РБК Компании

Рекламный рынок 2023: тренды, прогнозы, рекомендации

Детальный обзор рекламного рынка России, показатели по медиапотреблению и рекомендации, на чем сфокусироваться в следующем году
Рекламный рынок 2023: тренды, прогнозы, рекомендации
Владимир Морковин
Владимир Морковин
Руководитель отдела стратегического планирования СберМаркетинга

Маркетолог, эксперт в области рекламы и стратегии, больше 20 лет опыта сотрудничества с крупнейшими брендами.

Подробнее про эксперта

В 2024 году рекламный рынок вырастет совокупно на 20% и достигнет уровня 1,13 триллиона рублей. Самыми быстрорастущими рекламными площадками стали ритейл-медиа. Ожидается, что бюджет этого направления вырастет в 3 раза и достигнет 150 млрд рублей к концу 2023 года. Такими выводами поделился руководитель отдела стратегического планирования СберМаркетинга Владимир Морковин. Также в материале представлены: детальный обзор рекламного рынка России, показатели по медиапотреблению и рекомендации, на чем сфокусироваться в следующем году.

Ритейл-медиа драйвят рекламный рынок

Ключевой показатель экономики страны — динамика ВВП, устойчиво находится в положительной зоне в 2023 году, его прогноз несколько раз пересматривался в сторону увеличения, а по результатам трех кварталов значение составляет +2,9% (данные Росстат). Давно замечено, что на фоне положительной динамики ВВП рекламная индустрия России растет кратно быстрее, а в период восстановления после спада этот рост становится еще более интенсивным.

В результате в первом полугодии 2023 года рекламный рынок показал динамику +27% (данные АКАР) и составил 315 млрд рублей, что даже в сравнении с первым полугодием 2021 года означает рост на 19%.

Если же к оценкам АКАР прибавить так называемый «инновационный диджитал», который с прошлого года стал оценивать АРИР, и к которому относятся, например, бурно растущие ритейл-медиа (реклама на маркетплейсах), то можно ожидать, что по итогам 2023 рекламный рынок составит 940 млрд рублей, а совокупный рост составит 25%.

Опираясь на эту же логику и тенденции на фоне ожидаемого роста ВВП в 2,1%, можно прогнозировать, что в 2024 рекламный рынок вырастет совокупно на 20% и достигнет уровня 1,13 триллиона рублей.

Рекламный рынок 2023: тренды, прогнозы, рекомендации

Ритейл-медиа являются абсолютным лидером роста, ожидается, что бюджет этого направления вырастет в 3 раза и достигнет 150 млрд рублей к концу 2023 г. В большинстве других онлайн- и офлайн- каналов основным драйвером роста является двузначная инфляция.

Топ-20 рекламодателей показали прирост бюджетов в 1,5 раза

Рассматривая рынок в разрезе рекламодателей, мы наблюдаем консолидацию бюджетов как на уровне категорий, так и на уровне брендов. Крупнейшие категории по размеру инвестиций демонстрируют по итогам трех кварталов 2023 года опережающую рынок динамику (данные исследовательской компании Mediascope, оценка СберМаркетинг): ритейл — 32%, финансы и FMCG — 37%, цифровые сервисы — 33%. А топ-20 рекламодателей показали прирост бюджетов в 1,5 раза за первые три квартала 2023 года.

Рекламный рынок 2023: тренды, прогнозы, рекомендации

Основная рекомендация для рекламодателей на 2024 год — это диверсификация рекламного «инвестиционного портфеля».

Если ваша бизнес-модель подразумевает построение бренда, если ваш покупатель — это массовая широкая аудитория, если ваши ресурсы позволяют претендовать на лидерские позиции в своей категории, то фундаментом рекламной кампании будет комбинация ТВ и интернета.

Аудитория эфирных каналов становится все старше, а телесмотрение имеет тенденцию к снижению. Но, к сожалению, на рынке нет более охватного инструмента построения бренда — аудитории старше 30 лет в ТВ достаточно много (и чем старше, тем больше). Также стоит помнить про пакеты неэфирных «тематических» каналов, возрастная структура аудитории которых приближена к возрастной структуре населения России.

К тому же мы наблюдаем существенное снижение рекламного давления на аудиторию ТВ. Если в 2021 россиянин в среднем видел по ТВ 113 рекламных роликов в день, то сейчас это число снизилось до 89 (данные Mediascope). Можно предположить, что снижение рекламного шума повышает «усвояемость» сообщений, оставшихся в эфире.

Рекламный рынок 2023: тренды, прогнозы, рекомендации

Задействуйте больше доступных диджитал-инструментов

На долю интернет-рекламы приходится уже больше 2/3 всего рекламного рынка. Однако важно понимать, что лишь менее 15% рекламного рынка приходится на интернет-инструменты, способные формировать имидж бренда, строить знание и спрос, в то время как большая часть диджитал монетизирует уже существующие знание, спрос и интерес. Ситуация усугубляется еще и тем, что YouTube, на который по-прежнему приходится более 80% потребления видео в сети (данные Mediascope), недоступен для российских рекламодателей.

Доля жителей России, которые отказались от просмотра телевидения, выросла с 2018 года более чем в два раза — с 13% до 31% (ВЦИОМ). А среди более молодой аудитории этот показатель еще выше. Поэтому необходимо задействовать максимальное количество доступных диджитал-инструментов, способных строить бренд и интерес к нему. Это не только классические OLV-ресурсы, но и всякого рода интеграция в видеоконтент, коллаборации с блогерами, ритейл-медиа. Конечно, они во многом уступают прежнему YouTube и по объему трафика, и по инструментам аналитики, а в конечном счете — по эффективности, но нам остается работать со всеми доступными способами доставки видео.

При этом сегодня, когда мы говорим об интернете, мы прежде всего имеем в виду мобильный интернет, на который приходится 78% от всего времени в сети. Поэтому видится верным рекомендовать mobile-first подход, когда вы прежде всего определяете, как кампания будет выглядеть на маленьком экране, и лишь затем адаптируете ее под большой формат.

Рекламный рынок становится все более фрагментированным

Стоит обратить внимание на впечатляющие показатели Telegram, который сместил VK с первого мета среди соцсетей по размеру дневной аудитории (45,6% против 44,8% в октябре 2023). Это очень перспективное поле для экспериментов с форматами интеграции.

На этом фоне традиционная наружная реклама и радио выглядят наиболее стабильными и понятными каналами, хорошо работающими как вспомогательные, поддерживающие медиа, дополняющие ТВ и интернет в деле построения бренда.

Что же касается перформанс-сегмента, то, на мой взгляд, здесь необходимо разделять. Если говорим про продажи розничных потребительских товаров, то активность и бюджеты вслед за покупателем будут перетекать на маркетплейсы и E-grocery, на долю которых уже сейчас приходится больше половины всех онлайн-продаж (данные Data Insight). А вот для таких категорий, как, например, недвижимость и авто, пока не предвидится существенного прироста перформанс-инвентаря, и, вполне вероятно, можно ожидать разгона ставок и стоимости привлечения покупателей (у первых — меньше покупателей, у вторых — больше продавцов).

Выводы

Рекламный рынок становится все более сложным, более фрагментированным. Появляются новые инструменты, а привычные работают уже по-другому. Но самое главное, что рынок живой и ориентирован на рост, есть все условия для этого роста темпами, существенно опережающими экономику в целом. В этой ситуации рекламодателю очень важно быть гибким, смелым, открытым к экспериментам.

Интересное:

«Angel Relations Group» Тренды digital-репутации 2025

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
16 декабря 2018
Уставной капитал
11 000,00 ₽
Юридический адрес
г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Академический, ул. Вавилова, д. 19, этаж 3, помещ. в.03.016
ОГРН
5187746006157
ИНН
7736319695
КПП
773601001
Среднесписочная численность
434 сотрудника

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия