Тренды в российском телекоме: что ждет индустрию в 2024 году
Что сейчас происходит на рынке связи, с какими новыми проблемами столкнулась отрасль в 2023 году и как будет развиваться российский телеком дальшеСергей Сосин, руководитель группы продуктового менеджмента АО Нэксайн (Nexign)
Сегодня в развитии российского телекома наступил переломный момент. Основная причина — ограничения в поставках зарубежного оборудования. В связи с этим Минцифры подготовило проект развития отрасли связи до 2035 года, включающий планы по внедрению новых технологий, переходу на отечественное ПО и созданию цифрового кодекса.
Что сейчас происходит на рынке связи, с какими новыми проблемами столкнулась отрасль в 2023 году и как будет развиваться российский телеком дальше — об этом рассказал руководитель группы продуктового менеджмента Nexign Сергей Сосин.
Последние годы российский телеком переживает значительные сложности. Услуги компаний вынужденно дорожают — в начале года операторы на 10-15% повысили стоимость услуг. Но клиенты не уходят из-за роста цен: в первом полугодии 2023 г. увеличение выручки показали все операторы «большой четверки». Компании успешно работают над диверсификацией — хотя мобильный бизнес по-прежнему остается основным генератором прибыли, наибольший рост выручки сегодня показывают корпоративные услуги: облачные сервисы, таргетинг и работа с большими данными, например, для аналитики поведения клиентов и обеспечения кибербезопасности.
Вызовы и решения 2023 года
В 2022 году компании стремились экстренно закрыть критически важные пробелы, быстро перейти на новые платформы и создать собственные ИТ-решения. Сейчас появилась возможность в более спокойном темпе совмещать импортозамещение с реинжинирингом бизнес-процессов. Компании осознают желаемую архитектуру ИТ-систем, пересматривают актуальность требований и продуктов, ищут решения новых проблем.
Например, из-за санкций прогрессирует дефицит базовых станций. Это может привести к перегрузкам сети, локальному снижению качества услуг и в перспективе — отставанию России по скорости мобильного интернета. Проблему решают, стимулируя разработку и поставки российских базовых станций.
Операторы также оптимизируют нагрузки на оборудование: собирают и анализируют информацию о перегруженных участках сети и предлагают абонентам дополнительные опции. По такой схеме некоторые, к примеру, реализуют услугу pre-5G. За нагрузкой на базовых станциях в онлайн-режиме следит оператор — он определяет перегруженные станции и гарантирует более высокую скорость абонентам, подключившим опцию. По подсчетам экспертов, так удается ускорить интернет до 50% даже при пиковых перегрузках.
Проблема импортозамещения касается не только оборудования, но и ПО. На демо-дне, проведенном недавно ИЦК «Мобильная связь», рассматривали в том числе российский софт. Большая его часть соответствует по функциональности зарубежному минимум на 70% — это хороший сигнал для отрасли.
Главные тренды на 2024 год
В 2024 году с точки зрения бизнеса можно ожидать:
- рост средней выручки на одного пользователя, в том числе за счет повышения тарифов, развития экосистем и внедрения цифровых сервисов;
- новые решения для повышения эффективности бизнес-процессов: внедрение конвергентных биллинговых систем, роботизацию рутинных задач и автоматизацию управления сетевой инфраструктурой;
- развитие продуктовой линейки для B2B-сегмента, в первую очередь облачные решения, платформы IoT, сервисы видеоконференцсвязи;
- развитие комплексных услуг по сервисной модели (Network-as-a-service, Connectivity-as-a-service) — общемировой тренд, за которым последует и отечественный телеком;
- монетизацию стремительно растущего видео- и игрового трафика: операторы будут предлагать видеосервисам и игровым площадкам специальные условия по обеспечению качества обслуживания (Quality-of-Service), поставлять контент самостоятельно или работать в партнерстве с другими игроками.
Какие технологические тренды характерны для российского рынка
Дальняя перспектива 5G
По самому оптимистичному плану, эксплуатация сетей 5G для коммерческих целей в России начнется с 2025 года. Первые базовые станции появятся после 2025 года, а к 2030 будет налажено их массовое производство. Всего в разработку оборудования для современных сетей мобильной связи, включая сети 5G, в России до 2030 года будет вложено ₽84 млрд. Также к 2025 году ожидаются первые коммерческие запуски 5G-технологии для B2B сегмента, а к 2035 году 5G на отечественном оборудовании планируют внедрить во всех городах с населением от 100 тыс. человек.
Разработчики российского ПО уже готовятся к надвигающимся изменениям и делают ставку на новые технологии. Например, многие вендоры инвестируют в разработку 5G-компонентов, а некоторые уже сейчас готовы предложить подобные решения.
Развитие IoT и IIoT
Телеком-операторы активно участвуют в развитии технологий интернета вещей (IoT). Крупнейшие из них развертывают на базе имеющихся базовых станций LTE сети для устройств с низкими объемами обмена данными NB-IoT. Подобная сеть от МТС есть уже в 83 регионах России.
Кроме потребительского сегмента, актуальна тема промышленного интернета вещей (IIoT). По данным НИУ ВШЭ, к концу 2022 г. эти технологии применяли 16,7% российских организаций. Один из главных способов применения IIoT — это датчики, сенсоры и предиктивные технологии, позволяющие предприятиям вовремя обнаруживать износ машин.
IoT применяется также в госсекторе — в мониторинге и управлении транспортной инфраструктурой, «Умном ЖКХ», «Умном городе».
По данным аналитического агентства Oneside, к началу 2023 года общее количество подключенных IoT-устройств в России в сегментах B2B/B2G выросло до 55,8 млн шт., из которых 34,2 млн работало в сетях телеком-операторов. В 2022 году совокупная выручка российских операторов на рынке M2M/IoT выросла на 24%, в 2023 темпы замедлились, но положительная динамика сохранится — аналитики ожидают к концу года рост на 9%. В 2024 году тенденция продолжится.
В развитии IoT в 2024 году поможет искусственный интеллект вещей (AIoT) — технология объединяет искусственный интеллект с интернетом вещей, собирает данные и использует их для расширенной аналитики и анализа.
Интеграции цифровых сервисов-партнеров и развитие собственных экосистем
Операторы связи видят перспективу не в повышении цен на услуги, а в развитии новых цифровых платформ. Наглядно это видно из финансовых отчетов игроков рынка:
- МТС провел ребрендинг и объявил о трансформации в экосистему для людей и бизнеса. Во 2 квартале 2023 года количество «экосистемных» клиентов выросло до 14,1 млн (+14,6%) по сравнению с аналогичным периодом в 2022 году. Основной вклад в рост доходов МТС в B2B-сегменте внесли digital-реклама, облачный сервис Cloud и видеонаблюдение;
- МегаФон делает упор на контентные услуги и цифровые решений для бизнеса;
- Билайн в 2023 решил сделать акцент на продаже облачных сервисов и сервисов безопасности — во втором квартале доходы от этих услуг выросли на 74%. Также активно растут направления рекламных технологий (AdTech) и работы с большими данными;
- Ростелеком и Telе2 активно наращивают мобильный B2C: онлайн-кинотеатр Wink стал вторым в России по числу платящих подписчиков. У Ростелекома за три квартала 2023 года выручка от цифровых сервисов повысилась на 38,8%. Сейчас облачные технологии, сервисы кибербезопасности и платформенные решения стали ключевым драйвером роста компании.
Акцент на кибербезопасность
Чтобы предотвратить потенциальные кибератаки, особенно на датчики и «умные» устройства в рамках IoT, российские компании сделают упор на автоматизированные системы реагирования на кибер-инциденты, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта, блокчейн и средств криптографической защиты информации, квантовых технологий. Важно отметить, что тему затрагивают на самом высоком уровне: развитие квантовых технологий в кибербезопасности обсуждали на последнем заседании секции по проблемам информационной безопасности научного совета при Совбезе.
***
Дальнейшее развитие российской отрасли связи зависит от объема инвестиций государства и операторов в инфраструктуру, технологического перевооружения, импортозамещения и выполнения новых регуляторных требований. Операторы будут все больше использовать low-code инструменты, решения на базе открытой цифровой архитектуры, чтобы снизить зависимость от вендора ПО. А уменьшить риски помогут работа с B2B-сектором и корпоративные услуги, диверсификация и интеграция цифровых сервисов.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты