связан с маркетингом. У проектов бывают сложности с выводом продукта на рынок, подтверждением его ценности для целевой аудитории, поиском эффективных каналов продвижения и в целом с маркетинговой стратегией. И, наконец, многие команды признаются, что пришли в акселератор за взглядом со стороны, чтобы понять, в правильном ли направлении они идут и как двигаться быстрее. 

Что точно не стоит ждать от акселератора? 

Никто не встанет у руля проекта вместо основателя, не будет диктовать ему, что делать. Проект остается бизнесом фаундера. Но если между стартапом и трекером сложились доверительные отношения, то есть, команда открыта к опыту наставника, это позволит получить хороший буст и кратно вырасти. Кстати, мы часто говорим, о том, что максимум пользы можно получить от акселератора именно на стадии продаж. Да, к нам приходят команды на этапе доработки продукта. Они тоже показывают хорошие результаты, но если бы основатели подали заявку позже, то могли бы сделать намного больше. Кроме того, в акселераторе, во всяком случае в нашем, не стоит рассчитывать на инвестиции. Не исключено, что акселерационная программа, так или иначе, поможет выйти на крупных игроков рынка и привлечь финансирование, но таких гарантий мы дать не можем. 

Как проекту взять максимум от акселератора? 

Важно постараться быть открытыми к опыту трекеров и к коммуникации. Кроме того, акселератор — это очень интенсивная работа. Однако не стоит забывать, что если работать 24 часа в сутки, то после программы может быть откат назад. Поэтому я бы посоветовала фаундерам мониторить, как чувствует себя команда. Мне кажется, это правило хорошего тона в 21 веке — сохранять разумный баланс между работой и жизнью и не выжимать команду. 

Каких результатов достигают команды по итогам программы?

В акселераторе можно получить хороший старт — привлечь пользователей, найти клиентов, заключить первые контракты. Стартапы на более поздней стадии за три месяца программы создают новые отраслевые решения и масштабируют бизнес. 

Когда начинается набор в Спринт-10, и что важно учесть ИТ-командам при подаче заявки? 

Мы открываем набор в десятый юбилейный Спринт в январе 2024 года. Заполнить большую часть заявки — анкету — можно уже сейчас. Хочу напомнить основателям — если на этапе подачи заявки что-то непонятно, не стесняйтесь, задавайте вопросы команде Спринта. Кроме того, к старту каждого нового набора наши эксперты проводят вебинары, где рассказывают о том, как правильно заполнить заявку. Хочу обратить внимание на специфику нашего акселератора. Спринт направлен на поддержку проектов в сфере новых коммуникационных интернет-технологий (НКИТ) и нового общесистемного программного обеспечения (НОПО). Что такое НКИТ, если говорить проще? Это, значит, что ваше ИТ-решение связано с общением. Это может быть, например,  платформа, мобильный сервис, система сбора и хранения данных. Что делать, если у вас что-то другое? Детально опишите свою технологию. У нас есть понятие «потенциал НКИТ». Даже если сейчас ваш продукт не отвечает конкретному приоритетному направлению, но при этом может «вырасти» в такой проект, мы готовы рассмотреть его для акселерации. 

Программа «Акселератор Спринт» осуществляется ФРИИ в рамках реализации федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации.

Интересное:

Все новости:

Финарди Когда рефинансирование невыгодно

Профиль

Дата регистрации14.05.2013
Уставной капитал
Юридический адрес Г.Москва УЛ. НОВЫЙ АРБАТ Д.36/9
ОГРН 1137799009589
ИНН / КПП 7704280879 770401001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 13, стр. 18

Социальные сети