РБК Компании
Главная PR COMMUNITY 9 февраля 2024

Эксперт Наталья Машинистова об основных этапах развития маркетинга

Чтобы лучше понимать, что сегодня из себя представляет маркетинг, давайте вспомним, какие основные этапы развития он проходил
Эксперт Наталья Машинистова об основных этапах развития маркетинга
Наталья Машинистова
Наталья Машинистова
Эксперт PR COMMUNITY

Основатель текстильной компании N1 RED METER, cобственник швейного производства, основатель бренда одежды COCH.

Подробнее про эксперта

Свое развитие, как отдельная идея, маркетинг начал в начале прошлого века, и тогда все было гораздо проще чем сейчас.

Первый этап «Производственный». Началось все на заре эпохи бурного роста промышленности. Тогда нужно было просто производить товар. Народу много, товара мало, делай сколько сможешь, все купят. Маркетингу тогда не отводилось какой-то значимой роли. Просто нужно было сделать товара больше и дешевле, чем у других. Тогда и появились конвейерные типы производства, которые в значительной степени удешевляли производство. Вспомните знаменитый конвейер Форда.

Второй этап «Товарный». Здесь маркетинг начинает играть более важную роль. Однотипных товаров уже больше. Теперь нужно бороться за клиента, делая товар лучше, чем конкуренты.

Третий этап «Сбытовой». Именно здесь, на мой взгляд, мы сейчас и находимся. Много однотипного, качественного и не очень товара. И теперь, чтобы его лучше продавать, нужно начать изучать клиента. Четко выявлять его потребности и предпочтения, выстраивать логическую цепочку от выявления или формирования желания «купить» до конечной реализации продукта. На этом этапе маркетинг уже занимает свое заслуженное место «основного двигателя торговли».

Сменяются поколения, их предпочтения трансформируются вместе с развитием технологий. То, что работало еще вчера, уже не подходит. А о том, что работает сегодня, вчера даже и не думали. Так что же актуально сегодня? 

1. Преобладание видеоконтента над текстовым. Это, наверное, один из главных маркеров современного «быстрого» общества, поэтому я с него и начала. Информация на нас льется «из каждого утюга». Нужно успевать ее быстро воспринимать. Если раньше чтение было одним из основных каналов получения информации, теперь это роскошь. Времени читать или нет, или просто лень. Вместе с быстрой едой, мы так же быстро хотим и получать информацию. 

2. Нативная реклама. Люди устали от продаж «в лоб». У многих это сейчас вызывает больше раздражения, чем желания купить. Вы смотрите любимый фильм, и главный герой посреди интригующей сцены, вдруг, достает банку кофе или шоколадный батончик. И это действие никак не вписывается в сюжетную линию. А он делает это так, что невозможно не обратить на него внимания. Это вызывает раздражение, потому что вам начинает казаться, что вас принимают за дурака, столь откровенно «впаривая» этот товар. Или вспомните, как вы ведете себя, когда на телевизоре начинается рекламный блок? Быстро переключаете канал.

И другое дело, когда реклама гармонично встроена в контент. Когда это выглядит не как реклама, а как полезная информация. Как совет. 

В кино главный герой не вставляет в каждый диалог фразы о том, на каком великолепном автомобиле он ездит, и что все остальные машины в сравнении с ним «просто телеги». Нет. Он просто создает образ. И, если этот образ вас привлекает, вы начинаете неосознанно ассоциировать его с автомобилем именно этой марки. 

3. Сделайте свой продукт инфоповодом. Сейчас время соцсетей. Каждый стремится сделать фото или посты, которые привлекут внимание аудитории, вызовут интерес или удивление.  Даже если вы не блогер-миллионник, а за вашей страницей следят мама и пара ваших одноклассников. Один из трендов в этом направлении «Гиперболизация». Когда вы берете ваш обычный продукт и просто делаете его ненормально большим. Гигантская чашка с кофе и гигантский круассан в кафе. Ну как не выложить? И как не лайкнуть? Это один из примеров трендов в этом направлении. А поводов сделать ваш продукт источником контента можно найти много. 

4. Коллаборации. Тоже растущее направление в маркетинге и, на мой взгляд, одно из самых эффективных. Ищите компании, в которых интересы клиентов пересекаются с вашим продуктом. Или ваш продукт является логичным продолжением продукта другой компании. Как, например, продавцы покрытий для крыш объединяются с компанией по установке винтовых свай для строительства домов. Ведь логично, что после установки свай, рано или поздно возникнет потребность строить и крышу.

Часто ваша аудитория также интересна и второй стороне. Запускайте обоюдные рекламные компании на бартерной основе.

5. Блогеры и лидеры мнений. Это современные СМИ. Определенная часть аудитории, особенно молодой, навсегда отошла от привычных нам СМИ в виде телевидения и газет. Информацию они сейчас получают на просторах интернета. Используйте их.

Найдите блогеров в вашей сфере или людей, которые являются авторитетными для вашей целевой аудитории, и сделайте совместный проект, обзор, или просто закажите у них рекламу. Главное не забудьте про п. 2. Все это должно выглядеть максимально гармоничным. И человек, который будет это говорить, должен в этом разбираться. Тогда это будет иметь хороший эффект, как совет эксперта.

6. Геймификация. Поиграйте со своей аудиторией. Создайте квизы или викторины, связанные с вашим продуктом. Или розыгрыши и лотерей, когда можно получить дополнительную скидку или символичные призы. Это повышает вовлеченность клиента в ваш бренд и повышает интерес и лояльность. А, если вы это делаете на вашем сайте, еще и увеличит время нахождения на нем, что положительно считывается поисковой системой, и она начинает ранжировать ваш сайт, как интересный для пользователей, поднимая его в поиске.

Если у клиента могут возникнуть сложности с выбором вашего продукта, создайте быстрый тест. Результатом станет ваша рекомендация, какой именно товар лучше подходит под запрос клиента.

Можно внести соревновательный элемент в вашу систему лояльности, не просто присваивая баллы, но и устанавливая некие внутренние рейтинги, которые могут обернуться дополнительными бонусами для клиентов.

Я перечислила то, что на мой взгляд актуально сегодня. Но уже завтра могут появиться новые тренды и фишки. Поэтому, чтобы всегда быть в курсе, периодически мониторьте крупных игроков, и не только в вашей сфере. Или чаще общайтесь с вашими клиентами и включайте воображение, тогда, возможно, новый тренд зададите именно вы.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации29.03.2023
РегионМурманская область
ОГРНИП 323510000007710
ИНН 519091154114

Контакты

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия