РБК Компании

Вовлеченность россиян начала расти впервые за 5 лет

ЭКОПСИ проводит исследования вовлеченности персонала 13 лет. За это время в них приняли участие более 1000 компаний из всех отраслей экономики
Всероссийский мониторинг вовлеченности персонала

Согласно данным Всероссийского мониторинга вовлеченности персонала, который ежегодно с 2010 года проводит компания «ЭКОПСИ», вовлеченность россиян начала расти впервые за последние 5 лет, достигнув показателя 69% (см. диаграмму 1). Начав снижаться в 2019 году (с 75% до 74%) и резко упав во время пандемии 2020 года (до 69%), вовлеченность россиян плавно продолжала опускаться и дальше, вплоть до 2022 года, когда она составила всего 66%.

Всероссийский мониторинг вовлеченности позволяет в динамике оценивать вовлеченность, которая в свою очередь влияет на эффективность сотрудников, текучесть персонала, силу бренда работодателя и бизнес-бренда. Вовлеченность — интегральный показатель, который также характеризует внутреннее состояние сотрудников.

«Мы давно заметили, что индекс вовлеченности прямо коррелирует с экономическими кризисами, общей обстановкой в стране и в мире. Так было и после кризиса 2008 года, и во время пандемии в 2020. Но вовлеченность продолжила плавно снижаться и после 2020 года, — отмечает партнер «ЭКОПСИ», руководитель практики, проводящей исследования вовлеченности, Андрей Онучин. — 2023 год стал первым за последние 5 лет, когда мы заметили положительную тенденцию: уровень вовлеченности вернулся к пандемийному. В этой связи будет особенно интересно посмотреть на результаты 2024 года. Сохранится ли этот положительный тренд — пока большой вопрос».

 

Вовлеченность россиян начала расти впервые за 5 лет
Диаграмма 1

Эксперты также отметили ряд других любопытных тенденций в данных исследования.

Выросло количество сотрудников (+5,7 процентных пунктов (п. п.)), которые положительно оценивают свои доходы. В 2023 году сотрудники отметили положительные изменения в своих доходах.  Вопрос: «Уровень моих доходов соответствует моему профессиональному уровню и личному вкладу в общий результат» получил на 5,7п. п. больше положительных ответов, чем в 2022 году (изменение с 21,1пп до 26,8пп).  «Столкнувшись с дефицитом персонала в 2023 году многие компании постарались купировать риски, индексируя зарплаты своим сотрудникам. Но надо понимать, что многие из них исчерпали возможности материальной стимуляции и в 2024 году надо будет искать иные пути», — добавляет Андрей Онучин.

В исследовании эксперты анализируют различные показатели вовлеченности, распределяя их по степени влияния на вовлеченность и степени удовлетворенности сотрудников. В сектор с высоким влиянием на вовлеченность и в целом удовлетворяющие сотрудников попали «Атмосфера и коллеги», «Бизнес-процессы», «Коммуникация». Несмотря на положительную динамику сотрудники по всей стране продолжают стабильно низко оценивать показатели «Компенсация» и «Оценка и признание», в то время как они являются одними из самых главных по своему влиянию на вовлеченность. Надо отметить, что общая оценка компенсации стабильно низкая всегда и во всех странах, особенно среди рабочего персонала. Если сотрудники оценивают свою зарплату как достаточную, скорее всего им переплачивают.

«Оценка и признание» — один из ключевых факторов, влияющих на вовлеченность, гораздо больше, чем зарплата. Если для компенсации находиться внизу — нормально. То с оценкой и признанием — нет. Люди не чувствуют, что оценены компанией. Этот фактор также отражает, насколько, по мнению человека, он соответствует занимаемой должности в глазах коллег, получает обратную связь о своей успешности в работе. Как видно из диаграммы 2, показатели у этого фактора крайне низкие. «Если люди не получают похвалы, то быть вовлеченными им намного сложнее, а руководители в России не умеют и не любят хвалить подчиненных», — поясняет Андрей Онучин.

Сотрудники стали на 17% больше доверять руководителям. По итогам 2023 года наибольший прирост, почти на 17% (с 57% до 74%), был выявлен в вопросе «Мой руководитель является неформальным лидером», что означает рост доверия непосредственному руководителю.

Внутренние коммуникации страдают в большинстве компаний. Важный показатель, который ухудшился за последний год — коммуникация внутри компании (снижение почти на 5%, с 70% до 65,3%): сотрудники отмечают недостаточность и несвоевременность информирования. В турбулентные времена возможность получения оперативной, актуальной информации ценится сотрудниками гораздо больше, чем в период стабильности. Именно это отразилось в результатах опроса.

С полной версией результатов Всероссийского мониторинга вовлеченности персонала можно ознакомиться по ссылке.

О Всероссийском мониторинге вовлеченности и модели вовлеченности «ЭКОПСИ»

Всероссийский мониторинг вовлеченности проводится компанией «ЭКОПСИ» уже 13 лет. За это время в исследовании приняли участие более 1000 компаний из всех отраслей экономики.  Участие в исследовании бесплатное.

Модель вовлеченности «ЭКОПСИ» состоит из трех элементов: увлеченность работой, приверженность компании и инициатива.

Паспорт исследования

  • 48% мужчин, 52% женщин.
  • 74% специалистов, 26% руководителей.

В исследовании принимали участие сотрудники от 21 года, основная масса участников — от 30 до 45 лет.

Трудовой стаж основной массы респондентов — до 5 лет — 63%, от 5 до 10 лет — 20%, более 10 лет — 17%.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации05.08.2002
Уставной капитал800 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Тверской, пер. 4-й Лесной, д. 4, офис 473 этаж 4
ОГРН 1027710002759
ИНН / КПП 7710434132 771001001
Среднесписочная численность168 сотрудников

Контакты

Адрес 127015, Россия, г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 1, 17 этаж, БЦ «Савеловский Сити»
Телефон +74956450040

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия