РБК Компании

Синдром ускоренного мышления мешает нормально учиться и работать

Что такое синдром ускоренного мышления, признаки проявления синдрома у взрослых и детей, как он мешает учиться и работать и что делать для его преодоления
Синдром ускоренного мышления мешает нормально учиться и работать
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе
Генеральный директор московского Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, коуч, эксперт-аналитик

Татьяна Гогуадзе — один из первых российских специалистов, которая открыто начала освещать проблему дислексии в России. Её сайт dyslexia.ru появился ещё в 2002 году и по настоящее время остаётся крупнейшим информационно-образовательным порталом по проблемам дислексии, методам её диагностики и коррекции. Интернет-портал – это обширная база знаний для родителей детей-дислексиков, где они могут узнать о физических упражнениях, найти практические советы по воспитанию и обучению детей.

Подробнее про эксперта

Мы живем в век информации, которая нас окружает повсюду. По различным оценкам, ежедневно мозг взрослого человека потребляет более 30 Гб данных, что минимум в пять раз больше, чем всего 30 лет назад.

Никогда еще в истории человечества мозгу людей не приходилось обрабатывать такой объем информации, как сейчас. В итоге современный человек настолько занят выполнением этой задачи, что постепенно даже теряет возможность чувствовать и думать. А ситуацию усугубляет еще тот факт, что большинство данных, с которыми мы сталкиваемся каждый день, — поверхностные, то есть не несут никакой практической пользы для мозга. Особенно негативно такой объем информации влияет на детский мозг, который находится в процессе формирования: он просто не способен выдержать такую нагрузку!

Что нужно учитывать родителям при обучении и воспитании детей с точки зрения работы мозга? 

Об этом подробно рассказывает профессор С.В. Савельев, с которым в июле 2023 года состоялась большая и интересная беседа в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе.

Да, основные «жертвы» информации — школьники, которые не готовы к восприятию и обработке такого объема сведений. К школьным знаниям у них добавляется поток информации из интернета, социальных сетей, телевидения, книг, компьютерных игр. К тому же многие школьники посещают одновременно несколько кружков и секций, поэтому неудивительно, что детский мозг и психика не справляются с такой нагрузкой.

Но это не означает, что взрослые не страдают от переизбытка информации. У них тоже развивается синдром ускоренного мышления — именно такое название предложил использовать бразильский врач, психиатр и психотерапевт Аугусто Кьюри для описания состояния людей, у которых на фоне избытка информации развиваются различные проблемы.

О наличии у взрослого или ребенка синдрома ускоренного мышления могут говорить следующие признаки:

  • явные проблемы с почерком;
  • повышенная утомляемость и раздражительность;
  • очень быстрый темп чтения и устной речи;
  • постоянное ощущение физического переутомления;
  • тревожность, необоснованные приступы страха за свое будущее;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • внезапные смены настроения;
  • проблемы со сном;
  • нетерпимость к противоречиям;
  • невозможность расслабиться и получить достаточный отдых;
  • постоянная неудовлетворенность всем и вся.

К чему приводит синдром ускоренного мышления?

Гиперстимуляция мозга приводит к увеличению скорости мысли до очень высокого уровня, то есть мозг начинает за короткий промежуток времени создавать все больше бесполезных и бесплодных мыслей. Как результат — человек перестает запоминать и хранить информацию, что, естественно, негативно сказывается на его общем эмоциональном здоровье и работоспособности. Теряется продуктивность, человек начинает хуже справляться со своими профессиональными обязанностями, постоянно находится в состоянии стресса.

Более того, синдром ускоренного мышления способствует нарушению согласованности (когерентности) в работе полушарий мозга, а ведь рассогласованность полушарий мозга — одна из основных причин, почему у человека снижается работоспособность. У него также нарушается психоэмоциональное состояние и резко падает эффективность в работе с информацией.

В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе стабильно растет количество обращений от взрослых, которые жалуются на проблемы с работой с информацией

Также много обращений и от родителей школьников, которые не могут сконцентрироваться на учебном материале, испытывают сложности с чтением вслух и письмом, ведут себя раздражительно и агрессивно, отличаются неустойчивым психоэмоциональным состоянием.

Качество письма наглядно показывает как работает мозг, потому что в почерке проявляется психомоторика пишущего. И возраст здесь не имеет значение. Данное наблюдение актуально как для школьников, так и для взрослых.

Синдром ускоренного мышления мешает нормально учиться и работать

Можно ли победить синдром ускоренного мышления и восстановить свою работоспособность?

На первый взгляд кажется, что нужно просто ограничить объем поступающей информации, меньше проводить время в социальных сетях, за просмотром телевизора, а больше бывать на свежем воздухе и заниматься спортом. Все это так. Но современный образ жизни городского человека диктует ему другие правила, и полностью отключиться от информации все равно не получится.

Поэтому нужно уметь адаптироваться к сложившимся условиям современной жизни. А для этого требуется работать с причиной проблемы — ускоренной работой мозга. Другими словами, требуется замедлить скорость работы мышления.

Для этого сначала необходимо определить текущее функциональное состояние человека, оценить уровень согласованности его полушарий мозга. В этих целях в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе проводится видеокомпьютерная психодиагностика по методу профессора Ануашвили. Она позволяет составить максимально точный психологический портрет человека, понять и проанализировать собственные психологические установки и подсознательные мотивы поведения, которые мешают плодотворно учиться и работать.

Более того, по результатам диагностики выдаются рекомендации по оздоровлению образа жизни, выполнению специальных упражнений, которые помогают повысить согласованность в работе полушарий мозга, улучшить ресурсное состояние и решить многие психоэмоциональные проблемы.

Одним из эффективных и доступных упражнений, которое позволяет самостоятельно и в короткие сроки справиться с интеллектуальными нагрузками, является графокоррекция. Это авторская методика, которая меняет работу мозговых ритмов и формирует новые нейронные связи, за счет чего человек начинает лучше обрабатывать информацию и одновременно улучшает свое психоэмоциональное состояние.

Современному человеку практически невозможно полностью исключить себя из информационного потока, но у него есть возможность подготовить свой мозг к обработке и восприятию информации. Синдрому ускоренного мышления можно противостоять, главное — контролировать свое состояние и на регулярной основе выполнять упражнения, которые помогают мозгу лучше работать и справляться с ежедневным объемом данных.

Интересное:

Все новости:

Достижения

Лучшее предприятие отрасли 2022Анализ финансовых показателей проводился среди 1537 компаний отрасли.
Росстандарт «ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО»Регистрационный номер РОСС RU. СРП200078-079.
100 лучших предприятий РоссииРегистрационный номер РОСС RU. СРП700418-219.
БРЕНД 2023 ГОДАРегистрационный номер РОСС RU. СРП100024-025.
Выбор клиентов и партнеров 2022По итогу аналитики, в рамках отрасли (ОКВЭД 88.99) и региона Центральный федеральный округ

Профиль

Дата регистрации19.08.2013
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва НАБ. РУБЦОВСКАЯ Д. 2 К. 3 КВ. 145
ОГРН 1137746742210
ИНН / КПП 7701368130 770101001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 36, стр. 1, офис №22
Телефон +74997050555

Социальные сети