Синдром ускоренного мышления мешает нормально учиться и работать
Что такое синдром ускоренного мышления, признаки проявления синдрома у взрослых и детей, как он мешает учиться и работать и что делать для его преодоленияТатьяна Гогуадзе — один из первых российских специалистов, которая открыто начала освещать проблему дислексии в России. Её сайт dyslexia.ru появился ещё в 2002 году и по настоящее время остаётся крупнейшим информационно-образовательным порталом по проблемам дислексии, методам её диагностики и коррекции. Интернет-портал – это обширная база знаний для родителей детей-дислексиков, где они могут узнать о физических упражнениях, найти практические советы по воспитанию и обучению детей.
Мы живем в век информации, которая нас окружает повсюду. По различным оценкам, ежедневно мозг взрослого человека потребляет более 30 Гб данных, что минимум в пять раз больше, чем всего 30 лет назад.
Никогда еще в истории человечества мозгу людей не приходилось обрабатывать такой объем информации, как сейчас. В итоге современный человек настолько занят выполнением этой задачи, что постепенно даже теряет возможность чувствовать и думать. А ситуацию усугубляет еще тот факт, что большинство данных, с которыми мы сталкиваемся каждый день, — поверхностные, то есть не несут никакой практической пользы для мозга. Особенно негативно такой объем информации влияет на детский мозг, который находится в процессе формирования: он просто не способен выдержать такую нагрузку!
Что нужно учитывать родителям при обучении и воспитании детей с точки зрения работы мозга?
Об этом подробно рассказывает профессор С.В. Савельев, с которым в июле 2023 года состоялась большая и интересная беседа в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе.
Да, основные «жертвы» информации — школьники, которые не готовы к восприятию и обработке такого объема сведений. К школьным знаниям у них добавляется поток информации из интернета, социальных сетей, телевидения, книг, компьютерных игр. К тому же многие школьники посещают одновременно несколько кружков и секций, поэтому неудивительно, что детский мозг и психика не справляются с такой нагрузкой.
Но это не означает, что взрослые не страдают от переизбытка информации. У них тоже развивается синдром ускоренного мышления — именно такое название предложил использовать бразильский врач, психиатр и психотерапевт Аугусто Кьюри для описания состояния людей, у которых на фоне избытка информации развиваются различные проблемы.
О наличии у взрослого или ребенка синдрома ускоренного мышления могут говорить следующие признаки:
- явные проблемы с почерком;
- повышенная утомляемость и раздражительность;
- очень быстрый темп чтения и устной речи;
- постоянное ощущение физического переутомления;
- тревожность, необоснованные приступы страха за свое будущее;
- трудности с концентрацией внимания;
- внезапные смены настроения;
- проблемы со сном;
- нетерпимость к противоречиям;
- невозможность расслабиться и получить достаточный отдых;
- постоянная неудовлетворенность всем и вся.
К чему приводит синдром ускоренного мышления?
Гиперстимуляция мозга приводит к увеличению скорости мысли до очень высокого уровня, то есть мозг начинает за короткий промежуток времени создавать все больше бесполезных и бесплодных мыслей. Как результат — человек перестает запоминать и хранить информацию, что, естественно, негативно сказывается на его общем эмоциональном здоровье и работоспособности. Теряется продуктивность, человек начинает хуже справляться со своими профессиональными обязанностями, постоянно находится в состоянии стресса.
Более того, синдром ускоренного мышления способствует нарушению согласованности (когерентности) в работе полушарий мозга, а ведь рассогласованность полушарий мозга — одна из основных причин, почему у человека снижается работоспособность. У него также нарушается психоэмоциональное состояние и резко падает эффективность в работе с информацией.
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе стабильно растет количество обращений от взрослых, которые жалуются на проблемы с работой с информацией
Также много обращений и от родителей школьников, которые не могут сконцентрироваться на учебном материале, испытывают сложности с чтением вслух и письмом, ведут себя раздражительно и агрессивно, отличаются неустойчивым психоэмоциональным состоянием.
Качество письма наглядно показывает как работает мозг, потому что в почерке проявляется психомоторика пишущего. И возраст здесь не имеет значение. Данное наблюдение актуально как для школьников, так и для взрослых.
Можно ли победить синдром ускоренного мышления и восстановить свою работоспособность?
На первый взгляд кажется, что нужно просто ограничить объем поступающей информации, меньше проводить время в социальных сетях, за просмотром телевизора, а больше бывать на свежем воздухе и заниматься спортом. Все это так. Но современный образ жизни городского человека диктует ему другие правила, и полностью отключиться от информации все равно не получится.
Поэтому нужно уметь адаптироваться к сложившимся условиям современной жизни. А для этого требуется работать с причиной проблемы — ускоренной работой мозга. Другими словами, требуется замедлить скорость работы мышления.
Для этого сначала необходимо определить текущее функциональное состояние человека, оценить уровень согласованности его полушарий мозга. В этих целях в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе проводится видеокомпьютерная психодиагностика по методу профессора Ануашвили. Она позволяет составить максимально точный психологический портрет человека, понять и проанализировать собственные психологические установки и подсознательные мотивы поведения, которые мешают плодотворно учиться и работать.
Более того, по результатам диагностики выдаются рекомендации по оздоровлению образа жизни, выполнению специальных упражнений, которые помогают повысить согласованность в работе полушарий мозга, улучшить ресурсное состояние и решить многие психоэмоциональные проблемы.
Одним из эффективных и доступных упражнений, которое позволяет самостоятельно и в короткие сроки справиться с интеллектуальными нагрузками, является графокоррекция. Это авторская методика, которая меняет работу мозговых ритмов и формирует новые нейронные связи, за счет чего человек начинает лучше обрабатывать информацию и одновременно улучшает свое психоэмоциональное состояние.
Современному человеку практически невозможно полностью исключить себя из информационного потока, но у него есть возможность подготовить свой мозг к обработке и восприятию информации. Синдрому ускоренного мышления можно противостоять, главное — контролировать свое состояние и на регулярной основе выполнять упражнения, которые помогают мозгу лучше работать и справляться с ежедневным объемом данных.
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты
Социальные сети