Top.Mail.Ru
РБК Компании
Успейте до повышения цен: получите скидку до 70%
Забрать скидку
Успейте до повышения цен:
получите скидку до 70%
Забрать скидку

Изменения в Бюджетном кодексе РФ: что ждет получателей госсредств

Какие изменения готовятся в сфере казначейского мониторинга и контроля бюджетных средств? Эксклюзивные комментарии по новому законопроекту от эксперта ProGRant
Изменения в Бюджетном кодексе РФ: что ждет получателей госсредств
Источник изображения: Архив пресс-службы Государственной Думы
Борис Пежемский
Борис Пежемский
Управляющий партнер консалтинговой компании ProGRant, куратор направления субсидиарной и грантовой поддержки

Защитил научную работу по кластерной политике промышленности России в МГУ

Подробнее про эксперта

О новых требованиях для получателей федеральных бюджетных средств и перспективах казначейского мониторинга мы поговорили с Борисом Пежемским, управляющим партнером консалтинговой компании ProGRant, куратором направления субсидиарной и грантовой поддержки.

Борис, расскажите о ключевых изменениях, которые готовятся в Бюджетном кодексе РФ?

7 апреля 2025 года Правительственная комиссия одобрила проект Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения затрагивают широкий круг организаций, получающих федеральные бюджетные средства — как государственных, так и частных.

Наиболее существенное изменение — это введение в Бюджетный кодекс новой главы «Информационное обеспечение бюджетного процесса». В ней закрепляется обязательное использование системы «Электронный бюджет», операторами которой выступают Минфин России и Федеральное казначейство. Это повысит прозрачность и автоматизирует многие процессы в сфере государственных финансов.

Чем новые требования к казначейскому мониторингу отличаются от действующих норм?

Принципиальное нововведение — это распространение казначейского мониторинга на всех участников системы казначейских платежей. Сейчас такой мониторинг осуществляется только в отношении участников казначейского сопровождения, но вскоре он будет применяться ко всем получателям бюджетных средств.

Важно отметить, что внедрение будет поэтапным. Для получателей средств из федерального бюджета изменения вступят в силу с 1 сентября 2026 года. Для тех, кто получает средства из бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов через лицевые счета в Федеральном казначействе — с 1 июля 2027 года. А для получателей средств из региональных или местных бюджетов через счета в финансовых органах субъектов РФ — только с 1 июля 2028 года.

Какие новые обязанности появятся у организаций в связи с этими изменениями?

Законопроект устанавливает обязанность для государственных заказчиков и получателей бюджетных средств включать в контракты и соглашения условия о казначейском сопровождении, если средства по таким документам подлежат казначейскому сопровождению. Это важный момент, о котором нельзя забывать при составлении договорной документации.

Также вводится административная ответственность для участников казначейского сопровождения за нарушение требования о ведении раздельного учета. В Бюджетном кодексе появятся статьи 242.23 и 242.24, которые закрепят обязательство о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и полномочия Федерального казначейства на проведение соответствующих проверок.

Есть ли в законопроекте положения, которые могут вызвать вопросы у бизнеса?

Да, интересный момент — это закрепление на постоянной основе права Правительства РФ принимать решения о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций офшорным компаниям, а также российским юридическим лицам, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия офшорных компаний превышает 25 процентов.

Это положение может открыть дополнительные возможности для некоторых компаний, но одновременно требует особого внимания к организационно-правовой структуре бизнеса при участии в проектах с государственной поддержкой.

Какие рекомендации можно дать организациям в связи с этими изменениями?

На мой взгляд, сотрудникам частных и государственных организаций, отвечающих за получение федеральных бюджетных средств, необходимо предпринять ряд мер:

Во-первых, следует усилить контроль за соблюдением бюджетного законодательства и целевым использованием средств при казначейском сопровождении.

Во-вторых, нужно учитывать, что в ближайшем будущем казначейский мониторинг, включая проверки ТОФК и УФК, может коснуться всех контрагентов, выполняющих работы или поставляющих товары и услуги за счет бюджетных средств.

В-третьих, критически важно включать в договоры и соглашения обязательные формулировки о казначейском сопровождении.

В-четвертых, необходимо вести строго раздельный учет затрат по деятельности, осуществляемой за счет бюджетных средств, помня о праве Федерального казначейства проверять ведение такого учета.

Наконец, следует учитывать возможность предоставления бюджетных средств компаниям с офшорным участием, если это будет санкционировано Правительством РФ.

Как эти изменения повлияют на рынок консалтинговых услуг в сфере государственной поддержки?

Ужесточение контроля и расширение системы казначейского мониторинга, безусловно, повысит спрос на профессиональные консультации. В ProGRant мы уже сейчас наблюдаем рост запросов на методологическую поддержку проектов с государственным финансированием.

Опыт показывает, что своевременная подготовка к новым требованиям позволяет не только избежать рисков, но и максимально эффективно использовать возможности государственной поддержки. Именно поэтому мы активно развиваем направление сопровождения проектов с участием бюджетных средств и обучаем клиентов работе в новых условиях.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия