РБК Компании

Поиск баланса во взаимоотношениях сторон: мнение Анастасии Зыковой

Что такое договорная асимметрия и почему равные права участников оборота не подразумевают их фактически равного статуса
Поиск баланса во взаимоотношениях сторон: мнение Анастасии Зыковой
Анастасия Зыкова
Анастасия Зыкова
Управляющий партнер Key Consulting Group

Бизнес-юрист, эксперт в области переговоров, сертифицированный архитектор бизнес партнерств.

Подробнее про эксперта

Участники гражданских правоотношений юридически равны — понятный для каждого постулат. Однако равные права участников оборота не подразумевают их фактически равного статуса, особенно не подразумевается равенство с экономической точки зрения. 

Гражданское законодательство учитывает неодинаковый статус субъектов, вступающих в разнообразные виды имущественных и неимущественных отношений. Кроме того, существуют также и объекты с различными правовыми режимами, требующие дифференцированных механизмов правового воздействия. В статье будут охарактеризованы особенности регулирования правоотношений между физическими лицами с разным уровнем дееспособности, физическими лицами — предпринимателями, юридическими лицами и найден ответ на вопрос: есть ли пределы у договорной асимметрии? 

Договорная асимметрия представляет собой модель регулирования, при которой для определенных участников предусмотрены преимущества, дополнительные гарантии, права или, напротив, ограничения, запреты, обязательные требования, обеспечивающие защиту слабой стороны договора либо стороны, нуждающейся в большей правовой защите.

На уровне общих правил договорная асимметрия проявляется в сделках с особенностями волеизъявления, для совершения которых установлены особые правовые механизмы, направленные на защиту прав слабой стороны: недееспособных, ограниченно дееспособных, несовершеннолетних граждан. Так, законодательно предусмотрены обязательное согласие законного представителя на совершение договоров (сделок), получение разрешения органа опеки и попечительства, а также нотариальная форма сделок по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетним, недееспособным и ограниченно дееспособным гражданам, в то время как недвижимое имущество, принадлежащее иным гражданам, подлежит свободному отчуждению, не ограниченному условием обязательного нотариального удостоверения сделки.

Например, для того чтобы осуществить выход несовершеннолетнего участника из общества с ограниченной ответственностью, необходимо получить предварительное разрешение органа опеки и попечительства.

Для эффективного действия приведенных правил, безусловно, необходимо их последовательное закрепление в нормах законодательства.

Договорная асимметрия в отдельных видах договоров

В повседневной деятельности каждый точно сталкивался с таким институтом гражданского права как публичный договор, особенно распространенный в сферах розничной торговли, перевозки общественным транспортом, энергоснабжения, медицинского обслуживания. Ключевое отличие данного вида договоров от остальных заключается в следующем: 

Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора не допускается.

Конструкция публичного договора предполагает обязанность предпринимателя заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, что защищает последнего от возможной дискриминации.  

Следующий договор, направленный на защиту прав потребителей — договор присоединения, рассмотрим его на примерах практики Верховного суда. 

Предприниматели — продавцы часто злоупотребляют своими правами, включая в договор условия предоставления скидки только в случае заключения покупателем с партнерами продавца договоров страхования на определенных условиях. То есть предоставление скидки ставится в зависимость от заключения договора с третьей стороной. 

Предприниматель — продавец таким образом создает видимость свободного выбора между вариантом приобретения товара «со скидкой» (но при необходимости приобретения на обременительных условиях иных товаров, работ, услуг) и вариантом приобретения товара «без скидки» по цене, превышающей рыночную.

Верховный суд непоколебим в подобных ситуациях и встает на сторону потребителя. Условия договора, возлагающие на покупателей бремя предпринимательских рисков (то есть необходимости выбора), могут быть отнесены к числу ущемляющих права потребителей. 

В случае, когда условия договора присоединения ущемляют права одной из сторон (как в описанном кейсе), статья 428 ГК РФ позволяет такой стороне требовать в судебном порядке изменения договора, а именно исключения или изменения несправедливых условий. Эта возможность признается и в тех случаях, когда договор не носит стандартизированный характер, но заключался в условиях явного неравенства переговорных возможностей.

Неравенство переговорных возможностей может проявляться в наличии у одной из сторон рыночной власти, профессионализме, информированности или, наоборот, недостаточной разумности одного из контрагентов, а также чрезвычайности обстоятельств заключения договора, лишавшей одну из сторон возможности реально вести переговоры. 

Механизм, закрепленный в ст. 428 ГК, возлагает на слабую сторону бремя возбуждения судебного спора, риск пропуска срока давности. Поэтому на случай если договор не изменяется по иску слабой стороны, Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 дает право суду отказать сильной стороне в праве апеллировать к несправедливому условию на основании правила о запрете злоупотребления правом. 

Асимметрия в специальных договорных моделях

Пожалуй, один из самых ярких асимметричных договоров — это договор розничной купли-продажи. В данном договоре нельзя ограничить подсудность. Судебная практика признает подобные условия недопустимыми. 

Приоритет правам потребителей отдан и в договоре энергоснабжения, который в случае его заключения с абонентом — физическим лицом предоставляет потребителю дополнительны гарантии, более гибкие договорные условия по сравнению с условиями абонента — юридического лица.

Интересно, что слабой стороной не всегда признается только потребитель, в договоре контрактации — это производитель сельскохозяйственной продукции. Хотя он и является предпринимателем, повышенный риск его деятельности и зависимость от климатических факторов сбалансированы его виновной ответственностью перед покупателями.

Примеры условий договора контрактации

Стороны договорились, что ожидаемый сбор Продукции, предназначенной Заготовителю, составит [_] тонн. В случае недосбора Производитель вправе передать меньшее количество Продукции или закупить для передачи Заготовителю недостающее количество у других производителей. 

В целях содействия усилиям Производителя по выполнению полного цикла сельскохозяйственного производства Заготовитель принимает на себя обязательство выплатить аванс Производителю до начала работ в размере [_] % от ориентировочной стоимости Продукции, подлежащей поставке Заготовителю по настоящему Договору. Сроки выплаты, размеры и периодичность авансовых платежей будут определены сторонами в дополнительном соглашении к настоящему Договору. 

Стороны Договора согласились, что при наступлении обстоятельств, могущих по независящим от Производителя причинам существенно повлиять на возможность получения ожидаемого урожая или повлечь его гибель, Заготовитель, при наличии к тому реальных возможностей, окажет посильную помощь Производителю людьми, техникой, горюче — смазочными материалами, транспортом и др. Условия предоставления такой помощи согласуются Сторонами в дополнительном соглашении к настоящему Договору. 

Заключение

Модели договорной асимметрии, рассмотренные нами в статье, безошибочно можно назвать частными примерами проявления доктрины несправедливых договорных условий (unfair contract terms), суть которой заключается в ограничении свободы договора в тех случаях, когда экономическое неравенство приводит к большим негативным последствиям, чем искусственное ограничение одной из сторон. 

Международное сообщество признает уравнительные механизмы регулирования частных правоотношений, ст. 3.2.7. Принципов Унидруа содержит следующее положение: «Сторона может заявить о недействительности договора или отдельного его условия, если в момент заключения договор или какое-либо его условие неоправданно создавали чрезмерное преимущество для другой стороны».

Несмотря на доказанную необходимость договорной асимметрии, важно понять, когда же все-таки наступает тот предел установления искусственных преимуществ? Когда необходимо остановиться и не вмешиваться в отношения двух свободных субъектов? 

Пределы договорной асимметрии — это границы, за которыми установление преимуществ (или ограничений) для одной из сторон становится недопустимым, чрезмерным и несправедливым. Выводы о существовании таких пределов позволяет сделать и судебная практика. Правоприменитель позволяет работать механизмам договорной асимметрии (например, ст. 428 ГК) только при наличии достаточной совокупности оснований. Так, единственный факт того, что один контрагент представлял собой крупную корпорацию, а другой — небольшую фирму недостаточен для признания явного неравенства переговорных возможностей. В той же степени отказ стороны, предложившей проект договора, принимать и обсуждать возражения другой стороны и вести полноценные переговоры не означает, что в договорных отношениях присутствует слабая сторона, нуждающаяся в дополнительной защите. Аналогично, если рынок носит конкурентный характер и другая сторона могла легко обратиться к другому контрагенту и избежать тем самым принятия несправедливых условий, говорить о праве суда блокировать несправедливые условия нельзя.

Таким образом, условия договора не могут быть несправедливыми, существенно ущемляющими интересы частного субъекта либо вовсе лишающими его такого интереса, поскольку договорная модель во всех вариантах обеспечивает регулирование частных интересов, а приемы договорной асимметрии призваны устанавливать баланс интересов участников оборота. Выход же за пределы договорной асимметрии может сделать заключение договора бессмысленным для одной из сторон. Пределы договорной асимметрии определяют границу невмешательства в частные правоотношения, а также препятствуют нарушению базового представления о договоре как акте объединения воль двух свободных субъектов.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации08.08.2016
Уставной капитал100 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ПРЕСНЕНСКИЙ РАЙОН Б-Р КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ 15 СТРОЕНИЕ 2 ПОМЕЩ. 1Н
ОГРН 1167746744021
ИНН / КПП 7719453884 770301001
Среднесписочная численность6 сотрудников

Контакты

Адрес 119019, Россия, г. Москва, Филипповский пер., д. 8, с. 1
Телефон +74951507010

Социальные сети