Что на самом деле определяет рост бизнеса
Ксения Тихомирова, серийный предприниматель с 17-летним опытом развития бизнесов, расскажет о неочевидных драйверах ростаCовладелец 3-х успешных бизнесов в разных нишах, профессиональный коуч, сертифицированный медиатор, президент фонда поддержки культурно-исторических инициатив, член президиума «Опоры России»
Встречаясь в бизнес-клубах, на конференциях и нетворкингах с коллегами, я с удовольствием участвую в обсуждении вечного вопроса: что определяет рост бизнеса. Кто-то настаивает, что принципиальное значение имеет финансовая грамотность. Кто-то утверждает, что решающую роль играют стратегическое мышление и умение видеть перспективу. Кто-то топит за лидерские и управленческие навыки. Моя же позиция часто вызывает жаркие дискуссии. Я убеждена: ключевым фактором в динамике роста бизнеса является развитость у предпринимателя коммуникативных навыков.
Попробую это доказать, опираясь на многолетний личный опыт и опыт коллег по бизнесу.
Оговорюсь: финансовую грамотность, стратегическое мышление, умение видеть на несколько шагов вперед, твердые управленческие и организаторские навыки, прокаченные лидерские качества я тоже считаю важными составляющими успешного развития бизнеса. Важными, но не первичными. Этот урок я хорошо усвоила на личном опыте. Знаю точно: без умения качественно коммуницировать с людьми, самые крутые скиллы в предпринимательском деле могут начисто девальвироваться.
Так, 10 лет назад я поняла, как многолетний профессиональный опыт и твердые компетенции теряют ценность без навыков в коммуникациях. Тогда я оказалась в ситуации, когда из успешного бизнес-проекта вышла потому, что между мной и партнером (это я поняла только позже) не было качественного диалога. Наш бизнес уверенно рос, финансовые показатели шли в гору. Мы обе были погружены в решение стратегических и операционных задач. Как и в любом партнерстве, периодически между нами возникали разногласия, у каждой менялось видение проекта. Но все размолвки были внутри нас. Открытых, честных бесед для поиска компромиссов и решений, удовлетворяющих обеих, не было. В какой-то момент я почувствовала, что выгорела, и у меня не осталось мотивации быть частью проекта. Я приняла непростое для себя решение: продала долю (к слову, по очень низкой цене) и вышла из партнерства.
Успешный предприниматель, квалифицированный и опытный эксперт, я в один миг оказалась без бизнеса, потому что не знала на тот момент, насколько важно уметь разговаривать с партнером, обсуждать напрягающие рабочие и личные моменты и приходить к общему знаменателю.
Ситуация казалась парадоксальной. С одной стороны — стремительный рост бизнеса, с другой — нарастающие разногласия между партнерами. С одной стороны — впечатляющие финансовые результаты, с другой — растущее недовольство собой, своей ролью, целями бизнеса, видением партнера по его развитию. На самом деле никакого парадокса не было. Просто тогда мы не понимали, насколько важно выражать сомнения и несогласие, опасения и дельную критику. Не знали, насколько губительно замалчивать обиды и неудовлетворенность своей ролью и вектором развития проекта. Не задумывались о необходимости быть в контакте друг с другом и в сонастройке по всем личным и рабочим моментам.
При безупречном финансовом балансе в бизнесе наш баланс в коммуникациях оказался отрицательным.
Сегодня, профессионально прокачавшись в коммуникациях и внедрив эти инструменты во все проекты, (я развиваю три направления бизнеса) я знаю точно: фундаментом и главным драйвером роста являются именно коммуникативные навыки.
Свои профессиональные знания в коммуникациях и результаты применения коммуникативных техник в бизнесе я объединила в систему и назвала ее Тетраэдром коммуникации.
Тетраэдр коммуникации: принцип действия в деловых отношениях
Что такое тетраэдр? Это многогранник, образованный четырьмя равносторонними треугольниками. Почему именно эта фигура? Потому что она идеально отражает мою главную мысль о деловых коммуникациях. Все стороны и все грани тетраэдра равны, так же, как равны (то есть равноценны) четыре грани любых деловых коммуникаций.
Расскажу подробнее.
Анализируя коммуникации между партнерами, руководителями, линейным персоналом, менеджерами по работе с клиентами, заказчиками услуг и подрядными организациями, я выявила четыре грани этих отношений:
1. Интересы
2. Роли и функции
3. Диалог
4. Договоренности
Отталкиваясь от личного опыта и ситуаций, за разрешением которых обращаются предприниматели в «Центр коммуникации и медиации», совладельцем и руководителем которого являюсь, я утверждаю, что без этих четырех граней не обходятся ни одни деловые отношения.
Чтобы взаимодействие и результат отношений удовлетворяли всех участников, важно синхронизироваться и в интересах, и в обязательствах (ролях и функциях), и в договоренностях, и в том, как выстраивается диалог. Если западает хотя бы одна часть механизма, вся система рано или поздно выходит из строя.
Вот как это выглядит на практике. Приведу пример распространенной ситуации в бизнес-партнерстве.
Как бывает:
Два предпринимателя создают общий бизнес. Оговаривают личные и общие интересы, распределяют роли и функции, обсуждают другие значимые моменты. Фиксируют это в договоренностях, например, в форме партнерского соглашения. Бизнес успешно стартует. В силу разных обстоятельств со временем у одного или у обоих партнеров меняется видение целей бизнеса. Кто-то чувствует узость своей роли, кто-то наоборот — считает, что работает за двоих. Свои мысли и переживания ни тот ни другой не выражают. Диалога не происходит, назревает конфликт, который перерастает в намерение разорвать отношения, поделить доли и закрыть бизнес.
Как могло бы быть:
Если бы у партнеров работала грань тетраэдра «Диалог», к этой точке невозврата они бы не пришли.
В совместных бизнесах критически важно быть в диалоге с партнерами, чтобы каждый был уверен: его слышат, его мнение учитывают, он так же, как и другие, влияет на развитие общего дела.
Приведу другой пример с отношениями между владельцами бизнеса и командой.
Как бывает:
На ключевую позицию подыскивают нового сотрудника. Между собственниками и кандидатом происходит обстоятельный диалог, обсуждаются должностные обязанности человека (роли и функции), и все это фиксируется в договоренностях (в трудовом договоре). При этом упускается важная грань коммуникации: интересы сотрудника. Стоит ли говорить, что очень скоро он либо заявит об этом, либо найдет работодателя, которому его интересы будут небезразличны?
Чтобы команда в бизнесе была командой роста, очень важно постоянно коммуницировать с людьми, проходя по всем четырем граням тетраэдра.
Важно понимать: коммуникация может начаться с любой из четырех граней. В зависимости от ситуации, основанием для общения может стать какая-то одна грань, но остальные при этом тоже не должны уйти в слепую зону. Таким образом, тетраэдр коммуникации постоянно будет вращаться, а его основанием по очереди будет становиться та или другая грань. Это непрерывное движение по граням коммуникации — налаживание диалога, актуализация интересов, уточнение ролей и функций, корректирование договоренностей — обязательное условие непрерывного и стабильно поступательного роста в бизнесе. И это первичный навык, который должен быть хорошо развит у предпринимателя и у ключевых фигур его команды.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты