Что делать, если конкуренты используют ваш товарный знак в рекламе
Вы обнаружили свой бренд в рекламе конкурирующей фирмы. Что сделать, чтобы прекратить его незаконное использованиеЗаместитель председателя Гильдии юристов при «Московской торгово-промышленной палате». Победительница премии «Главные женщины-2023» в номинации «Юридические услуги».
Владимир из Екатеринбурга четыре года вел бизнес совместно с женой. Супруги имели небольшую пекарню, готовили выпечку для розничной продажи и на заказ.
Два года назад они зарегистрировали свое название в Роспатенте. Как оказалось — не зря. Друг семейной пары, путешествуя по стране, услышал по радио идентичное название — тоже у пекарни.
Как выяснилось, конкурент даже не проверял, свободно ли наименование — просто выбрал понравившееся и начал активно развивать бизнес.
Предпринимателям удалось договориться. Владимир с нашей помощью составил и направил конкуренту досудебную претензию. Тот в свою очередь признал ошибку и выбрал другое название, а рекламу под чужим брендом — прекратил.
Патентное бюро «Железно» подготовило собственный алгоритм действий в подобных ситуациях. Вы можете следовать ему, если обнаружите, что кто-то нарушает ваши исключительные права. В частности — использует товарный знак в рекламе.
Шаг 1. Проверяем, есть ли нарушение
Не любое упоминание товарного знака является нарушением. Если бренд назван в ознакомительных целях — ничего плохого это упоминание не несет и нарушением прав не считается.
К примеру, кафе с зарегистрированным названием «Три пончика» попало в рейтинг заведений, где можно попробовать берлинеры. В этом нет ничего противозаконного.
А если кто-то откроет собственное кафе с таким же названием и не заручится разрешением правообладателя — факт нарушения будет очевиден.
Неправомерное использование товарного знака имеет три признака:
- Сходство до степени смешения
Обозначения настолько похожи, что их можно спутать — внешне, по звучанию или значению.
2. Однородность видов деятельности
То есть названия используются в одних и тех же нишах. Как в случае Владимира — производство и торговля выпечкой.
3. Коммерческое использование без согласия правообладателя
Это значит, что нарушитель получает прибыль, используя ваш товарный знак:
- в онлайн и оффлайн рекламе;
- на вывесках;
- в доменном имени;
- на упаковках продукции.
Если все три признака соблюдаются — нарушение на лицо. Его нужно зафиксировать — снять фото и видео, нотариально заверить сайт, сделать скриншоты, провести контрольную закупку и сохранить чеки.
После того, как доказательства нарушения собраны, можно приступить к написанию досудебной претензии конкуренту.
Шаг 2. Составляем досудебную претензию
Она является подтверждением того, что вы пытались мирно договориться с конкурентом.
Надо сказать, что претензия необходима не всегда:
- не обязательна — если вы просто хотите прекратить использование обозначения. С этим требованием можно сразу обратиться в суд.
- обязательна — если вы планируете получить компенсацию за нарушение прав на бренд.
Требование компенсации нужно прописать в тексте претензии. А вот сумму можно обсудить с нарушителем отдельно — например, в переписке.
Не существует универсальной формы досудебной претензии, но есть перечень обязательных пунктов:
- Данные нарушителя
- ФИО или наименование юр. лица;
- ИНН;
- ОГРНИП/ОГРН;
- полный юридический адрес.
2. Основания
Расскажите, что вам стало известно о незаконном использовании товарного знака. Получатель должен знать, в чем суть вашего обращения.
3. Требования
По закону вы можете требовать:
- прекратить использование товарного знака;
- прекратить рекламу;
- возместить убытки;
- выплатить компенсацию;
- уничтожить контрафакт за свой счет — в случае, если есть маркированные товары.
4. Срок исполнения требований
Можно указать любой временной период, но в рамках разумного. У нарушителя должна быть возможность выполнить условия.
5. Доказательство ваших прав на товарный знак
Приложите подтверждение того, что бренд действительно принадлежит вам — номер обозначения, копию свидетельства на отдельном листе или выписку из открытых реестров ФИПС.
Шаг 3. Направляем претензию нарушителю
Обязательно направляйте документ на актуальный юридический адрес заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
Если это делает ваш представитель — оформите на него доверенность и приложите ее копию к письму.
Сохраняйте все чеки, которые вам предоставит почта.
Шаг 4. Ждем ответа
Традиционно срок ожидания составляет 30 дней.
Вы имеете полное право обратиться в суд, если нарушитель:
- не исполнил требования в указанный срок;
- отказался получать письмо;
- получил письмо и проигнорировал его.
Обычно все спорные ситуации заканчиваются именно на этапе претензии — как и произошло в истории Владимира.
Мирное решение — хороший путь для обеих сторон. Если правообладатель обратится в суд, его ждет общение с юристами, судебные заседания, временные и материальные затраты.
А нарушитель в случае проигрыша будет обязан выполнить требования владельца бренда и выплатить судебные издержки. Но главное, что его ждет — это компенсация в пользу правообладателя. Она может вырасти кратно и окончательно поставить крест на его бизнесе.
Чтобы конкуренты не могли незаконно использовать адрес вашего сайта в рекламе или в качестве домена, стоит зарегистрировать его как товарный знак. Так вы прекратите продвижение сайтов-клонов, а нечестные конкуренты не смогут пользоваться вашей репутацией и уводить покупателей. Узнайте в экспертной статье, как зарегистрировать домен как товарный знак.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты