РБК Компании
Главная JVO 14 августа 2024

Онлайн-торговля зашла на второй круг

Маркетплейсы в своем развитии повторяют путь любого бизнеса — сначала укрупняются, а потом сегментируются. Сейчас оба процесса происходят одновременно
Онлайн-торговля зашла на второй круг
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Midjourney
Алексей Егоров
Алексей Егоров
Сооснователь и главный методолог расширенной аналитики для управления товарным бизнесом на маркетплейсах

В 2022 году совместно с рядом предпринимателей и топ-менеджеров основал компанию JVO, став резидентом «Сколково» и членом Московского инновационного кластера.

Подробнее про эксперта

Маркетплейсы в своем развитии повторяют путь любого бизнеса сначала укрупняются, а потом сегментируются. Сейчас мы наблюдаем сразу оба процесса: интернет-площадки агрегируют билетные и туристические услуги, а торговля ширпотребом становится все более нишевой.

В России снова растет количество брендов и небольших онлайн-магазинов. За полгода их стало на 38% больше, а обороты выросли на 73%. Маркетплейсы пока забирают себе львиную долю рынка, но растут медленнее. Причина в двух фундаментальных процессах.

По меткому выражению экс-СЕО Netscape Джима Барксдейла, есть только два способа делать бизнес бандлинг и анбандлинг: несколько продуктов объединяются в один бизнес, или бизнес, наоборот, сегментируется по продуктам.

Анбадлинг — не бегство, а процесс

Раньше весь e-commerce был сосредоточен во множестве интернет-магазинов. Они постепенно объединились в маркетплейсы. Объемы торговли выросли. Но на маркетплейсах многократно выросла и конкуренция. Малый бизнес на равных вынужден конкурировать с большими брендами за место в рейтинге и поисковой выдаче вне зависимости от географии. Продажи получают первые несколько десятков магазинов в выдаче по товару.

Тысячи селлеров с хорошим и недорогим товаром не могут конкурировать с лидерами по УТП уникальному торговому предложению. Только по цене. В результате маржинальность и в целом привлекательность бизнеса на маркетплейсах падает. Тем более, что торговые площадки могут почти бесконтрольно повышать комиссии. Например, общая комиссия для продавцов Amazon сейчас около 55%. Такое же будущее светит и селлерам российских маркетплейсов.

Постепенно в топе выдачи на торговых площадках собираются товары примерно одинаковые по качеству и характеристикам. Покупатели начинают выбирать конкретные магазины с определенными наименованиями или брендами, например, бытовой химии или продуктов, и перестают пользоваться внутренним поиском маркетплейса. Магазины включают собственные программы лояльности и переводят покупателей на свои ресурсы. Для многих брендов продвижение на маркетплейсах становится частью омниканальной стратегии взаимодействия с потребителем. Кстати, об омниканальности в нашем подкасте мы подробно поговорили с Иваном Будником, директором департамента электронной коммерции Gulliver Group. 

Одновременно продавцы стараются догнать маркетплейсы по скорости доставки и развивают собственную логистику. Происходит циклический анбандлинг.

Бандлинг — не монополия, а трансформация

Один из лидеров рынка e-commerce туризм. За полгода оборот турагентств вырос на 53%, количество оплат на 17%.  Причина все большее предложение со стороны туриндустрии на крупнейших торговых площадках.

Турагентства вышли на маркетплейсы, а маркетплейсы открыли для себя новые ниши продажи туров, билетов и бронирования отелей. Эти сферы бизнеса находятся в стадии бандлинга, то есть объединения. Пока агентствам выгодно так торговать туристическими продуктами.

Индустрия внутреннего тризма в стране растет, а маркетплейсы самый доступный и понятный способ для многих небольших туристических комплексов и местных принимающих сервисов найти своих клиентов. Это те же люди, что покупают на маркетплейсах спортинвентарь и товары для отдыха. Большинство их пока не ушло на специализированные ресурсы.

Можно предположить, что скоро маркетплейсы начнут делать скидки за счет собственных программ лояльности, и отнимут у турагентов существенную долю рынка.

Билетный бизнес сложнее устроен, закрыт и зарегулирован, но и здесь у маркетплейсов есть фора в виде гигантских ресурсов, чтобы успеть занять рынок онлайн-бронирований с уходом международных игроков.

А затем, уже внутри категорий на маркетплейсах произойдет очередное нишевание, и снова появится спрос на более специализированные услуги с участием посредников будь то билеты на определенные виды речных трамвайчиков, элитный избинг или купание в гейзерах. Очередной бизнес-круг замкнется, и придет что-то новое. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации06.04.2023
Уставной капитал13 699,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Филевский Парк, ул. Барклая, д. 6 стр. 5, помещ. 8н
ОГРН 1237700262172
ИНН / КПП 7730303699 773001001

Контакты

Адрес 121087, Россия, г. Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 5, пом. 8Н
Телефон +74993220933
E-mailhi@jvo.ru

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия