РБК Компании

Как найти наставника и не ошибиться с выбором

92% малых предприятий из 200 опрошенных финансовой тех. компанией Kabbage заявили, что наставники/менторы напрямую влияют на рост и выживание их бизнеса
Как найти наставника и не ошибиться с выбором
Елена Челокиди
Елена Челокиди
основатель «Центра развития коучей и менторов Елены Челокиди»

Президент Ассоциации профессиональных командных коучей и бизнес-менторов, Коуч высшей международной индивидуальной и командной категории MCC и АСТС ICF

Подробнее про эксперта

Если мы заглянем в историю, то увидим, что наставничество отнюдь не изобретение нашего времени. Еще Сократ был наставником и учителем Платона, Платон — Аристотеля, Гайдн — Бетховена и тд.

Также в истории есть достаточно примеров, когда учитель становится больше, чем каналом передачи знаний, и является вкладом в большее развитие человека.

Хороший и обученный наставник может помочь человеку стать более эффективным, освоить новые навыки, обрести большую уверенность в себе и научиться принимать более логичные решения.

А самому наставнику развивающая история расширяет кругозор, усиливает навыки лидерства и межличностного общения, дает новые идеи и озарения.

В бизнес сфере наставники, как правило, обладают большим опытом и могут дать свежий взгляд на проблемы, могут помочь найти больше возможностей для нетворкинга, создания потенциального сотрудничества и проектов. А также помочь принять правильное решение, минимизировать последствия неверных шагов и отточить управленческие навыки.

При выборе наставника часто совершаются одни и те же ошибки, поэтому стоит обратить внимание на:

1. Релевантный опыт

При выборе наставника необходимо уделять внимание его реальному практическому опыту в конкретной сфере, в которой сейчас важно развиваться. Часто фокус внимания смещается на внешний антураж, а не на то, в чем конкретно разбирается выбранный наставник. Однако только погруженный эксперт может предоставить действительно ценные уроки и поделиться инсайтами, чтобы избежать типичных ошибок в конкретной нише.

Помимо опыта в предметной области, важно учитывать опыт человека в роли наставника. Задавайте вопросы о предыдущих подопечных, успехах в наставничестве и методах обучения. Это позволит лучше понять, насколько эффективно наставник может руководить развитием.

2. Коммуникативные качества

Многие при выборе наставника не задумываются об особенностях его общения. Просто обладать необходимыми знаниями для наставника недостаточно. Наставника важно выбирать и с точки зрения человеческих коммуникативных качеств. Он должен отличаться коммуникативными качествами, которые обеспечивают эффективное взаимодействие с теми, кого за собой ведет. Это подразумевает, прежде всего, стиль общения, который комфортен именно для подопечного. 
Одно из главных — комфорт восприятия, как наставник общается, причем как формально, так и неформально. Это позволит эффективно взаимодействовать и создаст атмосферу, необходимую для плодотворного сотрудничества и роста.

Еще одна из рекомендаций, с точки зрения совместимости, находить наставника не похожего на подопечного. Это даст возможность увидеть проблему или решение задачи с совершенно неожиданной стороны.

3. Стиль наставничества

У всех людей разные стили общения. Некоторые более общительны и стремятся поговорить, другие наоборот более сдержаны. Некоторые предпочитают предоставлять информацию и указания, в то время как другие предпочитают подходить более мягко, уделяя больше внимания мотивации и развитию личности. Поэтому вначале может быть трудно найти точки соприкосновения, но постепенно в паре наставник и наставляемый приходит узнавание друг друга, находятся способы корректировать стиль наставничества и коммуникации.

Чтобы наставничество было успешным, участники должны быть преданы процессу, важно «на берегу» обратить внимание на систему коммуникации, в которой работает выбранный эксперт.

В этом может помочь контракт, в котором будут изложены ожидания и роли. Например, можно определить расписание встреч и их продолжительность.

4. Стоимость услуг

Одной из важных ошибок при выборе наставника является ориентация только на стоимость его услуг. Вполне очевидно, что есть наставники с более высоким ценником, есть с меньшим.

Стоимость не имеет прямую корреляцию с качеством —  рассматривайте этот фактор комплексно, чтобы определить возможную общую эффективность процесса наставничества.

5. Формат взаимодействия

Современные технологии позволяют общаться как очно, так и дистанционно. Это может существенно повлиять на выбор эксперта. Уточните у наставника его предпочтения и определите, насколько важно личное общение. Например, кому-то очень важно лично встречаться с человеком, а это, естественно, сильно сузит географию поиска наставника.

Если резюмировать все вышесказанное и подбирать наставника именно таким образом, то работа с ним приведет к большей эффективности, новым навыкам и принятию решений, значительно расширяющих ваши возможности.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации05.06.2014
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Московская область ХИМКИ ГОРОД ХИМКИ УЛ ЛАВОЧКИНА 13 ОФИС 37, ПОМЕЩ. 5,
ОГРН 1145047006015
ИНН / КПП 5047155714 504701001

Контакты

Социальные сети