РБК Компании

Что делать, если конкуренты используют ваш товарный знак в рекламе

Вы обнаружили свой бренд в рекламе конкурирующей фирмы. Что сделать, чтобы прекратить его незаконное использование
Что делать, если конкуренты используют ваш товарный знак в рекламе
Елена Лучинина
Елена Лучинина
Исполнительный директор патентного бюро «Железно»

Заместитель председателя Гильдии юристов при «Московской торгово-промышленной палате». Победительница премии «Главные женщины-2023» в номинации «Юридические услуги».

Подробнее про эксперта

Владимир из Екатеринбурга четыре года вел бизнес совместно с женой. Супруги имели небольшую пекарню, готовили выпечку для розничной продажи и на заказ.

Два года назад они зарегистрировали свое название в Роспатенте. Как оказалось — не зря. Друг семейной пары, путешествуя по стране, услышал по радио идентичное название — тоже у пекарни. 

Как выяснилось, конкурент даже не проверял, свободно ли наименование — просто выбрал понравившееся и начал активно развивать бизнес. 

Предпринимателям удалось договориться. Владимир с нашей помощью составил и направил конкуренту досудебную претензию. Тот в свою очередь признал ошибку и выбрал другое название, а рекламу под чужим брендом — прекратил.

Патентное бюро «Железно» подготовило собственный алгоритм действий в подобных ситуациях. Вы можете следовать ему, если обнаружите, что кто-то нарушает ваши исключительные права. В частности — использует товарный знак в рекламе.

Шаг 1. Проверяем, есть ли нарушение

Не любое упоминание товарного знака является нарушением. Если бренд назван в ознакомительных целях — ничего плохого это упоминание не несет и нарушением прав не считается. 

К примеру, кафе с зарегистрированным названием «Три пончика» попало в рейтинг заведений, где можно попробовать берлинеры. В этом нет ничего противозаконного. 

А если кто-то откроет собственное кафе с таким же названием и не заручится разрешением правообладателя — факт нарушения будет очевиден. 

Неправомерное использование товарного знака имеет три признака: 

  1. Сходство до степени смешения

Обозначения настолько похожи, что их можно спутать — внешне, по звучанию или значению.

2. Однородность видов деятельности

То есть названия используются в одних и тех же нишах. Как в случае Владимира — производство и торговля выпечкой.

3. Коммерческое использование без согласия правообладателя

Это значит, что нарушитель получает прибыль, используя ваш товарный знак:

  • в онлайн и оффлайн рекламе;
  • на вывесках; 
  • в доменном имени;
  • на упаковках продукции.

Если все три признака соблюдаются — нарушение на лицо. Его нужно зафиксировать — снять фото и видео, нотариально заверить сайт, сделать скриншоты, провести контрольную закупку и сохранить чеки. 

После того, как доказательства нарушения собраны, можно приступить к написанию досудебной претензии конкуренту.

Шаг 2. Составляем досудебную претензию

Она является подтверждением того, что вы пытались мирно договориться с конкурентом. 

Надо сказать, что претензия необходима не всегда: 

  • не обязательна — если вы просто хотите прекратить использование обозначения. С этим требованием можно сразу обратиться в суд. 
  • обязательна — если вы планируете получить компенсацию за нарушение прав на бренд.

Требование компенсации нужно прописать в тексте претензии. А вот сумму можно обсудить с нарушителем отдельно — например, в переписке.

Не существует универсальной формы досудебной претензии, но есть перечень обязательных пунктов:

  1. Данные нарушителя
  • ФИО или наименование юр. лица;
  • ИНН;
  • ОГРНИП/ОГРН;
  • полный юридический адрес. 

2. Основания

Расскажите, что вам стало известно о незаконном использовании товарного знака. Получатель должен знать, в чем суть вашего обращения. 

3. Требования

По закону вы можете требовать: 

  • прекратить использование товарного знака;
  • прекратить рекламу; 
  • возместить убытки;
  • выплатить компенсацию;
  • уничтожить контрафакт за свой счет — в случае, если есть маркированные товары.

4. Срок исполнения требований

Можно указать любой временной период, но в рамках разумного. У нарушителя должна быть возможность выполнить условия.

5. Доказательство ваших прав на товарный знак

Приложите подтверждение того, что бренд действительно принадлежит вам — номер обозначения, копию свидетельства на отдельном листе или выписку из открытых реестров ФИПС.

Шаг 3. Направляем претензию нарушителю

Обязательно направляйте документ на актуальный юридический адрес заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Если это делает ваш представитель — оформите на него доверенность и приложите ее копию к письму.

Сохраняйте все чеки, которые вам предоставит почта.

Шаг 4. Ждем ответа

Традиционно срок ожидания составляет 30 дней. 

Вы имеете полное право обратиться в суд, если нарушитель:

  • не исполнил требования в указанный срок;
  • отказался получать письмо;
  • получил письмо и проигнорировал его.

Обычно все спорные ситуации заканчиваются именно на этапе претензии — как и произошло в истории Владимира. 

Мирное решение — хороший путь для обеих сторон. Если правообладатель обратится в суд, его ждет общение с юристами, судебные заседания, временные и материальные затраты. 

А нарушитель в случае проигрыша будет обязан выполнить требования владельца бренда и выплатить судебные издержки. Но главное, что его ждет — это компенсация в пользу правообладателя. Она может вырасти кратно и окончательно поставить крест на его бизнесе.

Чтобы конкуренты не могли незаконно использовать адрес вашего сайта в рекламе или в качестве домена, стоит зарегистрировать его как товарный знак. Так вы прекратите продвижение сайтов-клонов, а нечестные конкуренты не смогут пользоваться вашей репутацией и уводить покупателей. Узнайте в экспертной статье, как зарегистрировать домен как товарный знак

Последнее изменение: 28 июля 2023

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации13.11.2019
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Кировская область ГОРОД КИРОВ ГОРОД КИРОВ УЛ ВОРОВСКОГО 107 ПОМЕЩ. 42А
ОГРН 1194350012867
ИНН / КПП 4345497285 434501001
Среднесписочная численность68 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Киров, ул. Воровского, д. 107, ТЦ «Баско», 4 этаж
Телефон +74951047454

Социальные сети