Дмитрий Соколов о решении задач транспортных компаний
Для тех, кто в пути. Банк для логистов, экспедиторов и транспортных компанийРаботает в банковской сфере более 13 лет, более 10 лет в банковской группе ТКБ. Начинал свой карьерный путь с должности операциониста банковского отделения.
От Калининграда до Хабаровска — банковская группа ТКБ на российском финансовом рынке более 30-ти лет, представлена банками ТКБ и Инвестторгбанк в 29 регионах России.
У ТКБ исторически сильные позиции по направлению корпоративного обслуживания — работаем с большим количеством крупных клиентов из различных отраслей экономики и направлений бизнеса. Со временем мы пришли к модели развития компетенций в определенных отраслях, что позволило глубже погрузиться в проблемы конкретного бизнеса и понять задачи, которые можно решить с помощью банка.
Транспортная отрасль — одна из них. Несколько лет мы отмечали особенно высокий уровень взаимодействия с транспортными компаниями по всему спектру банковских услуг, ведь даже внутри одной отрасли для каждого направления актуальны различные продукты.
С какими направлениями транспортного бизнеса ТКБ активно работает?
Это авиакомпании, компании, из области морских, железнодорожных, автомобильных перевозок. За последние годы банк развил компетенции в ранее незнакомом для нас направлении — финансировании авиации, флота, причем как в рамках инструмента лизинга, так и путем прямого финансирования, в том числе с помощью государственных программ поддержки. Сейчас мы также делам упор на транспортно-логистические, экспедиторские компании.
Несмотря на существующие местами негативные процессы в экономике, наблюдаем как наши клиенты демонстрируют позитивную динамику, укрупняются, выходят на новые рынки.
По вашему опыту с какими рыночными сложностями сталкиваются транспортные компании, экспедиторы и логисты?
Первая и наиболее актуальная проблема — ликвидность. Небольшим транспортным компаниям зачастую сложно привлечь банковское финансирование — ликвидным обеспечением они как правило не обладают, а имеющиеся активы — транспорт, и он в лизинге. При этом кассовые разрывы возникают постоянно, как минимум потому, что рынок «пост оплатный».
В этом случае целесообразно обратиться к такому инструменту как факторинг. Как правило, заказчиком системных перевозок являются крупные компании, федеральные сети, как которых банку принять риск намного проще, чем на небольшую транспортно-экспедиционную компанию.
Так, при условии наличия отсрочки оплаты перевозки, задолженность можно переуступить банку или факторинговой компании, которые оплатят перевозчику до 100% заказа, как только он предоставит документы, что услуга оказана и заказчик это подтвердит. Далее уже банк будет ждать оплату от заказчика, а перевозчик получит ликвидность практически сразу. Стоимость этой услуги обычно на уровне банковского процента по кредиту.
Однако есть случаи, когда перевозчику нужны средства еще до момента совершения перевозки — нужно оплатить водителя, заправиться, провести срочный ремонт и т.д. Нужен аванс, но банки, не являясь профессиональными участниками этого рынка, риск на себя скорее всего не возьмут.
Для таких случаев есть сервисы, предлагающие авансирование до 100% перевозки в день обращения. Одним из таких является партнер банка ТКБ — платформа TruckRadar. Являясь экспертами в области автомобильных грузоперевозок, они анализируют не только финансовое состояние перевозчика, но и статистику выполненных заказов, рейтинг на популярных транспортных биржах, отзывы заказчиков и еще широкий список параметров, которые не доступны банку. Банк подключается уже на стадии финансирования самого сервиса, так как может оценить сам сервис, его портфель перевозчиков и статистику неисполнения или неплатежей со стороны заказчиков.
Финансируя большого игрока, банк тем самым развивает и перевозчика, который по мере роста и развития сам будет интересен банку как заемщик.
Что еще кроме ликвидности может предложить банк?
Платежный сервис и расчетно-кассовое обслуживание, удобство, стоимость, дополнительные возможности, а главное надежность банка, являются такими же важными аспектами стабильной деятельности и развития, как и финансирование.
ТКБ может похвастаться крайне удобным сервисом, скоростью открытия счета, а главное тарифами.
Для транспортных компаний есть линейка продуктов, одним из которых является счет «Для тех, кто в пути». Бесплатное открытие, обслуживание, переводы на физических лиц — то, что нужно небольшой компании, чтобы не нести дополнительные расходы на итак сравнительно низкую маржинальность. Плюсом является также бизнес-карты, позволяющие осуществлять необходимые платежи (заправка, техническое обслуживание, расходы водителя в пути) даже в выходные и нерабочие дни.
Что нужно крупным транспортным игрокам, у которых есть и парк и ликвидность?
Крупных игроков в основном интересует инвестиционные кредитование, направленное на приобретение основных средств. В портфеле банка есть сделки, связанные с приобретением воздушных и морских судов, целых парков автомобилей и железнодорожных вагонов.
Например, мы активно финансируем проекты, связанные с морскими перевозками по Северному морскому пути, развитием внутреннего и частного авиасообщения.
ТКБ финансирует один из крупнейших сервисов такси на цели расширения дефицитного направления — приобретение автомобилей, — ориентируемся на российских производителей, таких как ВАЗ и Москвич и предлагаем вариативность инструментов, в том числе лизинг.
Наши клиенты растут, укрупняются, занимают новые ниши. Интересно, что новые клиенты, обращаясь в банк, просят дать им конкретный сервис, который уже реализован с другими участниками рынка и эффект от которого они наблюдают на коллегах по цеху.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети