Как перенимать опыт кумиров, чтобы раскрыть собственный потенциал
От чужого опыта к собственному: Анна Рудакова об использовании ролевых моделей в построении личного брендаЭксперт по аутентичному лидерству и раскрытию потенциала, личной стратегии развития, построению личного бренда. Мотивационный спикер, спикер TED, ментор, бизнес-тренер, CHO certified.
В июне 2024 года в WE University стартует образовательная программа «Система личного бренда», состоящая из 5 модулей. Ведущим курса выступает Анна Рудакова, основатель форума и премии Woman Who Matters и создатель образовательной среды WE University. Анна является ярким примером человека, самостоятельно построившего личный бренд в сфере женской повестки, форумов и образования. Образовательная программа сочетает практический опыт Анны со всеми мифами, ошибками и стереотипами, с актуальной теорией и мировыми исследованиями в области развития личного бренда. В сегодняшней колонке Анна, сама ставшая ролевой моделью для многих женщин, рассказывает о значении ролевых моделей в построении личного бренда.
Если архетипы в личном брендинге — это универсальные образы или символы, заключенные в коллективном бессознательном, то ролевые модели, наоборот, используют максимально личные и персонифицированные образы.
Ролевая модель в личном бренде — это образ, который ты примеряешь на себя, присваивая себе суперсилу его обладателя, чья история вдохновляет и возбуждает интерес. Это почти то же самое, что кумиры или примеры для подражания. Отличие в том, что мы не просто любуемся или восхищаемся своими героями, а заимствуем их поведение и подходы на практике. Именно ролевая модель — ключ к тому, чтобы быстро увидеть свои векторы развития и сформировать собственный аутентичный бренд.
Мой личный опыт
Я убеждена, что примеры намного лучше иллюстрируют весь научный материал, хотя именно на российских и западных исследованиях о личном бренде построен мой курс. Поэтому о вдохновении и построении личного бренда хочу рассказать на собственном примере. Для меня эта история — возможность самой себе напомнить, что ежедневный труд и искреннее горение своим делом способны привести к качественному результату.
Я всегда смотрела на примеры конкретных людей, достигших успеха, — например, американских предпринимательниц, которые в молодом возрасте заработали много денег — Сара Блейкли, Опра, Бейонсе, София Амуроза, Шерил Сэндберг и десятки других потрясающих женщин. Я прочитала и посмотрела практически все их интервью. Подробно изучала как они это сделали, как они мыслили, и копировала их образ поведения.
Кроме того, за годы работы в своей сфере мне посчастливилось общаться с огромным количеством крутых мужчин и женщин — CEO и президенты российских и международных компаний, лидеры отраслей, женщины из советов директоров Fortune 500, и многие из них стали моими менторами. Я изучала и впитывала их привычку говорить и подавать себя, перенимала образ мысли и поведение успешных людей. Пока однажды не заметила, что сама стала объектом для копирования. И уже я начала вдохновлять других.
Я также изучала и анализировала, что другие люди и компании делают в той же сфере, что и я. Например, в Париже есть очень крупная конференция по женскому лидерству и развитию — и я поехала туда. Это был вызов: одна, на большой конференции, страшно, еще и перед проведением собственного форума! Но я сделала это усилие, потратила деньги и посмотрела, что делают мировые лидеры, и что я могу трансформировать под себя.
Другой бы сказал — ну конференция и конференция. Но я изучила каждый прессвол, каждый логотип, все организационные моменты, как и что они делают. Изучила деятельность основательницы и ее историю — почему она начала работать в этой сфере и где еще проводит конференции. Плюс ко всему, я анализировала смежные компании и смотрела, какие продукты они выпускали, как позиционировали свое дело, а как — себя, оставались ли в тени лидеры этих компаний или развивали публичность и проявлялись через личный бренд. Насмотренность и критическое мышление мне здесь очень помогли.
Впоследствии я посетила все форумы и конференции в России и Европе, связанные с женской повесткой и смежными темами. Я изучала как сами мероприятия, так и их организаторов, путь их основательниц, их личный бренд.
Не копировать, а вдохновляться
Использовать ролевую модель в личном бренде — не значит строить свой личный бренд по чужому лекалу. В первую очередь это анализ и подбор инструментов под себя, исходя из опыта лучших. Вы можете перенять образ мышления, но сохранить свою аутентичность, а собственную фактуру накладывать на успешные практики других людей.
Люди, являющиеся ролевыми моделями для других, часто сами рассказывают о собственных ролевых моделях и о том, кто их вдохновлял и на кого они ориентировались в разные периоды своей жизни. Так, например, одна из самых успешных и влиятельных женщин в мире Опра Уинфри рассказала, что наибольшее влияние на ее становление оказала ее учительница в начальной школе, Мэри Дункан. В 1989 году Опра пригласила своего старого учителя на ток-шоу и рассказала ей, как ее вера и поддержка изменили ее жизнь: «Благодаря Вам я всегда чувствовала, что могу покорить мир. Вы сделали именно то, что должны делать учителя!».
Сама Опра выступила ролевой моделью для многих, в том числе ставших суперизвестными людей, например для Бейонсе, которая называет Опру одной из самых значимых для себя ролевых моделей, описывая ее как «воплощение вдохновения и силы» и «путеводная звезда на протяжении всей своей карьеры».
Изучение ролевых моделей в программе «Система личного бренда» — это в том числе изучение конкурентов. Потому что одна из частых ошибок — игнорирование опыта конкурентов в своей отрасли. Как мы это делаем и какие инструменты даем на курсе?
Во-первых, алгоритмы сравнительного анализа с личными конкурентами. Главная цель — выявить свои сильные стороны, которые чаще всего осознаются именно в сравнении с другими участниками рынка. И первый этап — это правильный выбор конкурентов для анализа. Это прямые конкуренты (специалисты в той же сфере, что и ваша), непрямые (смежные отрасли) и мировые лидеры (те до кого вы еще не доросли, но с кем полезно себя сравнивать).
Второй шаг — непосредственно анализ исходных данных: как давно человек или компания на рынке, каковы продукты и проекты, ценовой сегмент и его место в сопоставлении с конкурентами, каковы площадки и каналы для продвижения, кто целевая аудитория и как она себя ведет.
Третий шаг — контент и ключевые темы, визуальные образы, сильные и слабые стороны конкурента. Изучение не только «фишек» и «изюминок», но и слабых мест — поможет не только не допустить аналогичных ошибок, но и отстроиться от конкурента, сформировать свое УТП и УЛП (уникальное торговое и уникальное личное предложение).
Как использовать ролевые модели
Личный бренд — культура влияния и управления своим образом, которая помогает получить признание, известность, выстроить репутацию, основанную на вашей уникальности и аутентичности. Личный бренд — это новая валюта, ваш третий паспорт, собирательный образ идеального «я», который дает свободу и открывает возможности для проявления себя в мире.
Почему же тогда для развития личного бренда мы используем чужие ролевые модели? Потому что они уже заявили о себе на огромную аудиторию. Такие ролевые модели — про масштаб личности, про расширение рамок и новый уровень! Благодаря выявлению и описанию своих ролевых моделей мы создаем основу своего бренда через выявление своих настоящих ценностей. Ведь сильнее всего мы реагируем на то, что созвучно нашей уникальности.
Определиться с трендами и выбором ролевых моделей могут помочь трендовые каналы — для кого-то это будут деловые СМИ, для кого-то — ТикТок, для кого-то — международные конференции. Для дальнейшей работы с ролевыми моделями ответьте на следующие вопросы:
- Кто вас вдохновляет с эстетической точки зрения? Например, в визуале соцсетей, в оформлении своих продуктов и сайтов. Что именно вас в этом вдохновляет? Почему вас это цепляет?
- Кто вас вдохновляет своей манерой речи, подачей информации? Кого вам нравится слушать? Какие «фишки» в обращениях этих людей в соцсетях вы для себя отмечаете?
- За кем вы следите, кто транслирует те же ценности, что и вы? Какие это ценности? Что вы разделяете? Что в транслировании этих ценностей вам нравится?
- Чья миссия из тех, кто вам нравится, близка? С помощью чего эти люди транслируют свою миссию?
Возьмите паузу и поразмышляйте над этими вопросами, они позволят выстроить успешный маршрут и показать к какому результату в построении личного бренда вы готовы прийти.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль