РБК Компании

Как построить систему обучения сотрудников: 5 факторов эффективности

Win-win-подход и 5 факторов эффективности: что учитывать при разработке эффективного образовательного комплекса? Рекомендации от СберМаркетинга
Как построить систему обучения сотрудников: 5 факторов эффективности
Анна Соина
Анна Соина
руководитель отдела организации обучения и развития СберМаркетинга

Опыт в HR более 10 лет — в областях подбора, адаптации, развития, оценки, ведения разных HR-проектов

Подробнее про эксперта

Возникновение новых процессов и технологий требует от специалистов рекламной отрасли непрекращающегося развития. По итогам 2023 года СберМаркетинг вошел в топ-2 рейтинга работодателей рекрутингового портала hh.ru — и чтобы достигать таких результатов и удерживать их, необходимо выстраивать действенную внутреннюю систему обучения сотрудников. Какие пять факторов следует учитывать при разработке эффективного образовательного комплекса, рассказала Анна Соина, руководитель отдела организации обучения и развития СберМаркетинга.

Как выстроить эффективную систему обучения

Работу в рекламной индустрии отличает быстрый темп, нагрузка и мультизадачность. К этим характеристикам прибавляем высокую динамику развития рынка и инструментария. Это означает, что компаниям и специалистам необходимо находиться в режиме непрерывного обновления профессиональных знаний и навыков. Лучшее средство — синхронизация усилий, когда работодатель разрабатывает и предлагает обучающие/развивающие программы, позволяющие обеим сторонам оставаться в выигрыше.

Обучение позволяет приобрести

Возможности для компании:

  • повысить эффективность каждого сотрудника с самого старта и минимизировать/избежать траты времени на поиски лучших решений;
  • наладить коммуникацию, координацию и культуру взаимодействия между отделами и внутри подразделений;
  • повысить вовлеченность сотрудников в рабочие процессы, их лояльность и интерес к карьерному треку внутри компании;
  • снизить текучку кадров и привлечь таланты.

Возможности для сотрудников:

  • получить экспертизу и новый опыт, выйти из привычной рабочей активности, сделать что-то новое для себя;
  • взглянуть на привычные процессы с другого ракурса — смоделированные ситуации помогают участникам оценить их объективно снаружи;
  • лучше узнать себя и повысить стрессоустойчивость — обучение помогает выработать быструю и адекватную реакцию на ситуации, которые возникают в рабочем процессе и провоцируют эмоциональное напряжение или быстрое выгорание;
  • познакомиться с коллегами — в ходе смешанных групповых сессий сотрудники устанавливают личные контакты, в том числе с теми, с кем работают над задачами дистанционно.

Чтобы система обучения работала корректно и эффективно, необходимо обратить внимание на ряд важных факторов.

Фактор 1. Структура

В СберМаркетинге за обучение и развитие сотрудников отвечает специальный отдел с бизнес-тренерами. Поскольку для компании размером 1000+ сотрудников важна системность, последовательность, понимание и доступ к механике внутренних процессов.

Программы делятся на:

  • Обязательные помогают всем сотрудникам действовать и принимать решения в единой корпоративной рамке. В СберМаркетинге это программы по правилам кибербезопасности, коммуникации, публичному поведению, клиентоцентричности.
  • Факультативные обучающие сессии, направленные на повышение специальных навыков, исходя из целей и должностных потребностей отдельных сотрудников/руководителей/команд и подразделений.

Отталкиваясь от задач и потребностей бизнеса, специалисты отдела обучения и развития разрабатывают программы инхаус или приглашают внешних экспертов, когда, например, требуется прокачка хард-скиллов в узкопрофильных областях. Важная особенность качественных программ — их сегментация для более точечной и целенаправленной проработки задач без потери времени на нерелевантную информацию.

Фактор 2. Форматы

В работе рекомендуем использовать все классические форматы и их миксы: тренинги, мастер-классы, вебинары, лекции, также предлагаем строить программу встречи с уклоном на практику, отработку навыка, анализ поведения, обратную связь. Часто в рамках обучения руководителей мы проводим исследования команды или тех или иных ее атрибутов (например, анализ ключевых параметров мотивации команды или уровня психологической безопасности в команде), а затем вместе с участниками разбираем результаты, ищем взаимосвязи, делаем выводы. Также мы всегда предлагаем участникам посттренинговую поддержку в индивидуальном формате или в формате кейс-клубов.

Фактор 3. Гибкость и персонализация

Приоритетом обучающей программы должна быть ее эффективность, а не факт наличия. Именно поэтому важен персональный и гибкий подход.

Онлайн-, офлайн-, гибридный типы обучения — в современной компании с большим штатом сотрудников должна быть вариативность доступа к информации. Такой подход повышает качество восприятия и усвоения знаний.

Другой важный пункт — длительность обучающих занятий. Затяжной мастер-класс может отнимать много рабочего времени и при этом не быть высокоэффективным, поскольку слушатели могут не справиться с большим объемом новой информации и расфокусироваться вследствие тревоги из-за потери контроля над текущими задачами. Мы стараемся делать тренинги максимально доступными и комфортными по времени. Например, сессию на 6–8 часов разбиваем на две встречи по 3–4 часа. 

Помимо этого, одну и ту же тему тренинга, например «Партнерство и человекоцентричный сервис», мы адаптируем под каждый департамент, так как в разных сферах деятельности и в разных командах есть свои нюансы, свои кейсы, свои задачи.

Фактор 4: Мотивация

В таком деле, как профессиональное развитие, личное желание обучающихся и готовность применять полученные знания — основа будущего результата. Идеальная ситуация предполагает наличие у каждого сотрудника плана развития, который поможет ему продвигаться по карьерному треку. Обычно план развития на 70% состоит из рабочих задач, которые помогут сотруднику развивать и практиковать новые навыки, на 20% — из менторства и на 10% — из обучения.

Желательно, чтобы план развития формировался коллективно, с участием и сотрудника, и руководителя. Чтобы каждая сторона могла поделиться своим видением ситуации, своими пожеланиями и предложениями.

Важно, что этот процесс не должен быть директивным: если человек не готов вовлекаться в учебу и развитие из-за высокой рабочей нагрузки, стресса, личных причин, то в первую очередь руководитель должен помочь сотруднику преодолеть этот этап. И только после этого переходить снова к вопросам развития.

Фактор 5. Результативность

Чтобы точнее оценить пользу от обучающих программ, мы анализируем разные метрики:

1.  Метрики процесса. На этом этапе оцениваем процент подтвердившихся заявок, долю участия, доходимость, нагрузку.

2. Метрики результата: удовлетворенность, NPS, training transfer (перенос результатов тренинга) со стороны участника и руководителя, тестирования. 

Совокупность перечисленных факторов помогает выстраивать эффективную систему обучения

Для рекламных агентств обучающие программы — инвестиция, которая улучшает или оптимизирует бизнес-процессы и позволяет оставаться на гребне волны, а для сотрудников — ценная возможность профессионального развития и построения карьерного трека. Однако, чтобы повысить производительность сотрудников, обеспечить лучший клиентский сервис и увеличить прибыль, необходим системный и последовательный подход, в основе которого — открытость к новым подходам и вызовам, а также факторы, рассмотренные в нашей статье. Принимайте их во внимание и становитесь успешнее.

Интересное:

«Angel Relations Group» Тренды digital-репутации 2025

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
16 декабря 2018
Уставной капитал
11 000,00 ₽
Юридический адрес
г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Академический, ул. Вавилова, д. 19, этаж 3, помещ. в.03.016
ОГРН
5187746006157
ИНН
7736319695
КПП
773601001
Среднесписочная численность
434 сотрудника

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия