Как бизнес делает жизнь людей лучше
Всегда ли бизнес — это только про деньги. Разумеется, нет. Создатель «Школы Своих Ошибок» Сергей Даценко рассказал, как бизнес делает мир лучшеРоссийский психолог, предприниматель, коуч. Эксперт в психологии, переговорах, продажах, управлении коллективом. Автор образовательного проекта «Школа своих ошибок»
В доисторические времена сообщества объединялись вокруг общих целей и задач: таковых, как охота, сбор пищи, защита и выживание. С течением времени, бизнес стал основной движущей силой, объединяющей миллионы людей, и сегодня его роль значительно трансформировалась. Сегодня бизнес — это не только про «купи-продай», не одно лишь извлечение максимальной прибыли и получение каких-то благ.
В наши дни перед предпринимательством открывается новое направление действия — ведение бизнеса с умом и душой, стремление к позитивным изменениям в мире.
Больше нельзя пытаться зарабатывать деньги «любой ценой», уничтожая окружающую среду и сметая на своем пути. Современные тенденции диктуют нам, что экологичным должно быть не только производство и потребление в целом, но и все циклы и стадии бизнеса.
Сегодня действует не только пассивный девиз: «Не навреди!», но и активный призыв: «Принеси пользу обществу и миру, в котором ты живешь».
Это посильно каждому
Безусловно, если ты являешься главой крупной корпорации с многомиллиардными оборотами, то в твоих руках лежит больше возможностей по помощи людям через инструментарий собственного бизнеса и его ресурсов. Но это совсем не значит, что дорога к помощи и заботе о других перекрыта представителям малого и среднего бизнеса. И даже стартаперам. Да, они (пока еще) не ворочают миллионами, от тут это и не нужно.
Что же касается меня, тут я скажу следующее: быть экспертом по психологии и транзактному анализу — означает понимать то, что каждый человек и каждая организация могут существенно повлиять на социальные процессы. Изменение жизни к лучшему через бизнес — это не просто стремление к прибыли, но и возможность внести свой вклад в общественное благо и личное самореализацию.
С социальной ответственностью бизнеса тесно связана концепция «позитивного эгоизма» — когда бизнес, заботясь о собственных интересах, одновременно действует во благо общества. Подобная модель предполагает не только финансовое вознаграждение, но и моральное удовлетворение от ведения бизнеса, соответствующего глобальным трендам устойчивости и этичности.
Как бизнес меняет жизнь к лучшему? Если внимательно присмотреться, то окажется, что очень даже существенно. Когда мы отбрасываем очевидное «создает товары, услуги и остальные блага», то, разумеется, вспоминаем его социальную роль, а также экономическую, экологическую и множество других. Ответ на вопрос, который ставит эта книга, сложен и многогранен, однако я хотел бы выделить несколько ключевых направлений.
1. Первое — это, безусловно, экологичность. Применение экологически чистых технологий сегодня — это не просто «хороший тон», это необходимость и осознанный выбор. Если раньше всем откровенно было на это плевать, и промышленники строили заводы и фабрики без оглядки на чистоту рек и воздуха, целостность озонового слоя и окружающую среду в целом, то, к счастью, сегодня мы живем в более осознаном и дальновидном обществе. Бизнесмены в наши дни способны видеть дальше своего носа и жить перспективой не пары лет, а, как минимум, нескольких поколений. Топ-менеджерам и генеральным директорам перестало быть плевать, какую планету они оставят своим детям. Ведь зачем нужны миллионы, если у них нет перспектив развития? Так, например, компании, переходящие на использование возобновляемых источников энергии или занимающиеся разработкой экологически чистых продуктов, способствуют сохранению природы и ресурсов планеты.
Сегодня существует целое направление — экобизнес. Оно сравнительно молодое, поэтому есть множество ниш и нишевых проектов, которые можно занять и успешно реализовать, зарабатывая деньги с пользой для окружающей среды.
Тут, опять же, важно понимать, что даже если ваш бизнес никак не связан с производством и условным загрязнением, это совсем не значит, что данный экологичный пункт не про вас.
Бизнес — это же не только производственные мощности, но еще и люди. Люди, которые потребляют товары, выбрасывают мусор, используют батарейки. Культура бизнеса, ориентированного на помощь людям, начинается, в том числе, с каждого сотрудника и его экологической ответственности.
В нашем офисе находится контейнер по сбору батареек. Как известно, эти объект требует особой утилизации. Но, посмотрим правде в глаза, мало кто этим озадачиваться. Отчасти потому, что контейнеры по приему батареек расположены не очень удобно и далеко. Идти к ним специально — захочет не каждый. А на работу мы и так ходим каждый будний день. Чего уж тут проще — в одно утро прихватить с собой пару использованных бочонков.
Помимо батареек, мы с коллегами как организовываем сбор макулатуры, так и перешли на более экономичный расход бумаги. Это политика нашей корпоративной культуры, которая не просто делает планету чище, но и переносится сотрудниками на их повседневную жизнь, распространяясь в геометрической прогрессии среди их близких.
2. Второе направление — это вклад в социальную сферу. Благотворительность, создание рабочих мест, поддержка образования, развития здравоохранения, — все это является проявлением корпоративной социальной ответственности.
В рамках нашей организации регулярно проводятся адресные благотворительные и социально-значимые мероприятия. Также мы бесплатно проводим обучение студентов, ведь молодежь — наше будущее. А со следующего года планируем вводить в компании Корпоративный День Донора.
Я уверен, что компания, которая заботится о благополучии своего региона или страны и людей в нем, растет не только в финансовом плане, но и в глазах своих сотрудников и наших слушателей школы, участников, которых мы воспринимаем как своих равноправных.
3. Третье направление — это создание атмосферы взаимного доверия и открытости внутри самой компании. Сотрудник должен унести из офиса домой не одну лишь зарплату и новые ценности, но и любовь к профессии и своей работе. На этом пути бизнес не только помогает своим работникам, но и получает взамен мотивированных, преданных и производительных сотрудников. Это, в свою очередь, способствует росту благосостояния и позитивным изменениям в личных жизнях людей.
Развивая бизнес в соответствии с принципами социальной ответственности и устойчивого развития, предприниматели способствуют процветанию общества.
Однако, важен лишь подход и понимание последствий своих действий. Строить внешнюю кампанию исключительно на принципе благотворительности, не имея действительной заинтересованности в изменении жизни к лучшему, может быть воспринято обществом как недостоверное и негативное. Подлинное социально-ответственное предпринимательство включает в себя истинное стремление к положительным переменам.
Вместо вывода: как я уже сказал, в руках крупных корпораций сосредоточено больше ресурсов и возможностей влияния на благополучие общества и социального фона страны. Тем не мене, небольшие компании — это тоже огромная движущая и созидательная сила.
Я очень люблю притчу про мальчика на побережье, который кидал звезды в море. Их было много, он, конечно, не помог бы всем, но делал все возможное для тех единиц, кому успеет помочь.
В конце концов, если наш вклад как бизнеса сделает лучше даже всего одну человеческую жизнь — разве этого мало?
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты