РБК Компании

Что на самом деле определяет рост бизнеса

Ксения Тихомирова, серийный предприниматель с 17-летним опытом развития бизнесов, расскажет о неочевидных драйверах роста
Что на самом деле определяет рост бизнеса
Источник изображения: Canva.com
Ксения Тихомирова
Ксения Тихомирова
Предприниматель, медиатор, бизнес-коуч, руководитель Центра коммуникации и медиации при Академии контрактных отношений

Cовладелец 3-х успешных бизнесов в разных нишах, профессиональный коуч, сертифицированный медиатор, президент фонда поддержки культурно-исторических инициатив, член президиума «Опоры России»

Подробнее про эксперта

Встречаясь в бизнес-клубах, на конференциях и нетворкингах с коллегами, я с удовольствием участвую в обсуждении вечного вопроса: что определяет рост бизнеса. Кто-то настаивает, что принципиальное значение имеет финансовая грамотность. Кто-то утверждает, что решающую роль играют стратегическое мышление и умение видеть перспективу. Кто-то топит за лидерские и управленческие навыки. Моя же позиция часто вызывает жаркие дискуссии. Я убеждена: ключевым фактором в динамике роста бизнеса является развитость у предпринимателя коммуникативных навыков.  

Попробую это доказать, опираясь на многолетний личный опыт и опыт коллег по бизнесу. 

Оговорюсь: финансовую грамотность, стратегическое мышление, умение видеть на несколько шагов вперед, твердые управленческие и организаторские навыки, прокаченные лидерские качества я тоже считаю важными составляющими успешного развития бизнеса. Важными, но не первичными. Этот урок я хорошо усвоила на личном опыте. Знаю точно: без умения качественно коммуницировать с людьми, самые крутые скиллы в предпринимательском деле могут начисто девальвироваться. 

Так, 10 лет назад я поняла, как многолетний профессиональный опыт и твердые компетенции теряют ценность без навыков в коммуникациях. Тогда я оказалась в ситуации, когда из успешного бизнес-проекта вышла потому, что между мной и партнером (это я поняла только позже) не было качественного диалога. Наш бизнес уверенно рос, финансовые показатели шли в гору. Мы обе были погружены в решение стратегических и операционных задач. Как и в любом партнерстве, периодически между нами возникали разногласия, у каждой менялось видение проекта. Но все размолвки были внутри нас. Открытых, честных бесед для поиска компромиссов и решений, удовлетворяющих обеих, не было. В какой-то момент я почувствовала, что выгорела, и у меня не осталось мотивации быть частью проекта. Я приняла непростое для себя решение: продала долю (к слову, по очень низкой цене) и вышла из партнерства.  

Успешный предприниматель, квалифицированный и опытный эксперт, я в один миг оказалась без бизнеса, потому что не знала на тот момент, насколько важно уметь разговаривать с партнером, обсуждать напрягающие рабочие и личные моменты и приходить к общему знаменателю. 

Ситуация казалась парадоксальной. С одной стороны — стремительный рост бизнеса, с другой — нарастающие разногласия между партнерами. С одной стороны — впечатляющие финансовые результаты, с другой — растущее недовольство собой, своей ролью, целями бизнеса, видением партнера по его развитию. На самом деле никакого парадокса не было. Просто тогда мы не понимали, насколько важно выражать сомнения и несогласие, опасения и дельную критику. Не знали, насколько губительно замалчивать обиды и неудовлетворенность своей ролью и вектором развития проекта. Не задумывались о необходимости быть в контакте друг с другом и в сонастройке по всем личным и рабочим моментам. 

При безупречном финансовом балансе в бизнесе наш баланс в коммуникациях оказался отрицательным. 

Сегодня, профессионально прокачавшись в коммуникациях и внедрив эти инструменты во все проекты, (я развиваю три направления бизнеса) я знаю точно: фундаментом и главным драйвером роста являются именно коммуникативные навыки. 

Свои профессиональные знания в коммуникациях и результаты применения коммуникативных техник в бизнесе я объединила в систему и назвала ее Тетраэдром коммуникации

Тетраэдр коммуникации: принцип действия в деловых отношениях 

Что такое тетраэдр? Это многогранник, образованный четырьмя равносторонними треугольниками. Почему именно эта фигура? Потому что она идеально отражает мою главную мысль о деловых коммуникациях. Все стороны и все грани тетраэдра равны, так же, как равны (то есть равноценны) четыре грани любых деловых коммуникаций. 

Расскажу подробнее.  

Анализируя коммуникации между партнерами, руководителями, линейным персоналом, менеджерами по работе с клиентами, заказчиками услуг и подрядными организациями, я выявила четыре грани этих отношений: 

1. Интересы

2. Роли и функции

3. Диалог

4. Договоренности 

Отталкиваясь от личного опыта и ситуаций, за разрешением которых обращаются предприниматели в «Центр коммуникации и медиации», совладельцем и руководителем которого являюсь, я утверждаю, что без этих четырех граней не обходятся ни одни деловые отношения. 

Чтобы взаимодействие и результат отношений удовлетворяли всех участников, важно синхронизироваться и в интересах, и в обязательствах (ролях и функциях), и в договоренностях, и в том, как выстраивается диалог. Если западает хотя бы одна часть механизма, вся система рано или поздно выходит из строя.    

Вот как это выглядит на практике. Приведу пример распространенной ситуации в бизнес-партнерстве. 

Как бывает:

Два предпринимателя создают общий бизнес. Оговаривают личные и общие интересы, распределяют роли и функции, обсуждают другие значимые моменты. Фиксируют это в договоренностях, например, в форме партнерского соглашения. Бизнес успешно стартует. В силу разных обстоятельств со временем у одного или у обоих партнеров меняется видение целей бизнеса. Кто-то чувствует узость своей роли, кто-то наоборот — считает, что работает за двоих. Свои мысли и переживания ни тот ни другой не выражают. Диалога не происходит, назревает конфликт, который перерастает в намерение разорвать отношения, поделить доли и закрыть бизнес.  

Как могло бы быть: 

Если бы у партнеров работала грань тетраэдра «Диалог», к этой точке невозврата они бы не пришли. 

В совместных бизнесах критически важно быть в диалоге с партнерами, чтобы каждый был уверен: его слышат, его мнение учитывают, он так же, как и другие, влияет на развитие общего дела. 

Приведу другой пример с отношениями между владельцами бизнеса и командой. 

Как бывает:

На ключевую позицию подыскивают нового сотрудника. Между собственниками и кандидатом происходит обстоятельный диалог, обсуждаются должностные обязанности человека (роли и функции), и все это фиксируется в договоренностях (в трудовом договоре). При этом упускается важная грань коммуникации: интересы сотрудника. Стоит ли говорить, что очень скоро он либо заявит об этом, либо найдет работодателя, которому его интересы будут небезразличны?

Чтобы команда в бизнесе была командой роста, очень важно постоянно коммуницировать с людьми, проходя по всем четырем граням тетраэдра. 

Важно понимать: коммуникация может начаться с любой из четырех граней. В зависимости от ситуации, основанием для общения может стать какая-то одна грань, но остальные при этом тоже не должны уйти в слепую зону. Таким образом, тетраэдр коммуникации постоянно будет вращаться, а его основанием по очереди будет становиться та или другая грань. Это непрерывное движение по граням коммуникации — налаживание диалога, актуализация интересов, уточнение ролей и функций, корректирование договоренностей — обязательное условие непрерывного и стабильно поступательного роста в бизнесе. И это первичный навык, который должен быть хорошо развит у предпринимателя и у ключевых фигур его команды.  

Интересное:

Новости отрасли:

OZ Как инвестировать в свое спокойствие

Все новости:

Профиль

Дата регистрации27.09.2013
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Зябликово, ул. Шипиловская, д. 64 к. 1, офис 147
ОГРН 1137799017916
ИНН / КПП 7724301679 772401001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Колпачный пер., д. 4, стр. 3
Телефон +78002500997

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия