РБК Компании

Как изменился автомобильный рынок в России в 2023 году

О том как изменился рынок за этот год и что изменится в следующем рассказывает эксперт компании «АвтоСкидка»
Как изменился автомобильный рынок в России в 2023 году
Николай Долматов
Николай Долматов
Генеральный директор

Генеральный директор компании «Автоскидка»

Подробнее про эксперта

В 2022 году из-за санкций отечественный авторынок покинули крупные зарубежные игроки. Однако в прошлом году россияне еще по привычке покупали полюбившиеся за столько лет машины, несмотря на завышенную стоимость. Автолюбители не хотели менять европейский, японский и корейский автопром на отечественный или китайский. В 2023 году помимо прочих «проблем» повысили утилизационный сбор, что еще больше заставило вырасти ценник на немецкие, японские, корейские и другие автомобили зарубежного производства. Дорога на российский рынок для китайцев оказалась открыта и россиянам пришлось знакомиться с новыми машинами.

Конечно, заходить на доступную площадку китайские автопроизводители начали еще в 2022 году. С уходом «старичков» число участников и, следовательно, конкурентов на рынке снизилось, что позволило за уходящий год установить четкую новую марочную структуру. Снизилась и доля премиальных автомобилей, что говорит о переходе на более доступные автомобили.

Так, с начала этого года марки и модели из Поднебесной заметно росли на рынке и распространялись по семьям россиян. В этом плане плотно закрепились Haval, Chery, Geely, Changan, которые на протяжении 11 месяцев были в топах продаж. В целом на конец года из 25 самых продаваемых марок автомобилей — 16 — китайцы. Их обогнала лишь, на удивление многим, российская LADA, которая наращивает объемы производства и не сдает позиций лидера продаж. Кроме того, в ноябре в топах появился еще и Москвич, правда, пока не очень уверенно. Да и назвать его российским можно лишь формально, пока что это модели китайских производителей, собираемых на заводе и брендированных Москвичом.

По сравнению с прошлым годом 2023-й стал годом роста продаж легковых автомобилей. Сначала января и по конец ноября объем новых проданных легковушек составил 939 тысяч автомобилей, что на 64,9% выше аналогичного периода 2022 года, по данным агентства «АВТОСТАТ». На автомобили LADA из общего числа пришлось 292,7 тысяч единиц. Наибольшим спросом пользовалась LADA Granta (180,4 тыс.).

Haval продался за 11 месяцев 96,4 тыс. раз, автомобилей марки Chery ушло 105,6 тысяч. Машины марки Geely купили свыше 79 тыс. шт., а Changan — 39,9 тысяч. В общей картине китайские автодилеры обгоняют российских по количеству продаж, несмотря на уверенное лидерство LADA.

Есть и заметные провалы этого года. Так, на 49% с начала года упали продажи Kia.

На рынке легковушек с пробегом за 11 месяцев объем продаж оцениваются в свыше пяти миллионов единиц. Большой всплеск наблюдался в августе, когда как раз стало известно о повышении ставки утильсбора. Продано было более полумиллиона машин и ожидаемо с момента введения утильсбора и повышения курса доллара показатели только падают. Всего же с начала года было импортировано 363,6 тысяч единиц автомобилей.

К тому же в России снизилась доля продаж новых легковых машин, ввезенных по параллельному импорту. Хотя в начале года многие автоэксперты наоборот возлагали надежды именно на этот способ доставки автомобилей. Считаю, что эта тенденция продолжится и в следующем году из-за нецелесообразности.

Что касается импорта, то за год в Россию было ввезено 992,2 тысяч легковушек. В основном поток идет из Китая, что логично, исходя из новой структуры рынка — 82,7%. Также машины импортируют из Киргизии и Казахстана. В ближайшие месяцы показатели падать не должны, так как китайцы продолжают удивлять россиян новыми марками автомобилей и расширением уже имеющихся брендов новыми моделями. Помимо этого можно предположить, что рост продолжится, благодаря тому, что большее количество китайских производителей будут открывать официальное дилерство в России.

В результате множества факторов, в том числе роста ключевой ставки и роста курса доллара, цены как на подержанные автомобили, так и тем более на новые выросли на порядок за год. В среднем машины с пробегом подорожали на 26% или на более 300 тысяч рублей. С новыми легковушками ситуация немного сложнее. Отмечается рост на протяжении всего года у разных автодилеров от 4% до 25% в зависимости от модели. Некоторые, например, Haval, прибавляли в цене за год минимум дважды. В целом подорожание отчасти связано с логистическими особенностями и с относительно небольшой конкуренцией.

В декабре китайские автодилеры резко снизили стоимость на свои автомобили, это обычная практика автодилеров и автосалонов, для того чтобы поднять продажи и закрыть год с хорошими показателями в декабре. Такой ход они сделали из-за того, что этого перед Новым годом ждали автолюбители. Как долго это продержится — неизвестно, но есть небольшая вероятность, что в начале 2024 года цена вернется к прежней без дополнительного повышения. Однако такого мнения придерживаются не все эксперты в автомобильной сфере. Многие ожидают, что рост цен в целом продолжится и в следующем году по всем сегментам всех производителей.

В части локализации производства в России не так много изменений. Собственное производство есть только Haval в Туле. Chery планирует работать в этом направлении, рассматривая варианты как собственного производства, так и открытие завода на условиях партнерства. По последним данным, в Калуге на бывшем заводе Volkswagen начали тестовую сборку кроссоверов Chery Tiggo 7 PRO Max. К слову, завод принадлежит российской компании «АГР». Также есть информация, что GAC развернет производство автомобилей в России. Сборочной площадкой может стать завод Hyundai в Санкт-Петербурге, который собираются перезапустить в следующем году. «Автотор» в Калининграде выпускает китайские автомобили марок BAIC, Kaiyi и SWM, а Geely продолжает вести поставки из Белоруссии. Тем временем, на сегодняшний день, это капля в море. Количество собираемых моделей ограничен, а их ценовой сегмент достаточно узок, то есть это автомобили от 2 до 3,5 млн рублей. 

Подводя итоги, отмечу, что в следующем году не стоит ждать большого роста продаж. Ситуация в мире нестабильная, а показатели на рынке по сравнению с 2022 годом только более-менее начинают выравниваться. С августа по ноябрь включительно в среднем продажи новых автомобилей свыше 109 тысяч в месяц. После сильного упадка и значительного роста цен в прошлом году — это достойные показатели. В положительном прогнозе примерно на этой отметке начнется 2024 год.

Интересное:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации21.11.2018
Уставной капитал10 100 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва ПОСЕЛЕНИЕ "МОСРЕНТГЕН" КМ КИЕВСКОЕ Ш 21-Й 3 СТРОЕНИЕ 1 ПОМЕЩ. CXXX, ЭТАЖ 6
ОГРН 1187746952513
ИНН / КПП 7751151574 775101001
Среднесписочная численность8 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, пос. Мосрентген, Киевское шоссе, 21-й километр, д. 3 с. 2, оф. 6.2
Телефон +78002222563
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия