РБК Компании

«10 минут телефонного интервью помогут понять о кандидате все»

Собрать эффективную команду — сложная, но выполнимая задача. Главное на этапе подбора персонала — учесть все нюансы
«10 минут телефонного интервью помогут понять о кандидате все»
Источник изображения: Личный архив Ольги Томашевой / компания «Звено успеха»
Ольга Томашева
Ольга Томашева
Генеральный Директор

Основатель компании по подбору персонала, рекрутер, психолог, коуч, аналитик системы дизайна человека

Подробнее про эксперта

За каждой успешной компанией стоит команда талантливых и преданных своему делу людей. Как собрать их вместе? За 20 лет работы в сфере рекрутмента эксперт по подбору персонала и основатель кадрового агентства Ольга Томашева нашла ответ на этот вопрос. Она рассказала о системе HR-брендинга нового поколения и объяснила, как вывести рекрутинг на иной уровень, когда работа с персоналом не ограничивается подбором, а включает комплекс мероприятий по формированию эффективной и стабильной команды.

Ольга Томашева — рекрутер, эксперт в области подбора персонала. В 2009 году основала компанию «Звено успеха» и вместе со своей командой принимала участие в развитии крупных федеральных проектов.

 — Расскажите, почему решили связать свою жизнь с подбором персонала?

 — Не скажу, что это было мечтой или осознанным решением, скорее, стечением обстоятельств. Я случайно попала в рекрутинговое агентство, до этого пройдя достаточно интересный путь. Думаю, все началось с мечты учиться в Англии. Поэтому одно из моих образований — лингвистическое. Я усердно изучала язык, чтобы приблизить свою мечту. Кстати, мне это почти удалось. Прошла отбор в бизнес-школу в Лондоне, но мне не дали визу без объяснения причин. Пришлось быстро искать варианты, потому что отказываться от своей идеи совсем я была не готова. В итоге записалась на курсы подготовки в MBA в Москве. Так я попала в Россию (прим. Ольга Томашева родилась и выросла в Белоруссии).

 — Вам было важно получить именно бизнес-образование? С чем это связано?

 — Так сложились обстоятельства. В какой-то момент я соприкоснулась с бизнес-средой, и она меня вдохновила. Я была девушкой-студенткой Минского университета с неуемной жаждой самостоятельности, независимости и неплохим знанием иностранных языков. Перевелась на заочное, чтобы совмещать учебу и работу, и устроилась ассистентом-переводчиком генерального директора одной крупной известной компании в Беларуси. Это стало переломным моментом.

Ольга Томашева: «Мне пришлось срочно повзрослеть, чтобы соответствовать среде, в которой я оказалась. Меня окружали не студенты-приятели, а серьезные люди, бизнесмены, руководители. Я осваивала правила дресс-кода, делового общения и понимала: это настолько мое, что я ни за что не расстанусь с этим новым удивительным миром»

Благодарна этому этапу не столько за большой практический опыт, сколько за то, что он дал понять, в каком направлении мне развиваться. Я чувствовала нехватку знаний. Отсюда и стремление получить бизнес-образование. Пусть даже не в Лондоне.

 — Рекрутинговое агентство, в которое вы случайно попали, было в Москве? 

— Да. Я приехала в незнакомый мегаполис, никого не знала, искала работу. Мне позвонили из международного рекрутингового агентства Antal International. Если честно, мне было нечего им предложить, кроме владения иностранными языками. Не было опыта в найме персонала. Я даже города не знала. Меня взяли на совсем незначительную позицию с не самыми привлекательными условиями

Ольга Томашева: «Буквально за полгода я выросла до старшего консультанта. А потом стала руководителем розничного направления»

— Как думаете, что предопределило ваш успех? 

— Интерес. Эта сфера показалась мне настолько удивительной, что я с большим желанием и рвением погрузилась во все процессы. Компания международная, мы работали с людьми со всего мира. К тому же, время для рекрутмента было поразительным, своего рода расцвет. В начале нулевых в России открывались сети. Потребность в персонале была колоссальной. Да, мы не располагали инструментами, которые сегодня делают рекрутмент более быстрым и удобным, но имели стабильную большую загрузку.

 — Как пришла идеи организовать собственное агентство?

 — В 2008 году я попробовала себя в роли руководителя. Меня пригласили возглавить только что открывшееся агентство. Я собрала хорошую команду и верила в успех. К сожалению, из-за кризиса надежды не оправдались. Сфера рекрутмента ощущает любые кризисные явления чуть ли не раньше всех. Услуги агентства по подбору персонала — статья расходов, которую урезают в неблагоприятные времена. Вместе с частью команды меня взяли обратно в Antal, но я быстро поняла, что переросла позицию наемного сотрудника. Мне хотелось делать что-то свое. И вот осенью 2009 года мы вместе с партнером открыли агентство «Звено успеха». 

— Проект сразу имел успех или к нему пришлось идти? 

— Пришлось идти. Обстоятельства не играли нам на руку. Посткризисный рынок только начинал «расправлять плечи». Для новичков не самый благоприятный период. Полгода мы пытались удержаться на плаву, даже офис снимали «по бартеру» — подбирали для арендодателя персонал бесплатно. Я понимала: нас спасет только крупный проект с постоянным большим объемом. Таким проектом стала глобальная международная сеть Burger King. Тогда она только заходила в Россию. Наша команда смогла стать частью этого проекта. Мы многие годы сотрудничали в рамках эксклюзивного контракта на подбор персонала. Сначала формировали команду в Москве, а потом и по всей стране. В год открывали не менее 100 ресторанов в разных регионах.

Ольга Томашева: «Порядка 70% персонала, офисных сотрудников, которых мы подобрали, работают до сих пор»

 — Как агентству-новичку удалось получить такой масштабный проект?

 — Мы пошли в обход. Было очевидно, что длинную цепочку отбора на разных уровнях мы не пройдем. Единственный шанс — связаться напрямую с акционером. Это я и сделала. 

— Как убедили его, что вы лучшие?

 — Я зашла с козырей. У меня были на руках резюме действующих сотрудников известной сети фастфуда. Я выразила убежденность, что привлекать к работе людей с опытом в сфере быстрого питания — очень разумное решение. Он согласился. Так всего за 5 минут разговора по телефону был сделан огромный судьбоносный шаг для нашего агентства. 

— Как вам удается подбирать сотрудников, которые потом работают долго и эффективно?

 — Думаю, это опыт, в первую очередь, плюс у меня второе образование по психологии (гештальт-психотерапевт). Эти две составляющие помогли вырастить в себе некоего наблюдателя, который не навязывает свои представления и ценности, а принимает позицию другого человека, заказчика. Если я начала работать с кем-то, то моя задача — не ставить субъективные оценки его требованиям. Я должна почувствовать, что клиенту нужно, и постараться дать ему это. Причем именно так — почувствовать. Ведь мы работаем обычно с первыми лицами, руководителями, собственниками бизнеса. Они редко дают детальную обратную связь. Обычно запрос такой: «Хочу хорошего сотрудника». Что значит «хорошего» — это и предстоит выяснить. Надо задать правильные вопросы и суметь их проанализировать, чтобы потом составить профиль подходящего кандидата и подобрать сотрудника на долгие годы

Ольга Томашева: «Я всегда говорю своим рекрутерам: «Если вы не умеете видеть глазами клиента, у вас нет шанса на успех в рекрутменте». Нет хороших и плохих кандидатов. Есть подходящие и неподходящие. Один и тот же профиль специалиста будет интерпретирован работодателями по-разному. Кому-то он покажется очень интересным, а кому-то — слабым и несостоятельным» — Дело в том, что помимо базовых ценностей, на которые запрос у подавляющего большинства (обязательность, адекватное поведение и т.д.), есть индивидуальные. Например, компании требуется сотрудник-трансформатор, который придет и сделает «революцию». У нас есть резюме кандидата с идеальными данными по образованию и опыту. Более того, он сам заявляет, что готов возглавить «переворот». Но в процессе работы с этим кандидатом мы понимаем, что его функция иная — созидать, питать и поддерживать. В другой компании он станет незаменимым, а конкретно в этой, настроенной на глобальные изменения, просто затеряется в толпе. 

— Как понять, что кандидат идеальный? 

— Есть много методов оценки. Считаю, что современный рекрутмент уже давно перерос уровень классических тестов, которые позволяют выявить профессиональные компетенции и оценить опыт кандидата. Чтобы быть успешным в конкретной команде, необходимо обладать определенным набором личных качеств. Есть много примеров, когда опытный профессионал не показывал никаких результатов, а потом на его место приходил молодой специалист и добивался поразительных успехов. К счастью, сейчас есть много методик, которые позволяют это понять не методом «проб и ошибок», а на этапе подбора. Мы составляем подробный психологический портрет кандидата, используем такие приемы, как нумерология и дизайн человека.

Ольга Томашева: «10 минут по телефону достаточно, чтобы понять про кандидата все — его сильные и слабые стороны, мотивацию и цели» 

— Расскажите, о чем мечтаете? 

— У меня есть желание и потребность делиться опытом, транслировать идею индивидуального подхода к подбору персонала, чтобы результатом работы рекрутера стало обоюдно перспективное сотрудничество. Заказчик получал инициативного специалиста, который соответствует ценностям компании. Работник — место, где он реализует свой потенциал. Это совершенно иной уровень рекрутмента, система HR-брендинга нового поколения, когда на первый план выходят не профессиональные компетенции, а личность человека. Ведь можно не только подобрать готового специалиста, но и «сделать» его. Иными словами, не просто найти человеку работу, а «прокачать» его для достижения тех или иных целей, которые он себе ставит. Точно так же можно работать и на уровне готовой команды. Поиск подходящих кандидатов — это лишь один из этапов. Мы берем на себя ведение команды, профессиональные трансформации внутри рабочей группы, повышение квалификации, развитие мотивации достижения — сотрудник с такой мотивацией гораздо эффективнее коллеги с мотивацией преодоления. Цель всех этих мероприятий — создать гармоничную атмосферу внутри коллектива, чтобы каждый чувствовал себя на своем месте и подходил к своим обязанностям с удовольствием и «горящими глазами». Над этим направлением мы уже работаем. Верю, за ним будущее.

Блиц-опрос

— Кто я?

 — Эксперт-трансформатор с нестандартным взглядом и ориентацией на результат.

— Куда я иду?

 — В масштаб и развитие. Понимаю, что должна реализовывать свой внутренний потенциал, в том числе путем трансляции своего опыта. 

— С кем я иду?

— У меня свой путь. Но я бы с удовольствием прихватила попутчиков, которые разделяют мои ценности. А самым ценным я считаю человеческую индивидуальность. Каждый из нас уникален, интересен, но почему-то мы стремимся быть похожими на других, стирая свою уникальность. Мне бы хотелось открывать в людях эту «разность». Если кто-то ставит перед собой схожие задачи, нам по пути. 

— За чем я иду?

— За вдохновением.

Последнее изменение: 10 января 2025

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации24.12.2024
РегионМосковская область
ОГРНИП 324508100727158
ИНН 971513592402

Контакты

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия