Неконкурентную закупку у МСП теперь можно провести единственным способом
Электронный магазин ЭП фактически остался единственным безрисковым способом неконкурентной закупки у МСПРуководство направлениями закупок по 44-ФЗ, 223-ФЗ и коммерческих торгов, ЗМО.
Это стало следствием существенного влияния трех прецедентов на проведение неконкурентных «спецторгов». Разберем их, чтобы понять, почему у заказчика для неконкурентной закупки у МСП остался только электронный магазин.
Прецедент первый, или разъяснения Минфина по «спецторгам»
Летом 2023 года Минфином РФ были направлены разъяснения о том, какими способами закупки можно проводить «спецторги». К «спецторгам» были отнесены:
- конкурентные закупки в электронной форме, участниками которых являются только субъекты МСП, особенность осуществления которой установлены статьей 3.4 №223-ФЗ;
- неконкурентные закупки, проводимые в соответствии с пунктом 20.1 ПП РФ №1352 с применением механизма «электронного магазина»;
- неконкурентные закупки, предусматривающие участие нескольких участников, но только из числа субъектов МСП.
Закупка у единственного поставщика среди МСП в этих разъяснениях не фигурировала. И разъяснения Минфина РФ повлекли негативные последствия для ряда заказчиков.
Пример из практики. Некий заказчик разместил сведения об объеме закупок у субъектов МСП в размере 65,03% за 2022 год. Для набора норматива заказчик использовал закупки у единственного поставщика. При этом такие «спецторги» проводились по перечню товаров (работ, услуг) для МСП, была размещена позиция плана закупки с признаком «спецторгов», а также извещение. В ходе проверки было выявлено, что заказчик включил в отчет недостоверную информацию о годовом объеме закупок у МСП, за что к нему были применены санкции по отдельным положениям 44-ФЗ. Несмотря на то, что в акте проверки не было прямой ссылки на позицию Минфина РФ о запрете закупки у единственного поставщика среди МСП, аналогия четко прослеживается.
Прецедент второй, или новые разъяснения Минфина РФ
Тенденция на запрет проведения «спецторгов» у единственного поставщика начала набирать обороты, и в ноябре 2023 года появились новые разъяснения Минфина РФ, согласно которым заказчики должны проводить закупки среди субъектов МСП любым способом, не противоречащим положению о закупке. При этом закупка у единственного поставщика среди МСП не является ненадлежащим способом закупки при условии соблюдения заказчиком процедурных норм ПП РФ №1352.
В начале 2024 года снова появились разъяснения Минфина РФ, в которых речь идет о невозможности проведения «спецторгов» у единственного поставщика. То есть в этом году развитие ситуации вокруг запрета закупок у единственного поставщика продолжается. Вдобавок к разъяснениям Минфина появились постановления УФАС, когда заказчику указывают на невозможность проведения закупок у единственного поставщика среди МСП.
Но! Вместе с тем комиссия УФАС указала на возможность проведения закупок с применением механизма «электронного магазина», то есть с применением норм п.20.1 ПП РФ № 1352 — в электронной форме на федеральных ЭП.
Прецедент третий, или распространение требования п. 20.1 ПП РФ № 1352 на любую неконкурентную закупку у МСП
Распространение требования п. 20.1 ПП РФ № 1352 на любую неконкурентную закупку у МСП привело к тому, что неконкурентные «спецторги» должны проводится только в электронной форме на электронной площадке. Нарушение может повлечь штраф вплоть до 300 000 руб.
Пример из практики. Некий заказчик проводил неконкурентные закупки для МСП, в том числе в бумажной форме. УФАС указал заказчику на нарушение п. 20.1 ПП РФ № 1352 ввиду того, что неконкурентные закупки для МСП не могут проводиться не в электронной форме. Столкнувшись с таким подходом, заказчик посчитал его чрезмерным и пытался оспорить в судебном порядке. Однако во второй половине 2023 года три судебные инстанции — суд первой инстанции (решение АС Кемеровской области от 07.07.2023 по делу № А27-7022/2023), апелляционная инстанция (постановление 7 ААС от 24.08.2023 г. по делу № А27-7022/2023), кассационная инстанция (постановление АС Западно-Сибирского округа от 25.12.2023 по делу № А27-7022/2023) — поддержали действия ФАС.
Выводы
Безусловно, к неконкурентным закупкам у МСП можно относиться по-разному. Заказчик может проводить их, как раньше, однако в этом случае ему надо принять риски обжалования таких закупок с учетом прецедентов, рассмотренных выше.
Вторым вариантом будет принимать требования пункта 20.1 ПП РФ № 1352. Учитывая практику распространения этого пункта на все неконкурентные закупки у МСП, если заказчиком в положении о закупке установлен неконкурентный способ закупки среди МСП, то такую закупку целесообразно проводить в электронной форме на федеральных ЭП.
Кстати, недалек тот день, когда заказчику, размещающему неконкурентные закупки у МСП (в том числе у единственного поставщика), укажут на невозможность установить цену такой закупки выше 20 млн руб. Но это уже тема следующей статьи.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети