РБК Компании
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая ко Дню предпринимателя
Получить скидку
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая
ко Дню предпринимателя
Получить скидку

Архетипы брендов: как их использовать в личном брендинге

Архетипы в личном брендинге влияют на три главных составляющих: позиционирование, визуал и стратегия продаж
Архетипы брендов: как их использовать в личном брендинге
Анна Рудакова
Анна Рудакова
Основатель форума и премии для женщин Woman Who Matters. Создатель образовательной среды WE University

Эксперт по аутентичному лидерству и раскрытию потенциала, личной стратегии развития, построению личного бренда. Мотивационный спикер, спикер TED, ментор, бизнес-тренер, CHO certified.

Подробнее про эксперта

Коротко об архетипах и их роли в брендинге

Древнегреческое слово ἀρχέτυπον (архетип) переводится как оригинал, подлинник, первообраз. В психологии — это образы или символы, которые заключены в коллективном бессознательном, а потому являются универсальными, такие как образ матери или мудреца. Основоположник аналитической психологии Карл Юнг считал, что архетипы не зависят от культурных, религиозных или географических признаков и понятны всем людям без исключения. А если есть что-то универсально понятное любой аудитории — оно непременно войдет в арсенал тех, кто работает с образами и смыслами. Поэтому архетипы широко применяются специалистами по брендингу, рекламе, PR и маркетингу. 

Основная задача такой работы — наладить эффективное взаимодействие с целевой аудиторией, вызвать доверие и запомниться. Самому бренду это позволяет создать портрет потенциального покупателя, осознать мотивы его поведения, а также барьеры в каждой точке соприкосновения. Кроме того, использование архетипов помогает оптимизировать HR-критерии и позволяет создать более гармоничную и сбалансированную корпоративную культуру. В конечном итоге, их применение способствует созданию собственного уникального бренда.

Какие существуют архетипы брендов

Популярное сейчас деление брендов на архетипы было предложено маркетологом Маргарет Марк и психологом Кэрол Пирсон в книге «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов» в 2001 году — спустя почти век после того, как понятие архетипа в психологии было сформулировано Карлом Юнгом.

Архетип бренда, если говорить научно, — это универсальный образ, совокупность определенных качеств, характеристик, ценностей и паттернов коммуникации.

Архетипы брендов: как их использовать в личном брендинге

Марк и Пирсон выделяют 12 архетипов в 4 группах:

  1. Стратегия экспертизы (индивидуализма), архетипы — наивный, искатель и мудрец. Этой группе свойственны самопознание и самосовершенствование: духовный рост, размышления о мироздании и своем месте в нем, желание идти собственным путем. Представителями этой стратегии считаются Starbucks, Google, Amazon, Coca-Cola и McDonald's.
  2. Стратегия лидерства (изменений), архетипы — герой, бунтарь и волшебник. Группа этих архетипов отличается готовностью принимать на себя риски, проявлением мастерства, потребностью в достижении результатов и честолюбии. Примеры: Apple, Nike, Tesla, Telegram.
  3. Стратегия коммуникации (принадлежности), архетипы — славный малый, любовник и шут. Данная стратегия ориентируется на социальные отношения, общение с людьми и ощущение единения с близкими по духу. Представители этой стратегии применяют механизмы социального влияния. Примеры из мира бизнеса: Ford, TikTok, Ikea, Skittles.
  4. Стратегия мастерства (стабильности), архетипы — родитель, творец и правитель. Ее выбирают те, кто нуждается в безопасности и стабильности. Это подразумевает материальный обмен, а также ориентир на власть и контроль. Примеры: Mercedes, Chanel, Revolut, Uber, YouTube, Rolls-Royce.

Как использовать архетипы брендов в личном брендинге?

Использование архетипов в брендинге — это попытка придать бизнесу индивидуальные человеческие характеристики. В случае с личным брендингом нам не нужно придумывать себя, нужно лишь структурировать и правильно подсветить собственные черты.

Самая главная ошибка при использовании архетипов в личном брендинге — попытка запереть себя в рамках одного архетипа, создав тем самым плоский образ. Сильные личные бренды проявляют и сочетают в себе 2–4 архетипа. Какой-то архетип больше проявляется в визуальной и коммуникационной части, какой-то — в выборе тем и подаче, какой-то — в личной миссии и философии.

Архетипы в личном брендинге влияют на три главных составляющих: позиционирование, визуал и имидж, стратегия продаж.

Примеры архетипов в личном брендинге

Приведенные ниже рамки и описания не догма, поскольку архетипы в личном брендинге на являются чем-то статичным, они эволюционируют из одного в другой и сосуществуют друг с другом. Примеры личных брендов я намеренно взяла только из числа наших с вами современников.

Также важно понимать, что архетип — это набор черт, а не роль: архетип шута свойственен не только представителям индустрии развлечений, а архетип родителя — не только и не столько родителям. Так, например, один из самых богатых людей планеты (и по совместительству один из самых популярных блогеров) Илон Маск легко укладывается и в архетип правителя, и в архетип шута, бунтаря и изредка — славного малого.

1. Наивный

Ниши и тематики: исполнение желаний, просветление, йога, здоровое питание, ЗОЖ, работа с детьми, эко-тематика, чистое творчество, актерство.

Контент и визуал: эмоциональный, легкий, простой, доверительный, открытый, позитивный.

Стратегия продаж: обещание простых и быстрых результатов, сказки, призыв сойти с дистанции, расслабиться и наслаждаться жизнью.

Примеры личных брендов: Рената Литвинова, Елена Блиновская, Вуди Аллен.

2. Искатель

Ниши и тематики: поиск себя, самореализация, путешествия и ретриты, трансформационные курсы, фриланс и удаленный бизнес, маркетинг.

Контент и визуал: свободный и многовариативный, постоянно в движении и обучении, большое количество лайфхаков и оптимизаций, нетворкинг, сериальный формат контента.

Стратегия продаж: через призыв к выходу из зоны комфорта к свободе и независимости, через возможности удаленной работы, через новейшие тренды.

Примеры личных брендов: Жак-Ив Кусто, Федор Конюхов, Регина Тодоренко.

3. Мудрец

Ниши и тематики: эксперты и узкопрофильные ниши, университеты, ИТ, советники, консультанты, аналитики. 

Контент и визуал: экспертный, интеллектуальный, с призывом к обсуждениям, дискуссиям, образовательные форматы.

Стратегия продаж: через трансляцию экспертности, через аргументы и факты, исследования и выводы, системный подход.

Примеры личных брендов: Барак Обама, Владимир Познер, Анастасия Тарасова, Андрей Курпатов.

4. Герой

Ниши и тематики: спорт, фитнес, соревнования, конкурсы, борьба с недостатками, сила воли, самосовершенствование.

Контент и визуал: непрерывная мотивация на достижение поставленных целей.

сильная, уверенная подача, собственный пример, демонстрация препятствий и их преодоления, сообщество достигаторов.

Стратегия продаж: через историю преодоления и достижения результата, через чужой пример и сравнение, через вызов.

Примеры личных брендов: MrBeast, Тимати, Хабиб Нурмагомедов, Арнольд Шварценеггер, Тони Роббинс.

5. Бунтарь 

Ниши и тематики: открытие своей дикой инстинктивной части, сексуальность напоказ, салоны тату и пирсинга. 

Контент и визуал: атмосфера бунта против системы, поведение на грани, резкие высказывания, мат, шоковое поведение, агрессия, вызов.

Стратегия продаж: через шоковый контент, через леденящие кровь истории, призывы освободиться от оков сложившегося порядка, через разрушение стереотипов.

Примеры личных брендов: PewDiePie, Сергей Шнуров, Евгений Чичваркин (признан иностранным агентом в РФ), Жан-Поль Готье.

6. Волшебник

Ниши и тематики: тайны подсознания, просветление, эзотерические и энергопрактики, целительство, астрология, нумерология, таро.

Контент и визуал: глубокий, многомерный, мистический, завораживающий.

Стратегия продаж: через харизму и влияние, тайну, иррациональность, через поражающие воображение результаты.

Примеры личных брендов: Гвинет Пэлтроу, Тати Уэстбрук (Tati Westbrook), Роберт Оксузян.

7. Славный малый

Ниши и тематики: любые тематические сообщества по интересам, тимбилдинг, HR, вечеринки и развлечения.

Контент и визуал: простой и понятный язык без статусов и налета элитарности, теплое дружеское общение на равных, поддержка, позитивность и открытость, трансляция ценностей дружбы.

Стратегия продаж: простая упаковка, простые и понятные функции, акции типа «Отметь друга», движуха и массовость.

Примеры личных брендов: Чарли Д’Амелио, Саша Митрошина.

8. Любовник

Ниши и тематики: красота, уход за телом, спа, массаж, мода, стиль, интерьер, духи, украшения, аксессуары, вино, изысканная кухня, сексуальность, женственность, любовь и отношения, наслаждение, работа с голосом.

Контент и визуал: изысканная эстетика, много чувств, эмоций, переживания, ощущения, соблзан, красота.

Стратегия продаж: через сексуальную привлекательность, через страсть к своему делу, через обещание популярности/привлекательности.

Примеры личных брендов: Гордон Рамзи, Настасья Самбурская, Роузи Хантингтон-Уайтли. 

9. Шут

Ниши и тематики: индустрия развлечений, стендапов и юмора, шоу и развлечения, геймификация в бизнесе, ивенты.

Контент и визуал: яркий, удивляющий, привлекающий внимание, легкий, часто на хайпе, трендах, наслаждение жизнью в моменте, непрерывное действие.

Стратегия продаж: через спонтанность, безумную энергетику, хайп, иронию и вау-эффекты, через снижение градуса важности и иронизирование над проблемами.

Примеры личных брендов: Илон Маск, Анастасия Ивлеева, Павел Воля.

10. Родитель

Ниши и тематики: физическое и ментальное здоровье, образование и курсы, менторинг, коучинг, терапия, домашний уют, уход за людьми и животными, благотворительность.

Контент и визуал: комфортное, теплое и уютное пространство роста, естественная и искренняя забота о своей аудитории, вовлеченность в проблемы аудитории, разнообразные советы и подборки.

Стратегия продаж: через неравнодушное отношение, сервис и комфорт.

Примеры личных брендов: доктор Комаровский, Михаил Лабковский, Валерия Чекалина, Анджелина Джоли.

11. Творец

Ниши и тематики: творчество, хенд-мейд, фото, литература, искусство, мода, стиль, дизайн, имидж, стиль, реклама, режиссура, сторителлинг, актерское мастерство. 

Контент и визуал: яркий, нестандартный, уникальный, нешаблонный, импульсивный, творческий беспорядок, процессы креатива.

Стратегия продаж: через призыв к свободе и самовыражению, через обещание развить креативное мышление, возможность стать уникальным в своем роде.

Примеры личных брендов: Гоар Аветисян, Ида Галич, Норман Фостер.

12. Правитель

Ниши и тематики: бизнес, деньги, инвестиции, закрытые клубы и сообщества, нетворкинг и влияние, юридические, аудиторские услуги, банки, страхование, профильные эксперты по сложным тематикам.

Контент и визуал: трансляция статуса, престижа, богатства, четкая организация контента, множество кейсов, тайм-менеджмент, контроль и порядок в ленте, трансляция власти над собой и миром.

Стратегия продаж: через безупречный стиль и манеры, через уверенность и демонстрацию статуса, через показатели эффективности и доходности, через кейсы и обещания партнерства.

Примеры личных брендов: Герман Греф, Павел Дуров, Ксения Собчак.

Как это применять?

  • Прочитайте описание всех 12 архетипов, если есть возможность, то изучите первоисточник — книгу «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов» Маргарет Марк и Кэрол Пирсон.
  • Выберите 2–4 наиболее близких вам архетипа.
  • Протестируйте этот микс в собственных соцсетях, найдите тот формат и сочетание, в котором вам наиболее комфортно. На этом этапе не ориентируйтесь на отклик у аудитории, концентрируйтесь на том, что важно именно вам.
  • Проанализируйте собственные подписки в соцсетях, чтобы отследить свои архетипические предпочтения.

Примеры успешных блогеров с сильным личным брендом наглядно подтверждают важность архетипа, так как он рассказывает вашей целевой аудитории, кто вы, чем вы занимаетесь и чем вы отличаетесь от других. Понимание архетипа (архетипов) личного бренда оказывает воздействие и на стиль коммуникации с аудиторией, и на выбор визуального стиля и тексты, и на рекламу и другие важные составляющие, влияющие на развитие вашего личного бренда. 

Осознанно выбранный архетип помогает выразить уникальность вашего личного бренда и выделиться на фоне конкурентов, способствует выработке более четкой и конкретной стратегии, миссии и ценностей — всего того, что составляет суть и основу бренда. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
8 мая 2013
Регион
г. Москва
ОГРНИП
313774612801130
ИНН
771988256559

Контакты

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия