Зачем бизнесу тестировать IT-продукты
Какие бывают этапы и виды тестирования, и что QA дает компаниямСегодня ИТ-технологии стали неотъемлемой частью бизнеса. Они позволяют компаниям оптимизировать процессы, улучшать взаимодействие с клиентами и повышать эффективность работы. Чтобы обеспечить пользователям качественные ИТ-решения, многие компании тщательно тестируют их на каждом этапе разработки и перед релизом. Однако в российском ИТ-сегменте до сих пор бытует мнение, что тестирование продукта — необязательный процесс, и функции тестировщиков могут выполнять сами разработчики или product-менеджеры. Этот стереотип возникает чаще всего из-за того, что бизнес не осознает ценность тестирования, т.к. не видит непосредственного результата этого процесса. Также компании могут пренебрегать тестированием, желая ускорить процесс разработки и полагая, что таким образом смогут сократить затраты на создание продукта. Разберемся, зачем же бизнесу все же стоит включить тестирование в список обязательных этапов разработки ИТ-продукта.
Что такое тестирование и что оно дает
Тестирование программного продукта — важный этап в процессе его разработки, направленный на обеспечение качества, надежности и его производительности. Тестировщики проверяют решение на ошибки, дефекты, соответствие ожиданиям пользователей и требованиям бизнеса. Грамотно выстроенный процесс тестирования позволяет компаниям:
- Улучшить надежность и качество продукта. Выявляются и устраняются баги и недоработки в ПО, которые могут негативно сказаться на его работоспособности и пользовательском опыте. Это особенно важно для компаний, работающих с клиентами, т.к. некачественный продукт может привести к негативным отзывам и потере лояльности пользователей.
- Проверить функциональность под разными нагрузками. Тестирование позволит моделировать различные сценарии и оптимизировать код, что снижает вероятность сбоев и увеличивает скорость работы продукта.
- Найти критические ошибки и определить их закономерности. Грамотный процесс тестирования включает в себя не только выявление существующих ошибок, но и активное предупреждение возможного появления новых багов, что является ключевым аспектом создания успешного ИТ-продукта. Анализ причин появления дефектов позволяет тщательнее планировать тесты, учитывая различные сценарии использования, а также особенности функционала.
- Ускорить time-to-market нового функционала. Эффективное тестирование сокращает время разработки продукта и позволяет быстрее вывести его на рынок. Это дает компании конкурентное преимущество и возможность оперативно реагировать на изменения в потребностях клиентов и рыночных условиях.
- Улучшить обратную связь о продукте. Во время альфа- и бета-тестирования бизнес получает фидбек от пользователей, который позволяет им понять, какие функции и возможности наиболее востребованы, а какие требуют улучшения. Это помогает создать продукт, который будет точно соответственность ожиданиям пользователей.
- Обеспечить необходимый уровень безопасности данных. Сегодня многие компании используют ИТ-решения для хранения и обработки конфиденциальной информации, например, персональных данных клиентов. Тестирование безопасности обеспечивает защиту этой информации от несанкционированного доступа, кражи, потери и других угроз.
- Сократить расходы на обслуживание продукта. Если компании не тестируют продукт на стадии разработки, то в дальнейшем им придется нести солидные расходы за техническую поддержку и исправление ошибок, когда продукт уже будет выпущен на рынок.
Какие бывают этапы и виды тестирования
Как правило, в большинстве проектов этапы тестирования схожи. В первую очередь прорабатываются требования к продукту — изучается документация, спецификация продукта, анализируются требования к продукту, пользовательский опыт. Таким образом определяются области, которые необходимо протестировать. Далее разрабатывается стратегия, план тестирования и создается тестовая документация, в которой прописываются тест-кейсы, метрики, которые будут использоваться во время тестирования. В тестовой документации также фиксируется, какие именно тесты планируется провести в процессе работы.
Существует несколько видов тестирования, каждый из которых имеет свои методы, инструменты и подходы для решения различных задач по обеспечению качества ПО:
- Функциональное тестирование — тестирование ПО, направленное на проверку поведения компонента или системы на соответствие заданным функциональным требованиям. Функциональное тестирование включает в себя:
- Модульное тестирование
- Интеграционное тестирование (серого ящика)
- Системное тестирование (сквозное, черного ящика, санитарное, smoke)
- Регрессионное тестирование
- Приемочное тестирование
- Нефункциональное тестирование — тестирование ПО, которое оценивает ряд критических аспектов системы, способствующие формированию общего впечатления пользователей и стабильности системы. Сюда относятся:
- Тестирование производительности (нагрузочное, стрессовое, объемное)
- Тестирование удобства использования (юзабилити, кроссбраузерное, доступности)
- Тестирование безопасности (pentest)
- Тестирование на совместимость
- Тестирование на отказ и восстановление
- Тестирование конфигурации
- Ручное тестирование (QA manual) — QA manual — процесс тестирования ПО людьми, которые взаимодействуют с приложением и оценивают его поведение без поддержки автоматизированных тестовых сценариев или инструментов. Ручное тестирование включает:
- Подготовку тестовой документации (тест-анализ, выбор стратегии тестирования, тест-дизайн, исследовательское тестирование)
- Функциональное тестирование
- Тестирование удобства использования
- Кросс-браузерное и кросс-платформенное тестирование
- Отслеживание исправления ошибок
- Регрессионное тестирование
- Приемочное тестирование
- Автоматизированное тестирование (QA automation) — процесс выполнения тестов с помощью тестовых сценариев, инструментов и фреймворков. Автоматизированное тестирование включает:
- Проектирование архитектуры фреймворка автотестов с учетом особенностей объекта тестирования.
- Создание прототипов и реализация модульных тестов.
- Реализацию регрессионных тестов.
- Реализацию сценариев из группы end-to-end тестирования.
- Настройку инфраструктуры для выполнения автотестов.
- Настройку отчетности и информирования о результатах запуска тестов.
- Внедрение автотестов в систему непрерывной интеграции.
Резюме
Тестирование ИТ-продуктов является неотъемлемой частью процесса разработки любого проекта. Оно помогает улучшить качество, производительность, безопасность и соответствие стандартам продукта, ускоряя его выход на рынок. Поэтому компаниям не следует пренебрегать этим этапом. Если в команде разработки нет экспертизы, то можно привлечь внешних независимых тестировщиков, которые смогут быстро выявить «узкие места» продукта и предоставят рекомендации для достижения желаемых бизнес-показателей.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети