РБК Компании

Заключайте договоры и фиксируйте условия: 7 советов бизнесу от юриста

Инна Гейкина, юрист и сооснователь медицинского центра «ОДА-МЕД», назвала ключевые моменты развития успешного бизнеса с юридической точки зрения
Заключайте договоры и фиксируйте условия: 7 советов бизнесу от юриста
Инна Гейкина
Инна Гейкина
Юрист, сооснователь медицинского центра «Центр восстановления здоровья»

Общественный деятель, аспирант кафедры гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право Академии РАНХиГС.

Подробнее про эксперта

На самом деле, как бы предприниматель ни старался избежать заключения договора — будь то с поставщиком или по собственной инициативе, в большинстве случаев это приводит к возникновению проблем и судебным искам спустя годы или месяцы. Поэтому в ведении бизнеса, особенно на его старте, крайне важно наличие юридической грамотности.

При создании бизнеса важно обучиться «азам» и изучить основные юридические аспекты, а также предпринимать определенные шаги, чтобы избежать ошибок и финансовых потерь. Ведь осознание возможных последствий своих действий или бездействия на начальном этапе бизнеса поможет вам реализовать проект, сделав это наиболее эффективно.

Заключайте договоры

Очень часто предприниматели, решив начать свое дело, составляют бизнес-план и действуют одномоментно: снимают помещение и сразу же запускают свою деятельность. Однако в процессе работы они понимают, что забыли учесть такие важные аспекты, как необходимость найма юриста или бухгалтера.

Важно понимать, что бизнес должен начинаться хотя бы с минимально проработанного бизнес-плана, даже если он написан нечетко. В документе должны отражаться все условия, в том числе и налогового учета — вы будете самостоятельно готовить отчетность, доверите дело сотруднику или воспользуетесь услугами аутсорсинга? Также в бизнес-план должны по пунктам включаться и другие основные моменты, включая найм персонала, решение юридических вопросов и систему мотивации сотрудников. Все эти условия следует зафиксировать во внутренних документах организации и в договоре, который для успешного функционирования предприятия не просто нужен, а необходим, как воздух.

Кроме того, вы можете прописать в договоре, что любые споры могут быть решены путем мирных переговоров, через заключение мирового соглашения без необходимости прибегать к кабальным условиям или сразу обращаться в суд — все зависит от вашей внутренней позиции и отношения к другим людям.

Самое главное при создании бизнеса — соблюсти все условия, которые необходимы при взаимодействии с контрольно-надзорными органами — например, если вы открываете магазин или кафе, следует уведомить об этом Роспотребнадзор. Также необходимо соблюсти ряд требований, которые смогут обезопасить предпринимателя от штрафов и убытков.

Найм сотрудников

Также, если вы нанимаете сотрудников, то вам нужно придерживаться Трудового кодекса: в нем прописаны основные условия, которые нужно соблюсти для взаимодействия с работниками. В трудовую книжку работника в течение пяти рабочих дней после заключения трудового договора или издания приказа следует внести запись. Если же индивидуальный предприниматель привлекает сотрудников по гражданско-правовым договорам, необходимо встать на учет в Социальном фонде России (в течение 30 дней после заключения такого договора).

Обязательно проведите специальную оценку условий труда в соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации. У новых компаний на это есть 12 месяцев со дня, когда работник приступил к работе в вашем офисе или на предприятии.

Зарегистрируйте юридическое лицо

Чтобы предприниматель был защищен и от своих работников, и от государственных органов, и от поставщиков, которые могут доставить некачественный продукт или оказать услугу, не отвечающую требованиям безопасности, при запуске любого проекта важно осуществить регистрацию юридического лица, выбрав правильную правовую форму. В Российской Федерации существует несколько форм регистрации юрлиц, каждая из которых имеет свои особенности и преимущества, и выбор формы зависит от целей и масштабов деятельности вашей компании.

Самая распространенная из них — это самозанятость, которая включает в себя быструю регистрацию на официальном сайте Федеральной налоговой службы: зайдя на портал и выполнив ряд простых действий, уже через 10 минут вы будете состоять на учете в налоговом органе и вам не придется каждый год самостоятельно формировать и подавать отчетность по форме 3-НДФЛ, а также ежемесячную НДС-декларацию, в отличие от организаций и частных предпринимателей.

Следующая популярная форма — это регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. В отличие от самозанятого, который не имеет права нанимать рабочую силу и может работать только самостоятельно и по определенным ОКВЭД (видам деятельности), то индивидуальный предприниматель имеет право нанимать сотрудников, вести налоговый учет и заниматься деятельностью. Главное — прибыль ИП не должна превышать 265,8 млн в год. 

Также стоит отметить и общество с ограниченной ответственностью, которое действует на основании Федеральных законов «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ и «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ. Последний закон полностью регулирует всю деятельность учредителей, решивших создать бизнес, — в нем подробно описаны структура и порядок работы компании.

В отличие от индивидуального предпринимателя, управление денежными средствами в ООО должно полностью проходить через строгую отчетность, прописанную в уставе. Также в документе определено, как учредители могут тратить прибыль или иные денежные средства для того, чтобы не привести фирму к банкротству.

Сохраняйте переписку с инвесторами и партнерами

Деловую переписку с партнерами и инвесторами важно сохранять на всех этапах ведения бизнеса. Лучшее для этого решение — создание архивных папок для хранения информации и обеспечения ее сохранности в течение не менее 5 лет — такой подход связан со сроком исковой давности. Поэтому необходимо тщательно собирать и хранить всю информацию, касающуюся бизнеса и финансов, чтобы иметь возможность доказать свою правоту в случае возникновения споров, в том числе в судебном порядке.

В моей практике известны случаи, когда в спорные моменты переписка двухлетней давности «оживала» и помогала восстановить справедливость в вопросе уплаты паушального взноса при оформлении франшизы.

Выстраивайте трудовые отношения с сотрудниками

Важно заключить договор с сотрудниками, которых вы нанимаете в свою компанию. Это может быть гражданско-правовой договор на оказание разовой услуги, если работники выполняют конкретную задачу, а также трудовой договор, если вы планируете длительное сотрудничество, и ученический договор, если вы обучаете сотрудников.

Имейте в виду, что гражданско-правовой договор нельзя заключить на продолжительное время, поскольку трудовая инспекция может переквалифицировать его в трудовой договор. Поэтому я рекомендую оформлять гражданско-правовые договоры на конкретные виды услуг. Если же вы нанимаете сотрудника на постоянную работу, с ним следует заключить срочный (на полгода) или долгосрочный трудовой договор.

Помните, что даже для малого бизнеса сейчас имеется много больших возможностей: например, для микропредприятий предусматривается возможность ограничиваться одним только договором, не издавая дополнительных правовых актов — таких как положение о премировании, о внутреннем трудовом распорядке и так далее. Кроме того, на сайте Федеральной службы по труду и занятости можно найти шаблоны всех необходимых для предпринимателей документов, что значительно упрощает рабочие процессы и оформление бумаг.

Грамотно составьте учредительные документы

Создание ООО предполагает обязательное оформление учредительных документов, одним из которых является устав — своего рода, паспорт и внутренняя «Библия» компании. В настоящее время налоговый орган ввел типовой устав, доступный для быстрой регистрации. Для успешного ведения серьезного бизнеса, особенно если в нем задействовано несколько учредителей, я рекомендую внимательно ознакомиться с текстом устава и соблюдать его положения, чтобы в дальнейшем работать, как говорится, без приключений и сюрпризов.

Защитите свой бизнес

Ответственность за пожарную безопасность во время аренды часто становится камнем преткновения между арендатором и собственником помещений. Поэтому продумайте вопросы взаимодействия с контрольно-надзорными органами, а также заключите договор с пожарной организацией и регулярно проверяйте состояние систем и оборудования.

Поскольку тема защиты бизнеса является весьма щепетильной, не стоит забывать и о гражданских моментах. Именно поэтому рассмотрите возможность заключения брачного договора. Супруги могут начать вести параллельный бизнес или один из них активно развивает свое дело. В результате в будущем могут возникать различные ситуации, и важно заранее предусмотреть возможные риски.

Одним из способов защиты бизнеса является заключение брачного договора. В нем можно указать условия, которые защитят обе стороны от дальнейших изменений и возможных коварных действий со стороны обоих супругов, которые, к сожалению, в судебной практике встречаются довольно часто.

Защита прав супругов крайне важна для обеспечения безопасности их имущества. Можно включить в брачный договор условия, которые защитят обе стороны от возможных рисков и потерь, связанных с ведением бизнеса одним из супругов или открытием бизнеса на другое лицо. Главное, чтобы в случае возникновения споров или разногласий, супруги могли обратиться к этому договору для урегулирования вопросов собственности и бизнеса.

Заключение

Подводя итоги, стоит еще раз отметить, что любой бизнес сопряжен с возможными рисками и трудностями. Однако, обращаясь за юридической помощью к специалистам на любом этапе развития компании, предприниматели могут получить ценные советы и поддержку, которые позволят им успешно преодолеть возникающие препятствия и добиться успеха в своем деле. Пусть ваш бизнес будет безубыточным, приносит хороший доход и главное — не доставляет проблем!

Интересное:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации07.04.2015
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес край Приморский, г.о. Уссурийский, ул. Кузнечная, д. 76
ОГРН 1152511001334
ИНН / КПП 2511092421 251101001

Контакты

E-mail NATALIYA.KUDRYAVTSEVA@MAIL.RU
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия