РБК Компании
Главная ALP Group 9 апреля 2024

Зачем айтишникам креативность и как ее развить

Александр Казеннов рассказывает, почему нехватка творческих кадров в IT — это проблема
Зачем айтишникам креативность и как ее развить
Александр Казеннов
Александр Казеннов
Руководитель корпоративных практик ALP Group

Окончил МИЭТ. Пришел в ALP Group в 2008 году. С 2016 года занимает должность руководителя корпоративных практик.

Подробнее про эксперта

Современные реалии отрасли таковы, что менеджеры тратят большую часть времени на выстраивание оперативных коммуникаций, решение верхнеуровневых вопросов, прикрывание слабых зон компании и недочетов сотрудников. Когда все силы брошены на закрытие сиюминутных задач, на второй план отходят стратегическое развитие и формирование новых стандартов по становлению компании лидером в своей области интересов.

На мой взгляд, для ИТ-компании — да, впрочем, для любого бизнеса вообще — очень важно иметь в команде людей, которые будут не только решать оперативные задачи, но и мыслить креативно и стратегически. В противном случае, компания упускает возможности по привлечению новых клиентов, ориентированных на новые технологии, упускает возможность быть первой в чем-то новом, упускает звание лидера в пользу тех, кто делает.

Конечно, не все сотрудники должны быть креативщиками. Любой ИТ-компании нужны крепкие специалисты, способные выполнять необходимую монотонную работу по проверенным временем алгоритмам. Однако креативное мышление и поиск нестандартных решений — это фундаментальные вещи для успеха и роста бизнеса.

К сожалению, понимают это единицы. Я постоянно сталкиваюсь с этим на собеседованиях, когда к нам в компанию приходят новые люди. Большинство кандидатов — даже претендующих на самые высокие позиции — привыкли действовать по заученным формулам и не способны выходить за эти рамки. При столкновении с нетиповой задачей они буквально впадают в ступор и даже не понимают, «куда копать».

На собеседованиях я часто даю бизнесовую задачу из практики и предлагаю ее решить, не ограничиваясь в выборе технологий. Вот пример задачи по брендированию нефтепродуктов:

На нефтебазу приезжает бензовоз, один резервуар заполняется одним типом топлива, другой — другим, по дороге к конечному клиенту они смешиваются, и мы получаем брендированное топливо. Таким образом в учетной системе заведены три номенклатуры: бензин, присадка и брендированное топливо. Как нам отразить в системе эту сделку?

Хотя задачу можно решить несколькими способами, с ней справляется в лучшем случае половина кандидатов.

Почему у соискателей такие проблемы с креативностью? Отчасти виной тому устоявшееся ложное разделение: ИТ-специалисты — это технари, а творчество — это только для гуманитариев. Так считают и сами программисты, и сотрудники HR-отделов. Специалисты по подбору кадров часто подчеркивают важность таких гибких навыков, как тайм-менеджмент, многозадачность и умение работать в команде, но при этом почти никто не говорит о креативности. Можно сказать, что креативность — одно из самых недооцененных качеств в айти.

Другой корень проблемы — это узкое мышление во «внешнем мире». В прошлом году мы искали российского поставщика библиотек искусственного интеллекта, чтобы улучшить часть своих продуктов. Обратились к десятке лидеров на рынке с предложением о сотрудничестве, и отовсюду получили отказ по формуле: «Знаете, мы сделали свою модель больше для переводов, для обработки текстов… Она для программирования не подойдет». Мы парируем: «Программный код — это, по сути дела, та же языковая модель. Давайте возьмем ваш движок и обучим его работе с кодом». Не хотят.

Не знаю, откуда берется эта негибкость мышления. Но я смотрю на своих детей и начинаю думать, что все проблемы, как всегда, возникают еще в детстве. Я вижу, как, вернувшись из садика или школы, мои сыновья повторяют слова учителя как непреложную истину и перестают думать своей головой. Школьная установка «взрослый всегда прав» потом превращается в «начальник всегда лучше знает, поэтому можно не думать». Чем дальше, тем сложнее выйти из этой приятной зоны комфорта.

Именно поэтому мне кажется очень важным делать все возможное, чтобы развивать креативность в команде. В частности, периодически собираться всем вместе и проводить мозговые штурмы, то есть искать разные способы решения какой-нибудь реальной бизнес-задачи заказчика. Постепенно люди раскрываются, начинают генерировать и озвучивать свои идеи вслух, и выясняется, что рассматриваемую задачу не просто можно решить, но ее можно решить сразу тремя разными способами. Вместе логически прийти к какому-то креативному решению, на мой взгляд, всегда лучше, чем просто выдать сотрудникам готовую инструкцию. Только так можно развить в компании культуру инноваций, создать уникальные разработки и обойти конкурентов.

Интересное:

Новости отрасли:

ADNOMADS XV ежегодный саммит ADCONSULT

Все новости:

Достижения

I место в рейтинге фирмы «1C»Крупнейшее внедрение «1С» в ФГУП «Почта России», автоматизировано 47 612 рабочих мест.
Внедрение «1С: Консолидация 8»Одно из самых масштабных внедрений «1С: Консолидация 8» в ПАО «Газпромнефть», автоматизация >5к мест

Профиль

Дата регистрации14.10.2010
Уставной капитал100 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ПРЕСНЕНСКИЙ РАЙОН УЛ 2-Я ЗВЕНИГОРОДСКАЯ 13 СТРОЕНИЕ 42 ЭТАЖ 9, ПОМЕЩ./КОМ, I /18,
ОГРН 1107746840420
ИНН / КПП 7703729939 770301001

Контакты

Адрес 123022, Россия, г. Москва, ул. 2-я Звенигородская, д. 13, корп. 41, 7 этаж
Телефон +78005555151

Социальные сети