РБК Компании
Главная ALP Group 2 апреля 2024

Какие гибкие навыки нужны успешному ИТ-консультанту

Ольга Симонова, менеджер по обучению и адаптации персонала ALP Group, рассказала о связи между soft skills и репутацией ИТ-компании на рынке
Какие гибкие навыки нужны успешному ИТ-консультанту
Ольга Симонова
Ольга Симонова
Менеджер по обучению и адаптации персонала ALP Group

С 2022 года в команде ALP Group.

Подробнее про эксперта

Если о необходимости гибких навыков для разработчиков все еще ведутся жаркие дискуссии, то с важностью soft skills в консалтинге мало кто будет спорить. ИТ-консультант — своего рода «переводчик» с языка бизнеса на язык программирования (и наоборот), так что без хорошо развитых гибких навыков высот в этой профессии не достичь. Но вот какие именно скилы будут для консультанта наиболее ценными?

Как правило, у работодателей существует базовый набор требований к гибким навыкам кандидатов. Чаще всего это «исполнительность», «клиентоориентированность» и «коммуникабельность». Это требования-клише, которые лежат на поверхности и кажутся очевидными: если человек работает с клиентами, естественно, он должен быть клиентоориентированным. Но для ИТ-консультанта этих шаблонных качеств недостаточно. В этой статье будут рассмотрены пять гибких навыков, которые реже озвучиваются работодателями, но являются, пожалуй, даже более важными в рамках специфики работы ИТ-консультанта.

1. Стрессоустойчивость

Стрессоустойчивость — это способность вести себя адекватно и спокойно в сложных ситуациях, умение принимать взвешенные решения даже когда все мечутся в панике и не знают, что делать, и при этом сохранять высокий рабочий темп. Руководители, представители заказчика, коллеги, программисты — всем постоянно что-то нужно от консультанта в сжатые сроки. Ближе к выпуску релиза все чаще звучат слова «надо» и «срочно надо». Все это неизбежно создает давление, с которым нужно уметь работать.

Хочется отметить, что умение справляться со стрессом невозможно без оптимистичного настроя, потому что пессимизм даже одного члена команды может существенно подорвать общий настрой на победу. Можно сказать, что чужой пессимизм заразителен. Я наблюдала живые тому подтверждения не один раз. Бывает, что один из консультантов теряет мотивацию или испытывает личные трудности, и это отражается на всех людях, которые с ним работают. И вот уже все члены команды ходят понурые и начинают высказывать свои опасения насчет результативности работы и горящих сроков. Впрочем, зеркальный синдром работает и в другую сторону: бывает, что в команду приходит новый сотрудник, который настроен на победу, горит энтузиазмом, и тогда он заражает своей энергией всех вокруг — и вот уже команда, которая испытывала какие-то сложности на проекте, получает второе дыхание и начинает работать заметно более эффективно.

2. Многозадачность

Вследствие специфики проектной работы, заниматься только одной задачей почти невозможно, но именно этим и интересна работа консультанта — всегда есть возможность попробовать себя в разном. Однако, у каждого человека свой уровень многозадачности, и есть люди, которые совсем не готовы мгновенно переключаться между делами. Такой формат работы может сильно разбалансировать. Здесь необходимо постоянно сканировать свое внутреннее состояние и принимать меры. В прошлом году сразу три наших консультанта-новичка переоценили свою способность работать в режиме многозадачности в той степени, которая есть на наших проектах. И хорошо, что они осознали это еще до окончания испытательного срока — ведь гораздо хуже, когда стремление дотянуть до завышенной планки приводит к эмоциональному выгоранию сотрудника.

3. Умение убеждать и говорить «нет»

Работа консультанта — это, прежде всего, взаимодействие с заказчиком, а заказчики, как и ситуации, бывают разные. Хороший консультант не будет предлагать клиенту неоптимальное решение или соглашаться с любыми, даже технически мало осуществимыми, идеями. Настоящий талант консультанта — это умение четко направить внимание клиента на проблемы, над которыми необходимо поработать, грамотно донести информацию до заказчика и убедить его в необходимости изменения определенных бизнес-процессов, если того требует логика автоматизации. Сделать это гораздо сложнее, когда бизнес-процессы так укоренились, что заказчик не допускает даже мысли о каких-либо изменениях. Тогда что-либо изменить стоит больших усилий, причем с обеих сторон.

Также очень важно уметь правильно сказать заказчику «нет». Но это не просто «нет и все тут!», а умение убедить того, кто уверен в своей правоте, что можно сделать по-другому. Это очень непросто. В рамках внутрикорпоративных тренингов мы специально прорабатываем ситуации, когда заказчик хочет реализовать вариант, который заведомо невыполним в рамках имеющейся конфигурации. Лучший способ перекрыть негативное впечатление от отказа что-либо выполнять — аргументировать свою позицию и предложить заказчику несколько альтернативных вариантов. Обладая определенной гибкостью, консультант может объяснить клиенту, почему это должно быть не так, а по-другому, или так, но чуть-чуть иначе, либо совсем не так, но есть лучший вариант.

4. Постоянное развитие и желание учиться

ИТ-консультант должен уметь разговаривать на одном языке с представителями всех служб заказчика: продаж, HR, финансов, бухгалтерии, логистики и т. д. Чтобы это получилось хорошо, консультант должен знать и техническую, и методологическую стороны вопросов. Кроме того, первоклассный консультант должен уметь разговаривать на одном языке и с разработчиками, выполняя роль аналитика, своеобразного проводника и переводя с языка заказчика на язык, понятный техническому специалисту. Это также подразумевает умение хорошо говорить, писать письма и частное техническое задание, а также знать решения и методологию внедряемых процессов. Таким образом, идет бесконечный процесс расширения и углубления знаний в разных сферах для того, чтобы стать ценным специалистом в своей команде.

Да и сама сфера ИТ испытывает многочисленные изменения, которые очень быстро обесценивают предыдущие знания и опыт. Поэтому ИТ-специалисту особенно необходимы регулярное обучение, расширение кругозора и самообразование. Сегодня все разрабатывают, внедряют и автоматизируют одни процессы, завтра — другие, а послезавтра насущной задачей становится импортозамещение — и ты снова учишься. Хорошо, если загруженность на проекте позволяет проходить нужное обучение вовремя. Однако, это не всегда так. Порой приходится жертвовать своим личным временем, чтобы получить нужный сертификат. И это тоже часть специфики профессии.

К сожалению, те, кто не был готов к такому темпу развития отрасли и такому большому количеству нового, быстро начинают отставать и уходят. Осознавая это, некоторые консультанты на наших встречах по разработке планов индивидуального развития просят переслать им свежие материалы для подготовки к экзаменам по уже имеющимся сертификатам. Консультант вполне осознает, что если сертификат был получен, скажем, в 2017 году, то за прошедшие семь лет в данной области неизбежно произошли изменения, и знания необходимо обновить.

5. Ориентация на результат

Последнее, но не менее важное качество. Результат — это основа основ работы консультанта. Именно за него платят клиенты. Есть люди-администраторы, которые ориентированы на процессы и управление процессами, и это совершенно нормально. Но в работе консультанта поставленная задача должна быть выполнена в четко обозначенный срок и с достойным качеством. Задача в консалтинге — это приключенческий блокбастер со счастливым концом, а не бесконечная мыльная опера. Как бы ни менялись условия у заказчика, какие бы ни возникали технические сложности, проект должен закончиться хорошо и принести бизнесу прибыль.

Часто именно результат работы консультанта приносит новые проекты и улучшает репутацию компании на рынке. Я говорю это не только с позиции эйчара, но и с позиции клиента: однажды я выступала в роли заказчика корпоративного портала и выбирала команду исполнителей на проект. Проведя встречи с представителями четырех разных компаний, которые предлагали примерно одно и то же решение, я выбрала ту, с чьим консультантом мне оказалось легче всего общаться. Выбранный консультант задавал правильные вопросы, умел слушать и слышать и мягко отводил меня от не самых идеальных решений.

Важность профессии консультанта невозможно переоценить, ведь, по сути, именно консультант формирует у заказчика первое впечатление о компании.

Интересное:

Новости отрасли:

ADNOMADS XV ежегодный саммит ADCONSULT

Все новости:

Достижения

I место в рейтинге фирмы «1C»Крупнейшее внедрение «1С» в ФГУП «Почта России», автоматизировано 47 612 рабочих мест.
Внедрение «1С: Консолидация 8»Одно из самых масштабных внедрений «1С: Консолидация 8» в ПАО «Газпромнефть», автоматизация >5к мест

Профиль

Дата регистрации14.10.2010
Уставной капитал100 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ПРЕСНЕНСКИЙ РАЙОН УЛ 2-Я ЗВЕНИГОРОДСКАЯ 13 СТРОЕНИЕ 42 ЭТАЖ 9, ПОМЕЩ./КОМ, I /18,
ОГРН 1107746840420
ИНН / КПП 7703729939 770301001

Контакты

Адрес 123022, Россия, г. Москва, ул. 2-я Звенигородская, д. 13, корп. 41, 7 этаж
Телефон +78005555151

Социальные сети