РБК Компании

Как поднять активность в корпоративном обучении выше 90%

Активность сотрудников в корпоративной школе ГТЛК из 500 человек на LMS/LXP Distant Global выше 90%. Какие инструменты цифровизации способствуют этому
Как поднять активность в корпоративном обучении выше 90%
Наталья Абабий
Наталья Абабий
Руководитель LMS/LXP-платформы Distant Global

Эксперт в области управления знаниями, EdTech-рынка и цифровых образовательных платформ. Технологический предприниматель. Совладелец группы компаний WINbd (обучение/консалтинг, топ RAEX).

Подробнее про эксперта

Актуальность цифровизации корпоративного обучения

Нехватка кадров, их низкая квалификация и отсутствие вовлеченности в обучении — пожалуй, ключевые проблемы, которые компании активно пытаются решить посредством цифровизации корпоративного обучения. Согласно данным отчетов McKinsey, 69% организаций сегодня тратят больше времени на обучение сотрудников, чем до кризиса.

Основные драйверы роста EdTech-рынка, как и несколько лет назад, остаются прежними.

  • Повышение квалификации сотрудников в быстро меняющихся условиях ведения бизнеса.
  • Снижение затрат на корпоративное образование.
  • Персонализация обучения.

Рынок корпоративного обучения кардинально изменяется под влиянием цифровых технологий. Внедрение Learning Management Systems (LMS) и Learning Experience Platforms (LXP) стало ключевым фактором этих преобразований. Такие платформы облегчают процесс управления обучением и обеспечивают глубокую аналитику и индивидуальный подход при обучении каждого сотрудника.

По данным «Интерфакса» в 2023 году объем российского EdTech-рынка составил порядка 120 млрд руб. Ожидается, что к концу 2024 года он увеличится на 15-20%, поскольку компании, инвестирующие в цифровизацию обучения, демонстрируют большую эффективность и удержание сотрудников.

Текущие задачи и их решения

До сих пор некоторые компании в корпоративном образовании используется ручной сбор статистики в MS Excel, что само по себе затрудняет процесс, и традиционный метод обучения, в котором главная роль отводится преподавателю. У такого метода есть ряд недостатков.

  • Нет адаптации. Обучение запускается формально и не связано с достижением компании стратегически важных целей.
  • Нелегко совмещать с работой. Вовлеченные в работу сотрудники воспринимают обучение как дополнительную нагрузку и не знают, как совместить ее с работой.
  • Нет экономической выгоды. У формального образования нет связи с экономической выгодой от его запуска.

Для решения указанных задач появляются новые решения — переход к смешанному методу обучения, персонализации и использованию LMS/LXP–систем. С их помощью можно определить уровень компетенций сотрудников и адаптировать обучение под их актуальные запросы. В результате вовлеченность сотрудников растет, они на 15-25% активнее включаются в обучение, находя для него время в плотном графике, выяснили исследователи Американской кардиологической ассоциации.

Кроме того, использование LMS/LXP–платформ снижает затраты на образование за счет автоматической маршрутизации. Это процесс, при котором система назначает слушателям материалы при достижении ими определенного статуса на платформе.

Какие задачи решает цифровизация корпоративного обучения

Обучение взрослых людей, как это делается при традиционном подходе, — задача практически невыполнимая. Причина кроется в формализованном подходе и ограниченной персонализации: без них слушатели не погружаются в процесс обучения.

Люди охотнее учатся, когда им предоставляется свобода выбора, а не когда кто-то им диктует, как и что делать. К такому выводу пришли исследователи Inserm. Они провели эксперимент, в ходе которого испытуемым предлагалось выбрать один из двух символов и набрать определенное число баллов. Участники не знали, за какие символы начисляются штрафные, а за какие призовые баллы. Они быстро выясняли это методом проб и ошибок. Когда компьютер начал советовать им, какой символ выбрать, скорость их обучения замедлилась. Испытуемые начинали выбирать автоматически, без погружения в процесс.

Как поднять активность в корпоративном обучении выше 90%Вывод: одна и та же ситуация может восприниматься по-разному в зависимости от того, есть у нас свобода выбора или нет. При наличии выбора человеческий мозг обучается быстрее на основе собственных решений, а не навязанных извне. В корпоративном обучении свобода выбора приводит к тому, что слушатели быстрее погружаются в процесс, и качество их обучения растет

На LMS/LXP-платформах фокус корпоративного образования смещается в сторону самоорганизации слушателей. Обучение становится персонализированным, а сам процесс — более гибким и динамичным. Это позволяет компаниям создавать особые условия в корпоративных школах и университетах, благоприятные для непрерывного обучения сотрудников. Кроме того, это помогает им решить следующие задачи.

  1. Снижение текучки кадров. По данным IT-холдинга TalentTech 28% россиян увольняется на испытательном сроке из-за слабой системы онбординга и долгого процесса адаптации. Благодаря системе наставничества и менторинга, реализованной на цифровых LMS/LXP-платформах, до 60% новичков легче погружаются в корпоративную культуру и быстрее приступают к выполнению обязанностей. К такому выводу пришли исследователи Forbes.
  2. Снижение затрат на обучение. Автоматизация образовательного процесса LMS/LXP-системами позволяет компаниям сократить расходы на его администрирование и логистику.
  3. Аналитика и оценка эффективности. LMS/LXP-системы предоставляют подробную аналитику, позволяя отслеживать прогресс сотрудников, выявлять пробелы в знаниях и адаптировать учебные программы для повышения их эффективности.
  4. Гибкость обучения. Предоставление учебных материалов в различных форматах (видео, текст, интерактивные модули), доступ к ним в любое время и из любой точки повышают удобство и доступность обучения.
  5. Поддержка мотивации. Встроенные элементы геймификации, системы поощрений и социального взаимодействия стимулируют сотрудников к активному участию в учебном процессе.
  6. Интеграция с бизнес-процессами. LMS/LXP-платформы легко интегрируются с корпоративными системами HRM и CRM, что позволяет компаниям связать обучение с реальными рабочими процессами и потребностями бизнеса.
  7. Обеспечение непрерывного обучения. Создание среды, способствующей постоянному профессиональному развитию, помогает сотрудникам быть в курсе последних тенденций и инноваций в своей сфере.
  8. Повышение производительности HR-подразделений. Чаще всего организаторы обучения используют устаревшие способы управления образовательным процессом, на которые тратится уйма времени. Например, создают отчеты в Excel или Word. Проблема решается использованием цифровых LMS/LXP-платформ. Они автоматически собирают статистику по слушателям и предоставляют ее организаторам в виде интерактивных дашбордов, графиков и цифровых профилей слушателей. Автоматический сбор данных на цифровых платформах позволяет HR-специалистам при 40-часовой рабочей неделе сэкономить до 4 часов. Это ценный ресурс, который они могут потратить на решение важных задач обучения. К такому выводу пришли исследователи из SalesForce.

Как поднять активность в корпоративном обучении выше 90%Цифровой профиль слушателя на LMS/LXP-платформе

Цифровизация корпоративного обучения — это не просто переход к использованию новых технологий. Это стратегическое решение, которое позволяет компаниям адаптироваться к изменяющимся условиям рынка, повышает конкурентоспособность и стимулирует инновационный процесс через непрерывное профессиональное развитие своих сотрудников.

Как сделать корпоративное обучение вовлекающим

Создание благоприятных условий для обучения сотрудников — это только первый шаг к запуску качественного корпоративного образования. Самоорганизация требует от слушателей больше дисциплины и мотивации для погружения в процесс, чем при традиционном подходе. Рассмотрим, какие возможности цифровых LMS/LXP-платформ способствуют тому, что слушатели начинают активно вовлекаться в обучение.

Комбинирование онлайн/офлайн-лекций

Польза для сотрудников: На LMS/LXP-платформах 70% времени слушатели обучаются самостоятельно по онлайн-лекциям. Оставшиеся 30% времени уделяется общению с экспертами в прямом эфире, где они могут сосредоточиться на выполнении практических заданий и разборе кейсов. Это дает им больше полезной практики, чем обучение исключительно по онлайн или офлайн-лекциям. Кроме того, слушатели могут учиться в комфортном для себя режиме, выбирая место, время и темп обучения.

Как поднять активность в корпоративном обучении выше 90%Создание комфортных условий обучения приводит к тому, что слушатели глубже погружаются в процесс и на 30% лучше усваивают учебный материал, выяснили исследователи из Frontiers

Польза для компаний: комбинируя офлайн и онлайн-форматы, компании могут применять в корпоративном обучении современные методики обучения. Например, гибкую модель, ротацию станций, «перевернутый класс» и т. д.

Как поднять активность в корпоративном обучении выше 90%Использование современных методик помогает компаниям отойти от традиционного метода, в котором главенствует преподаватель, и дать слушателям больше свободы

При таком подходе учитель перестает быть просто лектором, обретая черты наставника и тьютора, но ключевое значение для развития слушателей приобретает среда. Обучаясь по современным методикам, они получают больше свободы для проявления себя, выбора пути и траектории своего обучения. Вместе с тем свобода подразумевает ответственность, поэтому слушатели активнее включаются в процесс и обучаются не для галочки.

Еще одна методика, повышающая вовлеченность слушателей, — 4С/ID-модель. Ее суть заключается в том, что слушатель получает комплексное представление об изучаемом предмете, постепенно двигаясь от простого к сложному. Таким образом взрослый человек, обучаясь по 4С/ID-модели, получит опыт максимально приближенный к реальности и сможет быстро применить его на практике.

Кроме того, комбинирование форматов делает процесс обучения гибким. На одной LMS/LXP-платформе компании могут проводить следующие мероприятия.

  • Онлайн: вебинары, курсы, прямые эфиры, конференции, мастер-классы, тесты, квизы, квесты и т. д.
  • Офлайн: очные встречи с записью выступлений и регистрацией слушателей на LMS/LXP-платформе.

Микрообучение

Польза для сотрудников: популярный тренд корпоративного образования, который заключается в том, что знания передаются слушателям фрагментарно. Например, с помощью видеороликов длительностью не более 10-15 минут. Согласно кривой забывания, созданной психологом Германом Эббингаузом, в течение первых 20 минут после урока слушатели забывают около 50% полученных знаний.

Как поднять активность в корпоративном обучении выше 90%Микрообучение на 18% повышает уровень усвоения знаний, поскольку снижает когнитивную нагрузку обучающихся и сохраняет у них высокую концентрацию внимания. Благодаря микроформатам слушатели легче усваивают информацию и быстрее развивают профессиональные компетенции

Польза для компаний: когда сотрудники сильно загружены, проведение длительного обучения нецелесообразно. Посмотрев короткий урок, они могут применить полученные знания здесь и сейчас, что затруднительно при просмотре многочасовых лекций. Кроме того, микрообучение формирует у персонала привычку обучатся регулярно небольшими подходами.

Мультиформатность

Польза для сотрудников: мы использовали данный подход при создании корпоративной школы ГТЛК, одной из крупнейших лизинговых компаний страны. В каждый урок для ее сотрудников добавлены тексты, видеоролики и презентации. В ближайшем будущем в уроки корпоративной школы ГТЛК будут добавлены подкасты. Это делается для упрощения процесса передачи знаний: аудиал выберет подкаст, визуал — видеоролики и т. д.

Польза для компаний: возможность вовлекать слушателей в обучение, ведя их по «цепочке» от одного формата к другому, независимо от сложности темы. Мультиформатность позволяет удовлетворить различные стили обучения, повышая общую эффективность образовательного процесса.

Все перечисленные инструменты вовлечения и управления обучением были использованы разработчиками LMS/LXP-платформы Distant Global при создании корпоративной школы ГТЛК, одной из крупнейших лизинговых компаний России. Изначально госкомпания искала цифровую платформу, на которой смогла бы реализовать обучение сотрудников цифровым компетенциям. Для нее была важна возможность управлять обучением: повышать активность сотрудников с помощью цифровых инструментов и персонализации контента, а также вести подробный, автоматизированный учет их действий. На данный момент активность сотрудников ГТЛК в корпоративной школе на LMS/LXP-платформе выше 90% и продолжает расти.

Как будет развиваться корпоративное обучение

В ближайшие годы мы ожидаем продолжение активного развития EdTech-рынка. Основные тренды включают.

  • Микрообучение. Краткие и сфокусированные модули обучения, которые легко интегрируются в рабочий день сотрудников.
  • Искусственный интеллект и машинное обучение. Персонализация учебного процесса и предоставление рекомендаций по развитию сотрудников на основе данных об их производительности.
  • Геймификация. Внедрение игровых элементов для повышения мотивации и вовлеченности сотрудников в обучение.
  • Мобильное обучение. Возможность обучаться в любое время и в любом месте с использованием мобильных устройств.

Уже сейчас роль HR-специалистов в корпоративном обучении расширяется. В прошлом она заключалась в выборе подходящих технологий, форматов и направления обучения. Сейчас актуален запрос на создание обучающей экосистемы, способствующей развитию сотрудников. HR-директоры будут становиться стратегическими партнерами, помогая формировать культуру непрерывного обучения и развития в бизнесе.

В ближайшем будущем больше внимания будет уделяться взаимодействию между обучающимися, ведь людям нужно живое общение. Сейчас это реализуется через социальное обучение — коллаборацию обучающихся для обмена опытом и наращивания компетенций.

Еще одна тенденция развития корпоративного обучения связана с нейросетями. Исследователи пришли к мнению, что они станут повсеместным и обыденным инструментом корпоративного образования. В настоящее время нейросети используются преимущественно для сокращения времени запуска обучения, создания учебных материалов и оформления курсов. Однако их доля в создании контента пока что невелика. Пример онлайн-школы WINbd, которая опубликовала первый в России курс, целиком созданный нейросетью, — редкость.

Есть вероятность, что в отдаленном будущем доля нейросетей в онлайн-обучении существенно возрастет. Исследователи из Forrester Consulting предполагают, что ИИ будет подбирать учебные материалы под актуальные запросы сотрудников и восполнять пробелы в их знаниях. Кроме того, нейросети начнут проводить глубокий анализ их компетенций, делая обучение ультра-персонализированным.

С развитием технологий нейросети начнут автоматически запускать процесс переподготовки сотрудников для перевода на новые, соответствующие их профессиональному уровню, должности. Это приведет к созданию гибких образовательных программ с их адаптацией под индивидуальные потребности каждого сотрудника. В таких программах нейросети будут учитывать текущие навыки, знания и карьерные цели сотрудников, предлагая эффективные пути их достижения. Так это будет или нет, зависит, конечно же, от технологического прогресса, который, по мнению ряда исследователей, в ближайшее время начнет развиваться с мощным ускорением.

Таким образом, в корпоративном обучении будет усиливаться взаимодействие между сотрудниками, использование ИИ для персонализации и автоматизации образовательных процессов, а также интеграция новых технологий для создания гибких, адаптивных учебных программ. Эти изменения позволят компаниям эффективно готовить своих сотрудников к будущим вызовам и обеспечивать их непрерывное профессиональное развитие, что, в свою очередь, будет способствовать общей конкурентоспособности и инновационному росту бизнеса.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации26.11.2021
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес респ. Татарстан (Татарстан), м.р-н Верхнеуслонский, ул. Университетская, д. 7, помещ. 503
ОГРН 1211600083892
ИНН / КПП 1683001538 168301001

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия